Злобные свинки и сердитые птички… Казалось бы, причем здесь успех? Однако именно эти яркие персонажи принесли целое состояние разработчику игр – финской компании Rovio Entertainment
Если вы не являетесь горячим поклонником игры Angry Birds, то, скорее всего, потому, что вы пока в нее не играли. Эта простая игра, в которой надо, используя катапульту, стрелять сердитыми птицами по наглым зеленым свиньям, впервые появилась в App Store, интернет-магазине Apple, в декабре 2009 года, и с тех пор количество скачиваний новых версий игры перевалило за миллиард.
Микаэль Хед решил принять участие в построении бизнеса Rovio, чтобы «приобрести деловые связи в игровой индустрии»
«Мы, безусловно, не ожидали такого эффекта, — говорит Микаэль Хед, главный исполнительный директор Rovio Entertainment, финской компании-разработчика. — В нашем послужном списке до этого уже было 15 новинок, а общее количество опубликованных игр составляло 51, поэтому мы довольно трезво оценивали свои шансы. Но, конечно, мы старались изо всех сил и надеялись на хороший результат».
Столь феноменальный успех такой простой и при этом безумно увлекательной игры поднял Rovio на совершенно новый уровень: коллектив компании, которая начинала с 12 человек, теперь насчитывает более 300 сотрудников, причем основной рост пришелся на последний год. В 2011 году компания заработала около $100 млн, и ее стоимость, по неофициальным данным, оценивается в миллиарды долларов. Ряды поклонников Rovio постоянно растут, а Интернет полнится слухами о грядущем IPO. Angry Birds — это теперь игрушки, книжки, мультфильмы и тематические парки развлечений. Не исключено, что скоро выйдет и художественный фильм.
Такой бурный рост стал возможен лишь в последнее десятилетие. Благодаря развитию социальных сетей, отлично исполняющих роль «сарафанного радио», любые новости разлетаются по миру в одночасье. Будучи небольшой компанией, Rovio должна была решать непростые для себя задачи: разработать четкую стратегию, создать сплоченный коллектив, найти хороших консультантов, остаться открытой для новых возможностей, но главное — выжить. Сейчас в Интернете можно найти множество историй о компаниях, которым не удалось справиться с болезнью роста, но Хед намерен сделать все возможное, чтобы Rovio избежала подобной участи.
«В самом начале, когда Angry Birds была только игрой, а все остальное существовало лишь в замыслах, я боялся, что мы быстро покинем «десятку» лучших (в App Store) и останемся не у дел, — говорит он. — Сейчас об этом можно не беспокоиться. Игры — это не единственный наш бизнес: у нас много точек опоры».
Как все начиналось
Для компании, которая еще совсем недавно была на грани банкротства, это действительно впечатляющий результат. Никлас Хед, двоюродный брат Микаэля, основал Rovio в 2003 году вместе со своими двумя университетскими приятелями. Но все по-настоящему закрутилось лишь несколько месяцев спустя, когда к ним присоединился Микаэль. «Дела в компании шли тогда вяло, — говорит он. — Ребята хотели создавать игры или какие-нибудь программы, но никто не представлял себе, как превратить идеи в доходный бизнес». К счастью, помимо страсти к программированию, Микаэль обладал деловой жилкой. «Когда я пришел в компанию, мы организовали офис, разработали коммерческую стратегию и стали нанимать сотрудников», — вспоминает Хед.
«Если хочешь преуспеть, нужно непременно выходить на международный рынок»
Этапы становления компании — это история воплощенной мечты. «Когда после восьми лет пребывания за границей я вернулся в Финляндию, Rovio была для меня не самым лучшим местом работы, — говорит он. — Хотя я не был уверен в правильности своего решения, я все-таки решил попробовать. Для меня это был шанс приобрести деловые связи в игровой индустрии и поработать с двоюродным братом. Ради этого стоило рискнуть».
Вооружившись хорошим бизнес-планом и собрав небольшой коллектив единомышленников, Rovio начала брать заказы на разработку игр для мобильных устройств и вскоре, получив ряд положительных откликов от клиентов, стала планировать создание собственных игр. Переломный момент наступил в 2005 году, когда отец Хеда инвестировал значительную сумму в развитие бизнеса.
Руководители Rovio хотели быстро «раскрутить» дело, а затем продать компанию. Для «старой гвардии» во главе с Хедом подобный подход был категорически неприемлем. «Мы хотели построить устойчивый бизнес, который позволил бы нам оставаться независимыми и продолжать создавать собственные игры, — говорит Хед. — Мы не были против того, чтобы со временем продать компанию, но считали, что сначала ее надо поставить на ноги».
Когда его отец поддержал руководство компании, Хед принял решение уйти. «В сложившейся ситуации у меня не было выбора», — говорит он.
Покинув компанию, Микаэль стал заниматься созданием комиксов и книгоиздательством, а также весьма успешно работал с недвижимостью. Но самое главное — за эти годы он приобрел опыт, который предопределил его дальнейшую судьбу, а заодно и судьбу Angry Birds.
В начале 2009 года Микаэлю позвонил Никлас. Rovio оказалась на грани банкротства и была вынуждена уволить 38 из 50 сотрудников. «Несколько недель мы посвятили тому, чтобы в корне пересмотреть свою стратегию работы в игровой индустрии. Мы подвергли критической переоценке буквально все», — говорит Хед. Было проведено подробное исследование рынка, результаты которого легли в основу новой стратегии.
