Все что не раскрыто в цифрах, расскажут слова [ч. 1]

Подготовка международной...
Источник: GAAP.RU
Опубликовано: 7 Июня 2021

 

По материалам: IFRS

В самом конце мая Совет по МСФО представил давно обещанный предварительный вариант пересмотренного практического руководства по подготовке МСФО-отчетности PS (Practice Statement) 1 “Комментарии руководства”. Несмотря на долгие месяцы работы над ним, детальной информации за это время поступало относительно немного, но кое-что стало понятно даже так: несмотря на полностью добровольный характер применения (как это было и раньше), применение PS 1 в целях подготовки дополнительных описаний, помогающих лучше раскрыть финансовое положение организаций и перспективы на будущее, будет сопряжено с довольно жесткими требованиями. Давайте разберемся, как видят идеальную менеджерскую отчетность разработчики МСФО, тем более что времени до конца ноября еще много - возможно, у кого-то появятся идеи, как сделать PS 1 еще лучше.

О чем это все?

Практическое руководство по подготовке менеджерских отчетов не обновлялось более 10 лет: в пока еще действующем варианте оно вышло в декабре 2010 года. До того момента оно находилось в работе почти пять лет. Свое видение того, как организациям составлять описательную отчетность в дополнение к основным формам, “разговаривающим” с читателями преимущественно языком сухих цифр, Совет по МСФО впервые изложил в дискуссионном документе от октября 2005 года. Любопытно, что на сайте Минфина России можно при желании найти перевод на русский язык второго Практического руководства (Практических рекомендаций, как они названы там) по применению международных стандартов финансовой отчетности, которое носит название “Формирование суждений о существенности” – но не перевод PS 1.

Так же как PS 2 по теме существенности, PS 1 - это не отдельный стандарт, а, скорее, широкие основы представления описательной отчетности в дополнение к основной МСФО- (или любой другой) отчетности. Она предназначена для понимания пользователями отчетности контекста (бизнес-моделей и стратегий развития интересующих их организаций, ресурсов у них в наличии, и так далее), что позволяет получить более целостное ощущение реальной картины, к тому же с прицелом на будущее, поскольку “традиционная” финансовая отчетность, как хоршо известно – это “слепок” прошлого, отражение того, что уже случилось.

Под пользователями отчетности в данном случае подразумевается в первую очередь инвесторы и аналитики. Как хорошо известно, у МСФО-отчетности есть много других категорий пользователей – аудиторы, государственные органы регулирования, кредитные агентства и так далее – которых также может интересовать дополнительная информация, но на их информационные потребности PS 1 специально не ориентируется.

Второй важный момент - помимо вспомогательной роли, эта информация с необходимостью будет нести определенную долю субъективизма, что в данном случае даже хорошо, поскольку помогает взглянуть на организации изнутри, как бы глазами их менеджеров. Об этом чуть подробнее идет речь ниже.

Поскольку PS 1 не является стандартом, руководство может применяться отдельно даже там, где финансовая отчетность составлена согласно каким-то другим основам подготовки. И, как уже отмечалось, наоборот действовать тоже разрешается: если организация следует принципам МСФО, никто не заставляет ее выполнять предписания данного практического руководства. Да и вообще, составление описательной отчетности, есть подумать – дело добровольное, исключительно в интересах привлечения инвесторов.

