Казалось бы, права акционеров достаточно четко закреплены в законодательстве, в решении о выпуске ценных бумаг. Однако от декларации права до его практической реализации — путь очень не близкий.
В качестве примера приведем право акционера на получение дивидендов. Реализация этого права обусловлена решением общего собрания акционеров, которое принимается на основании предложения совета директоров, в состав которого нередко входят лица, представляющие интересы только крупных акционеров. В результате у общества прибыль есть, у акционера право на получение дивиденда есть, но реализовать это право никакой возможности нет.
Ситуация, когда акционер права имеет, но реализовать их не может — это ситуация неустойчивости, чреватая рисками корпоративных конфликтов, рисками оппортунистического поведения участников корпоративных правоотношений. Рекомендации Кодекса корпоративного управления, среди прочего, направлены на снижение данных рисков, обеспечение реализации прав акционеров, поддержание стабильности корпоративных отношений в компании. И в этом контексте рекомендации Кодекса корпоративного управления представляются интересными и полезными для любого акционерного общества или даже ООО, насчитывающего более одного акционера (участника), вне зависимости от размера компании или заинтересованности в привлечении внешних инвестиций.
Кодекс корпоративного управления состоит из двух частей. Первая содержит принципы, или, скорее, постулатыв области корпоративных правоотношений. Например: «Обществу рекомендуется создать для акционеров максимально благоприятные возможности для участия в общем собрании...» Вторая содержит перечень конкретных механизмов, позволяющих обеспечить реализацию соответствующих постулатов. Компании нет необходимости использовать в своей практике все подобные механизмы, предусмотренные Кодексом. В то же время перечень этих механизмов не является исчерпывающим. Предполагается, что, внедряя рекомендации Кодекса корпоративного управления, компании подойдут к этому процессу творчески, разрабатывая и принимая на вооружение также и иные механизмы, позволяющие добиться поставленных целей. В рамках статьи автор попытается показать примеры таких механизмов.
Вернемся к дивидендной проблеме. Кодекс корпоративного управления гласит:“Общество должно разработать и внедрить прозрачный и понятный механизм определения размера дивидендов и их выплаты». Речь идет о принятии положения о дивидендной политике, определяющего долю прибыли, которая в общем случае будет направляться на выплату дивидендов, а также условия, при возникновении которых эта доля может быть изменена”.
Определенность с вопросом выплаты дивидендов нужна не только для акционеров (в первую очередь — миноритарных, не зря же Кодекс говорит о том, что общество должно стремиться к исключению использования акционерами иных способов получения прибыли (дохода) за счет общества, помимо дивидендов и ликвидационной стоимости), но и для менеджмента, создавая определенность в вопросе о будущем использовании прибыли.
От себя добавлю, что, безусловно, лучшей практикой является закрепление в положении о дивидендной политике, в том числе, порядка и принципов принятия решения в отношении использования прибыли, не направляемой на выплату дивидендов, но оставляемой в распоряжении общества. В минимальном варианте эта норма может сводиться к тому, что полученная обществом прибыль используется исключительно в рамках утвержденного советом директоров бюджета общества. Подобный подход позволяет сделать этот часто «болезненный» для акционеров вопрос предметом коллегиального, а не единоличного решения.
Очень важным правом акционера, которое также декларируется законодательством, но представляет проблему с точки зрения практической рекомендации, является право свободно распорядиться своими акциями. Именно невозможность продать принадлежащие акционеру акции (наряду с невыплатой дивидендов при наличии прибыли) порождает неудовольствие акционеров, а иногда приводит к большим неприятностям для общества. Так, известно немало случаев, когда в результате названных обстоятельств рейдер имел возможность скупить существенный пакет акций по «бросовой» цене, или акционеры, вставая в оппозицию к обществу, голосовали на общем собрании «против» по важному для дальнейшего развития общества вопросу.
Кодекс корпоративного управления предлагает лишь один инструмент обеспечения ликвидности — вывод акций общества на публичный рынок. Не для любого акционерного общества этот механизм приемлем. Однако здесь возможны и иные решения. Например, информирование акционеров о лицах, заинтересованных в приобретении акций общества. Или периодическое принятие советом директоров компании решения о приобретении обществом собственных акций по их рыночной цене. В отношении последнего хотелось бы отметить, что наличие в распоряжении общества собственных акций позволяет компании решать многие вопросы. Такие акции могут быть проданы значимым контрагентам в целях укрепления финансово-хозяйственных связей. Кодекс корпоративного управления рекомендует выстраивать систему долгосрочной мотивации членов совета директоров и менеджмента, наделяя их акциями общества. И так далее.
Еще одна «болезнь» российских компаний в области обеспечения прав акционеров на акции — недостоверная, устаревшая информация реестра акционеров. В реестрах практически всех многоакционерных компаний можно найти счета акционеров — физических лиц, в отношении документов, удостоверяющих личность которых, указаны паспорта граждан СССР В такой ситуации акционер будет испытывать существенные трудности при попытке продать свои акции, получить дивиденды, и даже — принять участие в собрании.
