Эта статья будет полезна тем, кто переходит на автоматизированную форму бухгалтерского учета, а также тем, кто занимается восстановлением бухгалтерского учета. Речь пойдет о том, для чего нужен нулевой счет, как правильно его использовать, как правильно закрыть остатки по нему, как найти и исправить ошибки, возникающие при использовании вспомогательного счета 00.
Сначала напомним, что вспомогательный счет 00 является служебным. Он встречается только в бухгалтерских программах и предназначен для введения начальных остатков в программу.
Когда нужно ввести начальные остатки в программу? Таких случаев всего три:
- организация новая и необходимо ввести первые проводки по учету;
- организация уже работает, но бухучет ведется вручную (или в другой автоматизированной программе);
- организация уже работает, но бухучет не велся и остатки по счетам неизвестны (учет нужно восстановить).
В первом случае использовать счет 00 не нужно. Для введения всех остатков используются простые корреспонденции по счетам бухучета. А вот в остальных случаях потребуется использовать корреспонденции с вспомогательным счетом.
Балансовый счет 00 «Вспомогательный счет» является активно-пассивным. Основанием для использования этого счета, как и для других балансовых счетов, является принцип двойной записи. То есть при вводе остатков по балансовым счетам в автоматизированную программу обязательно должна быть составлена проводка по двум счетам.
Сформулируем основные правила использования счета 00:
- если счет, по которому вводятся начальные остатки активный, то остаток по нему отражается по дебету, а вспомогательный счет 00 вводится по кредиту и наоборот;
- если же счет, по которому вводятся остатки активно-пассивный, то записать остаток по нему можно по дебету или по кредиту в корреспонденции со вспомогательным счетом 00;
- остатки должны вводиться на последнюю дату, предшествующую дате начала учета. Например, если необходимо начать работу с 1 января 2014 года, то начальные остатки следует вводить на 31.12.2013 года;
- остатки по счетам в корреспонденции со счетом 00 нужно вводить в разрезе субсчетов и аналитических счетов;
- по результатам ввода начальных остатков необходимо сформировать оборотно-сальдовую ведомость.
Правильность заполнения оборотно-сальдовой ведомости можно проверить, если сверить сумму остатков по всем счетам (с 01 по 99) и по вспомогательному счету 00. Они обязательно должны быть равны.
Определяем стоимость активов и обязательств
Чтобы правильно сформировать остатки по счетам бухгалтерского учета необходимо провести инвентаризацию имущества и обязательств на дату формирования начальных остатков.
Оценку уставного капитала осуществляем на основе учредительных документов и отражаем сумму по счету 80 «Уставный капитал». Вклады учредителей (денежными средствами, основными средствами, материалами и т.д.) восстанавливаем на основе соответствующих документов и отражаем на счетах 01 «Основные средства», 50 «Касса», 10 «Материалы» и так далее.
Счет 00 используется только в бухгалтерских программах автоматизированного учета и предназначен для введения начальных остатков в программу.
На основании банковских выписок и данных кассовой книги можно определить остаток денежных средств в банках (входящее сальдо по счетам 51 «Расчетные счета» и 52 «Валютные счета») и кассе организации (входящее сальдо по счету 50 «Касса»). Если у организации несколько расчетных счетов, то остатки по банковским выпискам необходимо сложить.
Показатели по счетам кредитов и займов 66 «Краткосрочные кредиты и займы», 67 «Долгосрочные кредиты и займы» можно подтвердить, если провести сверку расчетов с дебиторами и кредиторами. При этом нужно определить данные, как по сумме основного долга, так и по сумме процентов начисленных на конец 2013 года.
Значения остатков на конец дня 31 декабря 2013 года и на начало дня 1 января 2014 года совпадают.
С помощью актов сверок восстанавливается информация о состоянии расчетов с контрагентами. По каждому контрагенту формируется дебиторская и кредиторская задолженность (остатки по счетам 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»).