Впрочем, в отдельных странах все может зависеть от требований национального законодательства, и вполне возможно, что PS 1 пересмотренной версии встретят настолько тепло, что сделают где-то обязательным, например, для всех биржевых компаний или общественно значимых организаций. До сих пор это не встречалось повсеместно по ряду причин, и одна из них в том, что предыдущая версия довольно быстро успела морально устареть. Еще на этапе предварительных исследований Совет по МСФО обратил внимание, что менеджерские комментарии не дают сегодня инвесторам и кредиторам (для кого они предназначены в первую очередь) действительно нужную им информацию, и что к ним при желании можно предъявить целый набор справедливых замечаний:
  • Зачастую акцент делается не на том, что действительно важно, а на малозначительных вещах, которые “важное” собой лишь заслоняют, мешая читателем оценить перспективы развития.
  • Комментарии руководства содержат много общей информации и мало фактов, отражающих специфику конкретной организации.
  • Они мало рассказывают о более долгосрочных системных рисках и стратегических задачах, зато слишком много - о краткосрочных аспектах, что, опять-таки, мешает оценивать долгосрочные перспективы.
  • Следующий факт вполне объясним по причине того, что на момент выхода первоначального варианта руководства такие вещи еще не были очень распространены в отчетности, однако - что есть, то есть, PS 1 действительно никак не оговаривает раскрытие информации по факторам устойчивого развития (ESG) и нематериальным активам, составляющим в современном мире едва ли не костяк деятельности очень многих (например, технологических) компаний. В то же время сегодня именно эти вещи определяют создание долгосрочной стоимости.
  • В целом, менеджерские отчеты до сего дня часто бывали несвязными и нецелостными, а их содержание трудно было соотнести с основной финансовой отчетностью, которую они призваны дополнять.
  • PS 1 никогда не был стандартом, поэтому вряд ли следует ждать от описательной отчетности высокой сопоставимости, но хотя бы в отношении представителей той же отрасли на это можно было бы в какой-то мере рассчитывать, так же как и на сопоставимость с менеджерскими отчетами за предыдущие периоды для одной и той же организации. Однако нет, этого Совет по МСФО как-то не замечал, и этот недочет он собирается исправить в обновленной версией Практического руководства PS 1.

Что предлагается сегодня?

Есть шесть специфических типов содержания менеджерских отчетов, обязательных для раскрытия всеми, кто решает (или кому будет необходимо) следовать PS 1 при подготовке отчетности:

  1. Бизнес-модели - как организации создают стоимость и генерируют денежные потоки;
  2. Стратегии управления для поддержания и дальнейшего развития согласно бизнес-модели;
  3. Ресурсы и деловые отношения, на которых основана бизнес-модель и стратегия развития - включая активы, непризнанные в финансовой отчетности;
  4. Риски, способные повлиять на бизнес-модель, стратегию развития, ресурсы или отношения;
  5. Факторы и текущие тренды во внешнем окружении, которые уже повлияли или могут повлиять на бизнес-модель, стратегию, ресурсы, отношения или риски;
  6. Финансовое положение и финансовые результаты организации - помимо того, что раскрывается в основных формах отчетности и примечаниях к ней, включая факторы, способные на них повлиять в будущем.

Вся эта дополнительная информация в любом случае должна быть существенна с точки зрения инвесторов или кредиторов и вращаться вокруг факторов, имеющих ключевое значение для организации с точки зрения ее способности создавать стоимость и генерировать денежные потоки. Раскрытие этой информации будет осуществляться согласно оговоренным в PS 1 принципам, отвечающим определенным целям раскрытия информации (поскольку это теперь оговорено в Концептуальных основах в качестве одного из ключевых для самого IASB принципов разработки требований к раскрытиюGAAP.RU), а сами цели раскрытия основаны на информационных потребностях инвесторов и кредиторов.

В PS 1 войдут также примеры факторов ключевого значения и раскрываемой по ним информации, включая примеры показателей, которые менеджерам желательно и даже необходимо отражать, чтобы выполнить цели раскрытия информации, а значит - удовлетворить информационные потребности инвесторов и кредиторов как основных пользователей их отчетов.

Важно понимать, что, в отличие от традиционной финансовой отчетности за уже истекшие по факту промежутки времени, ключевые факторы могут уже оказать влияние на финансовые результаты и финансовое положение организации, а могут это сделать потенциально в будущем - но раскрываться в менеджерских отчетах они будут и в том, и в другом случае. Особенно это актуально для нематериальных активов и деловых отношений, которые не имеют отражения в финансовой отчетности, а также для ESG-факторов.

Относительно последних следует отметить, что Совет по МСФО ожидает раскрытия информации по вопросам устойчивости в соответствии со специфическими требованиями к раскрытию такой информации в действующих или будущих системах стандартов. Здесь, надо полагать, авторы в первую очередь имеют в виду будущие международные старты отчетности устойчивого развития, которые скоро начнут разрабатываться ISSB - специально создаваемой для этого новой организацией в структуре Фонда МСФО. Если вдруг вместо них будут применяться какие-то альтернативные требования, полагаем, с этим также никаких проблем не возникнет, поскольку никаких детальных требований по раскрытию той же климатической информации PS 1 не содержит.

Общие требования

Немного конкретики. Поговорим о том, что придется делать менеджерам, составляющим описательную отчетность согласно требованиям нового Практического руководства.

