Внутренний аудит исполнения страховой компанией 115-ФЗ (ПОД/ФТ) – Ч.3

Внутренний аудит и внутренний контроль

Автор:
Источник: Ассоциация “Институт внутренних аудиторов”
Опубликовано: 26 июля 2020


Первая и вторая части статьи находятся здесь и здесь

Аудит исполнения страховой компанией ФЗ от 07.08.2001 № 115-ФЗ “О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма”. Часть 3

При планировании внутреннего аудита по проверке исполнения Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ в страховых компаниях, я рекомендовала включать в годовой план проведения внутреннего аудита анализ соответствия Правил внутреннего контроля (ПВК) по ПОД/ФТ/ФРОМУ действующему законодательству, а также проверку подготовки и отправки отчетности в уполномоченный орган (Росфинмониторинг) и внутренних отчетов руководству компании, подготовленных специальным должностным лицом (об этом пойдет речь ниже).

3. Проверка подготовки и отправки отчетности в уполномоченный орган (Росфинмониторинг) и внутренних отчетов руководству компании, подготовленных специальным должностным лицом

Согласно пп.4 п.1 гл.7 Федерального закона 115-ФЗ, а также Указанию Банка России от 17.10.2018г. №4937-У, страховая компания не реже чем один раз в три месяца обязана проверять наличие среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, и информировать о результатах такой проверки уполномоченный орган. Отправка отчетности (ФЭС, формализованное электронное сообщение) в уполномоченный орган (Росфинмониторинг) должна осуществляться в течение трех рабочих дней с момента проведения каждой проверки. Страховой компании желательно прописать в ПВК порядок и сроки проведения такой проверки. По моему мнению, удобно проводить проверку по итогам каждого квартала.

Итак, внутренний аудитор, зная конкретные сроки отправки ФЭС, проверяет в Личном кабинете страховой компании на сайте https://portal.fedsfm.ru :

  • корректность ввода учетных данных компании;
  • даты использованных Перечней сотрудниками компании;
  • даты формирования отчета, дату отправки отчета, статус обработки ФЭС и дату (время) квитанции. Данная информация находится в разделе “Принятые сообщения” в Личном кабинете;
  • действующих клиентов за проверяемый период с информацией, проверяемой и отправленной СДЛ (специальное должностное лицо) в Росфинмониторинг.

Согласно п. 2.9. гл.2 Федерального закона 115-ФЗ, порядок проверки осуществления внутреннего контроля за соблюдением НФО и ее сотрудниками законодательства Российской Федерации в сфере ПОД/ФТ, ПВК по ПОД/ФТ/ФРОМУ предусматривает порядок, в том числе периодичность (не реже одного раза в год), проведения внутренних проверок выполнения ПВК по ПОД/ФТ, требований законодательства Российской Федерации в сфере ПОД/ФТ, а также наличие в ПВК по ПОД/ФТ/ФРОМУ порядка о представлении руководителю НФО по результатам проверок письменных отчетов, содержащих сведения обо всех выявленных нарушениях законодательства Российской Федерации в сфере ПОД/ФТ, а также о принятых мерах по результатам проверок.

Таким образом, в ПВК страховой компании должно быть прописано как минимум ежегодное проведение внутренней проверки выполнения ПВК сотрудниками отдела ПОД/ФТ. Для удобства контроля рекомендую прописывать в ПВК ежеквартальные проверки с составлением отчетов на имя генерального директора. В более частом составлении отчетов не вижу смысла, так как при необходимости СДЛ может и должен изложить возникшую проблему генеральному директору в служебной записке.

Составление отчетов на более редкой основе расслабляют сотрудников отдела ПОД/ФТ. Да и внутренним аудиторам будет легче проверять работу отдела, имея квартальные отчеты.

В квартальных отчетах полезна следующая информация:

  • об операциях, подлежащих обязательному контролю, сообщения о которых приняты Федеральной службой по финансовому мониторингу за квартал;
  • об отправке формализованного электронного сообщения о результатах проверки наличия среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества;
  • о наличие среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества;
  • о реализации программы обучения ПОД/ФТ/ФРОМУ сотрудников компании;
  • о проводимых мероприятиях по снижению уровня риска клиентов;
  • о редакциях ПВК;
  • о мероприятиях по мониторингу, анализу и контролю за риском использования услуг в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, финансирования терроризма, распространения оружия массового уничтожения;
  • по обновлению сведений о клиентах в рамках проведения ежегодного обновления.

Изложенная информация в квартальном отчете может служить хорошим планом при проведении внутреннего аудита работы отдела ПОД/ФТ.

Перечисленные процедуры в рамках проведения внутреннего аудита страховой компании, конечно, не являются исчерпывающими. Я постаралась перечислить минимум, который требуется для поддержания внутреннего контроля по данной тематике. Возможно, у вас возникнут дополнения к изложенной статье, которые можно осветить в журнале “Внутренний аудитор”, и это станет прекрасным обменом опытом и поможет нам в планировании внутреннего аудита по проверке исполнения Федерального закона 07.08.2001 № 115-ФЗ в страховых компаниях.

Автор:

Теги: внутренний аудит  страховая компания  115-ФЗ  ПОД/ФТ  страховые компании  Правила внутреннего контроля  ПОД/ФТ/ФРОМУ  Росфинмониторинг  квартальные отчеты  внутренние аудиторы