А вот перечень документов, при помощи которых можно будет определить величину дебиторской и кредиторской задолженности:
Особое внимание следует уделить незавершенным капитальным вложениям. Для формирования остатков по счету 08 «Вложения во внеоборотные активы» следует поднять все документы, связанные с незавершенными капитальными вложениями, суммировать все затраты и оценить каждый незаконченный объект. Их стоимость можно определить по первичным документам. Если, например, строительство объекта было поручено подрядчику, необходимы – договор подряда, акты выполненных работ, платежные поручения по оплате их стоимости. Если же строительство осуществлялось собственными силами, то потребуются сметы, кассовые чеки, платежные ведомости, накладные на приобретение и отпуск материалов.
Инвентаризация нужна для оценки стоимости запасов (счет 10 «Материалы»), незавершенного производства (счет 20 «Основное производство»), готовой продукции (счет 43 «Готовая продукция») и других активов, имеющих не только стоимостную, но и количественную оценку по состоянию на 1 января 2014 года.
Остатки по материально-производственным запасам имеют свои особенности. Ведь нужно сначала подсчитать количество сырья, материалов и товаров, а затем полученный результат необходимо оценить в стоимостном выражении. В ситуации, когда у фирмы хранится несколько однородных групп товаров, можно использовать оценку по средней себестоимости. А если в организации большая номенклатура разнообразных ценностей, предлагаем для их оценки использовать метод ФИФО. Напомним, что при таком методе переданные в производство сырье и материалы, а также отгруженные товары оцениваются по стоимости первых по времени приобретения. А значит, остатки МПЗ должны оцениваться по стоимости последних приобретенных партий.
Обратите внимание: метод, который вы используете должен быть закреплен в учетной политике организации.
Для того чтобы использовать метод ФИФО, нужно: подсчитать количество товара или материалов определенного вида, взять последнюю по дате товарную накладную, по которой этот вид приобретался. Если количество ТМЦ меньше чем количество приобретенных по накладной или соответствует ей, то остатки можно оценить по указанной в ней стоимости. А если в последний раз приобретено было меньше, чем имеется в наличии, то нужно также взять информацию из предыдущей накладной. Если используется метод по средней себестоимости, то потребуется остатки по накладным сложить в стоимостном и количественном выражении, найти среднюю стоимость единицы и подсчитать стоимость ТМЦ.
После того, как все остатки будут разнесены по счетам, нужно посчитать дебетовый и кредитовый оборот по вспомогательному счету 00, разницу между ними следует отнести на счет 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)». Эта процедура является обязательной.
Если сумма по кредиту счета 00 больше, чем сумма по дебету – составляем проводку:
ДЕБЕТ 00 КРЕДИТ 84
– отражена нераспределенная прибыль организации по состоянию на 31 декабря 2013 года;
Если сумма по кредиту счета 00 меньше, чем сумма по дебету – составляем проводку:
ДЕБЕТ 84 КРЕДИТ 00
– отражен непокрытый убыток организации по состоянию на 31 декабря 2013 года.
Формируем первоначальные остатки по счетам
Рассмотрим пример с использованием вспомогательного счета 00, приведем документы, на основании которых осуществляются записи по счетам.
Дата формирования начальных остатков – 31 декабря 2013 года.
Приведем основные записи, которые нужно сделать в учете с применением вспомогательного счета:
Пример
ООО «Сталкер» с 1 января 2014 года переходит на автоматизированную форму бухгалтерского учета. Инвентаризационной комиссией на конец 2013 года была проведена инвентаризация в результате которой была определена оценка активов и обязательств.