Определение финансовой отчетности, к которой относятся менеджерские комментарии

Требования на этот счет изложены в параграфе 2.2. Там же далее сказано, что, если комментарии руководства вообще не относятся к отчетности, составленной согласно принципам международных стандартов финансовой отчетности, то менеджеры обязаны указать, на какой тогда системе стандартов основана их финансовая отчетность. Как уже отмечалось выше, использовать Практическое руководство можно и в отрыве от МСФО.

Ситуации могут быть разные. Вполне допустимо включить в состав общего годового отчета комментарии руководства, которые не относятся к входящей в его же состав финансовой отчетности. Чтобы не вводить читателей в заблуждение, комментарии руководства в этом случае обязаны содержать указание того, как именно тогда получить доступ к финансовой отчетности, на которой они основаны (в противном случае смысла в самих комментариях руководства немного, ведь они, как известно, выполняют вспомогательную функцию). Как сказано в параграфе 3.1, комментарии руководства улучшают понимание финансовых результатов и финансового положения организации инвесторами и менеджерами, а также дают представление о факторах, способных повлиять на создание стоимости и генерирование денежных потоков на разных временных горизонтах, включая долгосрочный период.

В целом, менеджерские отчеты должны быть четко “различимы” на фоне остальных содержательных частей годового отчета, не сливаясь с ними. Но поскольку никаких четких предписаний нет, вполне можно и просто выпускать эту дополнительную отчетность отдельно от годового отчета.

Заявление о соответствии

В оригинале – “Statement of compliance”, и это новая форма заявления, которое предстоит писать менеджерам в случае полного выполнения ими всех требований PS 1 – говорится в параграфе 2.5. Чуть далее в параграфе 2.6 сказано, что включать модифицированное Заявление о соответствии разрешено и при неполном выполнении требований PS 1, но снабжая его указанием требований, которые выполнить не удалось, равно как и причин для этого.

Требования к содержанию

Комментарии руководства играют вспомогательную роль, дополняя собой финансовую отчетность, помогая инвесторам и кредиторам лучше разобраться с текущим финансовым состоянием и последними финансовыми результатами, оценить прогнозы будущего развития. Раскрывать следует информацию, существенную для действующих и потенциальных инвесторов и аналитиков – и только их. Пусть описательной отчетностью могут интересоваться, например, какие-нибудь рейтинговые агентства, государственные регуляторы или кто-то еще, их информационные потребности в расчет не берутся. Имеют значение лишь информационные потребности инвесторов и кредиторов – причем общие информационные потребности, а не те, которые могут предъявлять какие-то определенные их группы.

Понятие существенности берется из Концептуальных основ МСФО, в которых сказано, что информация является существенной, если ее пропуск, искажение или сокрытие может повлиять на решения инвесторов и кредиторов. В нашем случае решения будут приниматься на основе этих комментариев руководства и финансовой отчетности, к которой они относятся, а под принятием решений понимается покупка/продажа или владение долговыми или долевыми инструментами организации, предоставление организации свободных ресурсов (т.е. инвестирование), либо голосование по вопросу управленческих решений данной организации.

Существенная информация почти наверняка будет включать какие-то ключевые вопросы, которые являются фундаментальными с точки зрения способности данной организации создавать стоимость - но при этом необязательно, что существенными будут они все. И наоборот, существенной и важной в плане включения в комментарии руководства может быть информация, не имеющая прямого отношение к ключевому вопросу.

Ключевые вопросы (“Кey matters”) подробно расписаны в параграфах 4.7-4.14. Там приводятся их примеры, каждый из которых идет со словом “ключевой”:

  • Ключевые характеристики бизнес-модели организации;
  • Ключевые аспекты управленческой стратегии;
  • Ключевые для организации ресурсы и бизнес-отношения;
  • Ключевые риски;
  • Ключевые факторы и тренды в деловом окружении;
  • Ключевые аспекты финансовых результатов и финансового состояния.

Все ключевые вопросы имеют фундаментальную важность с точки зрения способности организации создавать стоимость и генерировать денежные потоки (и о том, и о другом чуть ниже), поэтому наверняка хоть какие-то из них будут существенны для инвесторов и кредиторов, но при этом необязательно, что они все. Определение подлежащих раскрытию ключевых вопросов отдается на откуп профессионального суждения менеджеров, составляющих комментарии руководства.

Примерами информация, которая явно не относится к ключевым вопросам, но тоже может рассматриваться как существенная в плане включения в комментарии руководства, являются:

  • Темы обсуждения в совете директоров / наблюдательном совете;
  • Темы, поднимаемые в публичных пресс-релизах, презентациях для инвесторов и кредиторов;
  • Темы, отмеченные как важные клиентами организации, поставщиками, сотрудниками.