Конечно, читатель может возразить: в акционерном законе есть статья 44, пункт 5 которой говорит:
“Лицо, зарегистрированное в реестре акционеров общества, обязано своевременно информировать держателя реестра акционеров общества об изменении своих данных. В случае непредставления им информации об изменении своих данных общество и регистратор не несут ответственности за причиненные в связи с этим убытки”.
Однако вспомним, что уровень правовой грамотности в стране не слишком высок, а многие акционеры стали таковыми не потому, что они осознанно приняли инвестиционные решения, а в результате приватизации.
Кодекс корпоративного управления содержит рекомендацию в адрес акционерных обществ: осуществлять совместно с регистратором действия, направленные на актуализацию данных реестра. К сожалению, Кодекс не раскрывает состав подобных действий. Но давайте попробуем подумать вместе, как эту проблему можно решить.
Если для участия в собрании прибыл акционер, в отношении которого в реестре акционеров зафиксированы старые данные, такой акционер должен иметь возможность, регистрируясь в качестве участника собрания, внести соответствующие изменения по своему лицевому счету в реестре акционеров. В случае если регистратор выполняет функции счетной комиссии на общем собрании акционеров, такая возможность есть.
Возможно, обществу целесообразно принять на себя оплату услуги регистратора по актуализации данных лицевых счетов.
Если акционер является участником социальных сетей, эффективен поиск через Интернет. Наконец, существует принципиальная возможность найти акционера по его фамилии, имени, отчеству и дате рождения в «закрытых» базах данных, а также существуют компании, которые оказывают услуги такого поиска.
Большое число рекомендаций Кодекса корпоративного управления посвящено процедуре подготовки и проведения общего собрания акционеров. И это не случайно: общее собрание — основная форма реализации акционерами своего права на участие в управлении акционерным обществом. Рекомендации Кодекса в отношении собраний с достаточной степенью условности можно разделить на 3 группы:
- рекомендации, направленные на создание максимально благоприятных условий для участия акционеров в собрании и принятия действительно обоснованных решений;
- рекомендации, направленные на преодоление недостатков действующего законодательства;
- рекомендации, направленные на борьбу со злоупотреблениями.
Акционеры крупных компаний, число владельцев голосующих акций в которых превышает одну тысячу, имеют возможность реализовать свое право на участие в собрании, заполнив и направив в акционерное общество бюллетень для голосования, не неся каких-либо затрат и временных потерь. Такой способ особенно удобен в тех случаях, когда в период проведения общего собрания они находятся в командировках, отпусках или болеют. Но такая возможность отсутствует у большинства акционеров компаний с меньшим чем 1000 числом владельцев голосующих акций. Закон говорит, что такие компании рассылают своим акционерам бюллетени только в том случае, когда эта обязанность предусмотрена их уставами.
Кодекс корпоративного управления, устраняя данную несправедливость, содержит рекомендацию для компаний с относительно небольшим количеством акционеров — включать в свои уставы обязанность направлять акционерам бюллетени для голосования и право таких акционеров принять участие в собрании, заполнив и направив в общество свои бюллетени.
Рекомендации об уведомлении акционеров о предстоящем собрании не менее чем за 30 дней до даты его проведения, о раскрытии даты составления списка лиц, имеющих право на участие в собрании, не менее чем за 7 дней до наступления этой даты, об увеличении до 60 дней после завершения финансового года срока для направления акционерами предложений к повестке дня собрания и кандидатов в выборные органы также направлены на создание максимально благоприятных условий для реализации акционерами своего права на участие в управлении обществом.
К числу рекомендаций, направленных на повышение обоснованности принимаемых акционерами решений, можно отнести следующие:
1) Расширить объем информации, предоставляемой акционерам в процессе подготовки к собраниям. В частности, Кодекс рекомендует предоставлять акционерам информацию о том, кем был выдвинут тот или иной вопрос в повестку дня собрания или кандидат для избрания в выборные органы; более подробную информацию о кандидатах в выборные органы, а также о кандидатах в аудиторы; обоснование необходимости увеличения уставного капитала и совершения сделок, подробный анализ изменений в устав, если соответствующие вопросы выносятся на собрание; обоснование предлагаемого распределения чистой прибыли и т. д.
2) В период подготовки к собранию поддерживать «горячую линию», предоставляющую акционерам возможность задать вопросы должностным лицам общества.
3) Подготавливать годовой отчет компании в расширенном объеме (в сравнении с установленными нормативными требованиями к этому документу). При этом, обобщая практику ведущих компаний, Кодекс приводит конкретные рекомендации: что, помимо обязательных разделов, должен содержать «продвинутый» годовой отчет. Не пересказывая содержание этих рекомендаций, приведу в качестве иллюстрации наименования некоторых дополнительных блоков информации:
- информация о количестве акций, находящихся в распоряжении общества и его подконтрольных лиц;
- достигнутые за год результаты общества в сравнении с запланированными;
- описание кадровой, социальной, экологической политики общества;
- отчет о работе комитетов совета директоров;
- описание систем вознаграждения членов совета директоров и принципов мотивации менеджмента и т. д.