Чтобы ввести начальные остатки по счетам в новую программу, бухгалтер делает следующие проводки:
ДЕБЕТ 00 КРЕДИТ 80
– 800 000 руб. – отражена величина уставного капитала на основании устава;
ДЕБЕТ 00 КРЕДИТ 82
– 40 000 руб. – отражена величина резервного капитала на основании устава;
ДЕБЕТ 01 КРЕДИТ 00
– 287 580 руб. – отражена первоначальная стоимость всех основных средств на основании актов ввода объектов ОС в эксплуатацию;
ДЕБЕТ 00 КРЕДИТ 02
– 56 025руб. – начислена амортизация по основным средствам на основании инвентарных карточек;
ДЕБЕТ 50 КРЕДИТ 00
– 4600 руб. – отражен остаток денежных средств в кассе на основании кассовой книги;
ДЕБЕТ 51 КРЕДИТ 00
– 982 374 руб. – отражен остаток денежных средств на расчетном счете на основании выписки банка;
ДЕБЕТ 10 КРЕДИТ 00
– 50 000 руб. – отражен остаток материалов на складе на основании инвентаризации описи ТМЦ;
ДЕБЕТ 43 КРЕДИТ 00
– 32 000 руб. – отражен остаток готовой продукции на складе на основании инвентаризации описи ТМЦ;
ДЕБЕТ 41 КРЕДИТ 00
– 100 000 руб. – отражен остаток товара на складе на основании инвентаризации описи ТМЦ;
ДЕБЕТ 62 КРЕДИТ 00
– 5100 руб. – отражена дебиторская задолженность по реализованным покупателям товарам на основании акта инвентаризации расчетов с покупателями;
ДЕБЕТ 00 КРЕДИТ 60
– 41 800 руб. – отражена кредиторская задолженность по полученным от поставщика товарам на основании акта инвентаризации расчетов с поставщиками;
ДЕБЕТ 00 КРЕДИТ 70
– 83 000 руб. – отражена кредиторская задолженность перед работниками по выплате зарплаты на основании расчетной ведомости;
ДЕБЕТ 00 КРЕДИТ 69
– 27 000 руб. – отражена кредиторская задолженность перед внебюджетными фондами на основании расчета по форме № РСВ-1 и расчета по форме № 4-ФСС;
ДЕБЕТ 00 КРЕДИТ 68
– 3800 руб. – отражена задолженность перед бюджетом по налогам и сборам на основании акта сверки.
Теперь нужно определить финансовый результат ООО «Сталкер» – нераспределенную прибыль или непокрытый убыток.
Кредитовый оборот по счету 00 равен 1 461 654 рубля (287 580 + 4600 + 982 374 + 50 000 + 32 000 + 100 000 + 5100).
Дебетовый оборот по счету 00 равен 1 051 625 рублей (800 000 + 40 000 + 56 025 + 41 800 + 83 000 + 27 000 + 3800).
В этом случае финансовый результат – нераспределенная прибыль, которая составит 410 029 рублей (1 461 654 – 1 051 625) и будет отражена проводкой:
ДЕБЕТ 00 КРЕДИТ 84
– 410 029 руб. – отражена нераспределенная прибыль организации.
Какие ошибки возникают при вводе начальных остатков?
Ошибка при вводе остатков по основным средствам
Например, первоначальная стоимость основного средства равна 900 000 рублей, а его амортизация составляет 200 000 рублей.
Бухгалтер отразил остаточную стоимость 700 000 рублей следующей проводкой:
ДЕБЕТ 01 КРЕДИТ 00
– 700 000 руб. – отражена первоначальная стоимость основных средств.
Как правильно? В балансе отражается остаточная стоимость ОС.
Бухгалтеру нужно сделать две проводки:
ДЕБЕТ 01 КРЕДИТ 00
– 900 000 руб. – отражена первоначальная стоимость основных средств;
ДЕБЕТ 00 КРЕДИТ 02
– 200 000 руб. – отражена начисленная амортизация ОС.
Ошибка при вводе остатков по счетам учета затрат
Например, бухгалтеру нужно было ввести остаток по счету 20 «Основные средства» на сумму 78 005 рублей. При вводе начальных остатков составили проводку:
ДЕБЕТ 84 КРЕДИТ 20
– 78 005 руб. – отражена сумма затрат незавершенного производства.
Как правильно? Каждый счет по вводу начальных остатков должен корреспондировать только со счетом 00. Бухгалтеру нужно сделать следующую проводку:ДЕБЕТ 20 КРЕДИТ 00
– 78 005 руб. – отражена сумма затрат незавершенного производства.
Ошибка: ввод начальных остатков завершен, а оборотно-сальдовая ведомость не «сходится»
Как правильно? Последней проводкой при вводе начальных остатков является проводка:
ДЕБЕТ 84 (00) КРЕДИТ 00 (84)
– отражен финансовый результат организации.