Будущие денежные потоки

В соответствии со второй уже называвшейся выше функцией менеджерских отчетов (разъяснение факторов, способных повлиять на финансовые результаты и финансовое состояние не только сейчас, но и в будущие периоды), комментарии руководства, по ожиданиям авторов PS 1, должны будут включать в себя больше нефинансовой и прогнозной информации, больше обсуждений и общей аналитики, чем это можно отыскать в традиционной финансовой отчетности. Это значит больше возможностей для инвесторов и кредиторов спрогнозировать будущие денежные потоки.

В этих своих оценках они смотрят на приведенную стоимость будущих денежных потоков, на основе которой можно сказать, компенсирует ли, грубо говоря, полученная в будущем сумма денег время ожидания (т.е. перевесит ли она временную стоимость денег) и неопределенность реализации этих поступлений (окупит ли собой риск). Комментарии руководства рассказывают о факторах, способных повлиять на саму величину ожидаемых в будущем денежных поступлений, время их поступления, а также неопределенность вокруг денежных поступлений и/или времени их поступления.

Способность создавать стоимость

Еще одна важная характеристика организации, представление о которой инвесторы и кредиторы получат на основе дополнительной описательной отчетности. Что это значит, по сути? В предварительном варианте PS 1 авторы пишут о способности организации создавать либо сохранять стоимость для себя самой и, как следствие, для кредиторов и инвесторов. То есть в расчет не берется стоимость, создаваемая для других сторон отношений – клиентов, поставщиков и так далее. После выхода “прототипа” стандарта раскрытия климатической информации в декабре 2020 года широкое распространение стал получать новый термин - “стоимость организации” (enterprise value). То есть когда говорят о создании стоимости, часто теперь подразумевают именно ее.

Как понять, что деятельность организации создает стоимость? Для этого надо смотреть, ведет ли эта деятельность к сохранению или даже улучшению приведенной стоимости будущих денежных потоков, потому что если да, то речь действительно идет о создании стоимости. Но стоимость, как известно, может также разрушаться, убывать. Деятельность организации уменьшает стоимость, если она уменьшает чистую приведенную стоимость будущих денежных потоков (все это изложено в параграфе 3.12).

Примерами создающей стоимость деятельности могут быть инвестиции в разработку новых технологий, расширение клиентской базы, и т.д. В краткосрочном периоде эта деятельность может быть даже сопряжена с денежным оттоком ради большего по величине притока денежных средств в будущем. В этом случае мы говорим о создании стоимости.

И наоборот, необдуманные решения могут стоимость разрушать. Как пример, выбор более дешевого, но при этом загрязняющего метода производства экономит деньги, зато разрушает репутацию в более долгосрочной перспективе. Пока об этом не стало известно, в краткосрочном периоде организация получит дополнительную прибыль, но ее продажи упадут позднее.

Взгляд со стороны руководства

Для этого в PS 1 используется термин “management’s perspective”, иначе говоря, представление о том, как оценивают факторы, оказывающие влияние на текущее или будущее финансовое положение и финансовые результаты, сами управляющие. В параграфе 3.18 авторы напоминают, что информация в комментариях руководства в любом случае основана на том, чем пользуются в своей работе менеджеры - например, определенных индикаторах, на основе которых они отслеживают изменения в финансовом положении и финансовых результатах. Именно о них предстоит рассказать пользователям описательной отчтености.

Кроме того, выше уже было сказано, что комментарии руководства фокусируются на ключевых вопросах, фундаментальных с точки зрения создания стоимости в данной организации, и что в определении тех существенных с точки зрения инвесторов и кредиторов ключевых вопросов, которые подлежат обязательному раскрытию, менеджеры используют профессиональное суждение. Как именно они это делают - тоже информация из этой категории, отражающая видение ситуации самими менеджерами.

В следующий раз разберем более детально каждый из шести типов содержания менеджерских отчетов (бизнес-модели, стратегии и так далее), которые нужно будет подробно раскрывать в любом случае

Теги: Совет по МСФО  практическое руководство  PS 1  Practice Statement 1  комментарии руководства  менеджерская отчетность  МСФО  менеджерские отчеты  описательная отчетность  бизнес-модели  стратегии развития  МСФО-отчетность  менеджерские комментарии  долгос