Хочется отметить и такую рекомендацию Кодекса: при наличии технических условий использовать электронные системы для организации взаимодействия между обществом и акционером при подаче предложений в повестку дня собрания, кандидатов в выборные органы, для проведения голосования, транслирования в Интернете хода собрания.
Не забыл Кодекс и иностранных акционеров. Для обеспечения равного отношения ко всем акционерам, в том числе — иностранным, обществу рекомендуется предоставлять информацию о проведении собрания не только на русском, но и на иностранном языке, который является общепринятым на финансовом рынке.
Теперь поговорим о том, как Кодекс рекомендует преодолевать некоторые недостатки действующего законодательства в отношении процедуры подготовки и проведения общих собраний акционеров.
Законодательство не устанавливает перечень документов, которые должен предъявить счетной комиссии акционер или его представитель для того, чтобы быть зарегистрированным в качестве участника собрания. В результате возникает ситуация неопределенности. Так, в одних случаях счетные комиссии требуют от генерального директора компании - акционера выписки из ЕГРЮЛ, в других — устава и протокола общего собрания о его назначении. Подобная ситуация сложилась и в отношении физических лиц, сведения о которых в реестре акционеров содержат данные паспортов граждан СССР: некоторые счетные комиссии допускают таких акционеров на собрание, обращаясь к 19 странице паспорта, содержащей сведения о ранее действовавшем документе, другие — отказывают в допуске к собранию.
Кодекс корпоративного управления рекомендует однозначно определить и закрепить во внутреннем Положении о порядке подготовки и проведения собраний перечень документов, которые акционеры или их представители должны представить в счетную комиссию для того, чтобы быть зарегистрированными в качестве участников собрания.
Законодательство позволяет любому акционеру или группе акционеров, имеющих в совокупности 2% голосующих акций, предложить любого кандидата в состав совета директоров. Эта норма порождает риск того, что в состав совета директоров будут избраны лица, не обладающие должной квалификацией, что, безусловно, отрицательно скажется на эффективности управления компанией. Для преодоления этой проблемы Кодекс рекомендует создавать при совете директоров акционерного общества комитет по номинациям, который, среди прочего, должен осуществлять «взаимодействие с акционерами, направленное на формирование состава совета, наиболее полно отвечающего целям и задачам общества».
На практике в некоторых компаниях эта рекомендация реализуется следующим образом. Совет директоров (комитет по номинациям) формализует требования, предъявляемые к кандидатам в состав этого органа, проводит поиск кандидатов, отвечающих этим требованиям, рекомендует акционерам выдвинуть и поддержать таких кандидатов. Также в состав документов и информации, предоставляемых акционерам в период подготовки и проведения собрания, включается заключение совета директоров о соответствии выдвинутых акционерами кандидатов интересам и ожиданиям акционерного общества.
К рекомендациям, направленным на пресечение злоупотреблений, можно отнести следующую. Кодекс рекомендует закрепить во внутренних документах общества право акционера при сдаче своего бюллетеня в счетную комиссию потребовать заверения копии такого бюллетеня. Практике известны случаи, когда сданные в счетную комиссию бюллетени умышленно портились для того, чтобы признать такие бюллетени недействительными и тем самым обеспечить принятие решения, выгодного для конкретной группы участников корпоративных отношений.
Еще одной рекомендацией подобного типа следует признать пожелание Кодекса в сообщении о предстоящем собрании указывать точное место его проведения, «включая сведения о помещении, в котором оно будет проводиться». В условиях корпоративных конфликтов имели место случаи, когда неопределенность места проведения собрания использовалась для управления составом его участников.
Время, установленное для регистрации участников собрания, должно быть достаточным для того, чтобы все акционеры и их представители успели зарегистрироваться. Эта рекомендация становится особенно актуальной, в случае если акционерное общество будет привлекать для удостоверения состава участников собрания нотариуса.
Хочу обратить внимание на принципиально важный посыл Кодекса корпоративного управления, адресованный компаниям и специалистам, склонным чрезмерно формально относиться к обеспечению соблюдения требований законодательства. Кодекс говорит, что если документ, представленный акционером в акционерное общество, имеет какой-либо дефект (опечатки или иные недостатки в требовании акционера о предоставлении документов, подготовленных к собранию, заявлении с предложением о внесении вопроса в повестку дня собрания или кандидатов в список для голосования при избрании органов управления, бюллетене для голосования ит. д.) но, тем не менее, позволяет идентифицировать акционера и определить его волю, то такой документ должен быть принят. Если же дефекты документа существенны, то общество должно связаться с акционером, разъяснить его оплошность и актуализировать соответствующий документ.
В заключение еще раз отмечу, что рассмотренные рекомендации Кодекса корпоративного управления могут быть полезными для любого хозяйственного общества вне зависимости от масштаба деятельности и числа акционеров (участников). При этом следование этим рекомендациям предполагает необходимость внесения соответствующих норм в устав и внутренние документы акционерного общества.