Подобный подход Rovio применяет до сих пор. При этом Микаэль и Никлас поняли две важные вещи. Во-первых, пора разработать что-нибудь для iPhone. «Если в игру будут играть на iPhone, то на других платформах и подавно», — сказал Хед. Во-вторых, для успеха решающее значение имеют доступность игры и ее цена: на момент своего появления Angry Birds соперничала с 150 000 подобными играми. Стратегия компании заключалась в том, чтобы установить цену в 99 центов и не поднимать ее в дальнейшем. «Нашей задачей было сделать так, чтобы люди платили за игру, не задумываясь о цене, как если бы они покупали пачку чипсов».
И это сработало. Angry Birds не только пробилась в «десятку» хитов iTunes, но и заняла в ней прочные позиции. Сейчас игра продается миллионными тиражами и на других платформах, таких как Android, PC и Facebook. Количество скачиваний последней версии игры, Angry Birds Space, превысило 10 млн в течение первых трех дней с момента ее выхода в свет в марте 2012 года. В 104 странах мира Angry Birds Space заняла первое место по количеству продаж на платформах Apple. Несомненно, немалую роль в успехе сыграло сотрудничество с NASA: рекламный видеоролик игры был снят прямо на борту Международной космической станции.
Для укрепления позиций на мировом рынке Rovio открыла офис в Шанхае. Кроме того, в дополнение к существующей студии в финском городе Тампере компания намерена открыть еще одну — возможно, в Стокгольме. Все решения принимаются в расположенном неподалеку от столицы Финляндии городе Эспоо, где находится головной офис компании. «Для растущего бизнеса финский рынок тесноват, — говорит Хед. — Если хочешь преуспеть, нужно непременно выходить на международный рынок». В марте 2011 года Rovio привлекла $42 млн от венчурных фондов Felicis, Accel и Atomico.
Полученные средства будут инвестированы в расширение бизнеса и разработку новых игр. Компания гордится тем, что имеет в числе своих консультантов таких технических гениев, как основатель Skype Никлас Зеннстрём и основатель Accel Рич Вонг. Каждый из них уже прошел путь, который сейчас проходит Rovio. «При этом, — добавляет Хед, — основная заслуга в успехе Rovio принадлежит нашим менеджерам, потому что на их плечах лежит ответственность за все принимаемые решения. Мы подобрали прекрасную команду, которой удалось создать эффективно работающий механизм, успешно справляющийся со всеми сложными задачами роста».
Для трех создателей Angry Birds —Микаэля, Никласа (в настоящий момент занимающего пост главного операционного директора) и главного директора по маркетингу Петера Вестербаки (по прозвищу «Могучий Орел») все еще только начинается. В Rovio надеются, что сердитые птички положат начало целой империи развлечений — подобно мультфильму о Микки Маусе, с которого начинал Уолт Дисней. Как говорит Хед, «на примере Angry Birds мы показали, как можно создать принципиально новую развлекательную сеть и причем в рекордные сроки».
Мнение
Новые способы потребления контента
Джон Нендик, руководитель международной группы по оказанию услуг компаниям медиасектора и индустрии развлечений, «Эрнст энд Янг»
С развитием цифровых технологий мир становится все более взаимосвязанным. К услугам потребителей — огромное количество медиаразвлечений и самые разные носители: смартфоны, планшетные и персональные компьютеры, телевизоры и игровые консоли.
Открыто широкое поле деятельности для начинающих компаний (НК), особенно разработчиков мобильных приложений. Согласно результатам недавнего исследования
«Эрнст энд Янг» Opportunities and optimism: how CEOs are embracing digital growth, в ближайшие пять лет мобильные приложения будут играть решающую роль в изменении способов потребления контента.Компании все чаще переводят свой бизнес в виртуальную сферу:местонахождение не имеет такого значения, как прежде, а барьеры для выхода на рынок значительно снизились. Благодаря эволюции высокоскоростных широкополосных сетей и мобильных технологий НК медиасектора и индустрии развлечений оперативно получают доступ к огромной клиентской базе данных как на развитых,так и на развивающихся рынках.
Очень важно не затеряться на перенасыщенном рынке. Один из опрошенных нами руководителей отметил: «Потребители не хотят ничего лишнего: как телезрители, которые из 500 каналов смотрят 10-12, они выбирают лишь ограниченное число приложений».
Решающим может стать первое впечатление, произведенное компанией при выходе на высококонкурентный рынок. Клиентов можно привлечь только качеством услуг, и первая реакция на вашу продукцию во многом определит ее успех.
Сегодня потребители пользуются одновременно различными носителями. Поэтому важно быть в центре внимания. Более того, для распространения и агрегирования контента потребители используют конкурирующие платформы, число которых постоянно растет. НК следует инвестировать в разработку так называемого «липкого» контента, заставляющего повторно посещать сайт или использовать мобильное приложение.
С расширением клиентской базы растет и нагрузка на инфраструктуру. Главная задача — обеспечить надежность и удобство систем: даже один неудачный опыт может отпугнуть клиентов.
Важно не только удовлетворить запросы клиентов, но и получить прибыль. Провайдеры продолжают искать пути монетизации своих онлайн-продуктов и услуг, развеивая миф о бесплатном Интернете. По мнению респондентов, в ближайшие годы клиентская база будет расти за счет продажи мобильных приложений. НК следует разработать гибкие бизнес-модели и стратегии платного контента.
Наконец, НК необходим надежный бэк-офис, который будет опорой растущего бизнеса. Залог успеха — эффективная система взаимодействия внутри организации и целостная стратегия развития.