Выручка по договорам с клиентами для инвесторов

IFRS 15 Выручка по договорам с клиентами
Источник: GAAP.RU
Опубликовано: 16 февраля 2019

Источник: IFRS


Уже совсем скоро компании на МСФО по всему миру опубликуют свою первую отчетность, при подготовке которой они руководствовались стандартом IFRS 15 “Выручка по договорам с клиентами”. Самое время еще раз подумать о том, что это значит. Этот вебинар предназначен в первую очередь для тех, для кого в первую очередь разрабатываются международные стандарты финансовой отчетности - для инвесторов. Член IASB Ник Андерсон (Nick Anderson) и член департамента IASB по работе с инвесторами, сертифицированный финансовый аналитик Сид Кумар (Sid Kumar) делают обзор информации, подлежащей раскрытию в финансовой отчетности использующих IFRS 15 компаний. В обзоре приводятся некоторые практические случаи для иллюстрации новой модели признания выручки и изменений, которые она порождает. Также они обсуждают некоторые новые требования, в том числе касающиеся дезагрегирования выручки, использования суждений и оценок, контрактных активов и обязательств.

Краткий обзор стандарта

Итак, IFRS 15 вступил в силу с 1 января прошлого года, и если не брать в расчет тех, кто решил перейти досрочно, компании представят свою первую отчетность в соответствии с новым стандартом за годовой период, который окончился 31 декабря. По мнению Совета по МСФО, самым значительным изменением в их отчетности в результате этого станет применение новых требований по раскрытию, включая те, которые касаются использования суждений и оценок, контрактных активов и обязательств, и дезагрегирования выручки – и они распространяются на все компании. Дополнительно, у компаний, работающих в таких отраслях как фармацевтика, аэрокосмическая отрасль и оборона, медиа, коммуникации и некоторые другие, может значительно поменяться временной расклад признания выручки. Примеры таких изменений будут рассмотрены позже.

Стандарт МСФО 15 представляет собой единый, полноценный, основанный на принципах базис для признания выручки, который принес с собой больше последовательности, улучшил сопоставимость отчетности, а кроме того, очень близок к своему американскому аналогу из US GAAP, что означает способность сопоставлять между собой отчетности компаний во всем мире.

Масштабы изменений в отчетности будут зависеть от “точки отсчета” (того, какие суждения составители отчетности делали раньше), а также самой природа договоров. Эти два фактора у разных компаний будут отличаться, поэтому сделать однозначный и единый вывод о степени изменений для всех довольно затруднительно. Тем не менее, есть определенные принципы, опираясь на которые, инвесторы способны лучше понимать природу изменений в отчетности компаний. Договоры с клиентами могут быть довольно простыми и прямолинейными (денежное вознаграждение выплачивается в точке продажи товара или услуги, а клиент незамедлительно получает контроль над объектом продажи), а могут обладать сложными характеристиками. Например, один договор может подразумевать несколько доставок, нести в себе элемент финансирования, предусматривать переменное вознаграждение, и так далее.

В основе признания выручки, напомним, лежит пятиступенчатый подход. Сначала необходимо идентифицировать договор или договоры с клиентами. Далее определяются обязательства в рамках данного договора. Затем идет определение цены транзакции. На четвертом этапе цену транзакции относят на обязательства исполнения. Признается выручка на пятом этапе, когда продавец выполняет свои обязательства по договору, то есть когда товары или услуги передаются покупателю. По каждому из этих этапов в IFRS 15 содержится подробное руководство, что обеспечивает строгость и последовательность учета.

Если инвестор желает хотя бы примерно знать, в какой степени изменится отчетность интересующей его организации на том или ином этапе признания выручки по новой модели, ему или ей нужно в первую очередь посмотреть на отрасль, в которой организация ведет свою деятельность. Совет по МСФО подготовил наглядную таблицу, из которой понятно, что самые значительные изменения в отчетности на первом этапе (определения договоров с клиентами) произойдут в отчетности компаний, работающих в аэрокосмической отрасли и обороне, области естественных наук, медиа и недвижимости. Определение обязательств исполнения затронет последние три отрасли из перечисленных выше, а также производство программного обеспечения и телекоммуникации. Третий этап наиболее актуален для аэрокосмической отрасли, управления активами и строительства.

Логика понятна: у производителей ПО договоры часто включают в себя не только сам конечный продукт, но и ряд сопутствующих услуг (установку, настройку, поддержку) – следовательно, отнесение цены транзакции на каждое обязательство исполнения для них также будет иметь большое значение. А пятый этап – признание выручки – будет иметь значение для большинства компаний, у которых заключены долгосрочные договоры с клиентами, поскольку в IFRS 15 содержится новое руководство относительно признания выручки с течением времени.

Как уже говорилось выше, основные сложности кроются в новых требованиях по раскрытию информации, которые основаны на ключевых целях: обеспечить пользователей отчетности информацией, которая поможет им понять время признания выручки, ее величину, природу и неопределенность. По сути, все эти ключевые цели находят свое отражение в требуемых стандартом раскрытиях, которые включают данные по дезагрегированию выручки, суммах по договору, невыполненных обязательствах исполнения, сделанных суждениях и признанных активах.

Обязательства исполнения

То, как именно компания определяет свои обязательства исполнения, будет иметь существенное влияние на то, как она впоследствии признает свою выручку. Рассмотрим для примера три гипотетических компании. Компания А занимается поставкой строительных материалов, Компания В занимается строительными работами, а Компания С – интегрированная строительная компания. Предположим, к Компании А могут обратиться с предложением о покупке определенного количества гвоздей и банок с краской. Теоретически, каждый гвоздь в заказанных ящиках тоже является обязательством исполнения, так как несет пользу его приобретателю: он нужен клиенту для возведения дома. С другой стороны, для возведения дома он или она может обратиться к компании В, которая оказывает как раз такие услуги (материалы обеспечивает заказчик). С этой точки зрения обязательством исполнения являются сами строительные работы. И наконец, Компания С имеет среди всех своих предложений ряд интегрированных услуг, которые не ограничиваются лишь строительными работами, но также включают инженерные услуги, проектирование, управление и т.д. В ее случае обязательством исполнения будет передача клиенту полностью готового объекта строительства.

Таким образом, можно сказать, что обязательство исполнения отражает собой природу деятельности организации и соответствующее обещание выполнить что-то для клиента в результате такой деятельности.