Защита прав акционеров в кодексе корпоративного управления

Коротко о главном

Автор:
Источник: Журнал “Акционерное общество: вопросы корпоративного управления” №3-2015
Опубликовано: 24 Марта 2015

Казалось бы, права акционеров достаточно четко за­креплены в законодательстве, в решении о выпуске ценных бумаг. Однако от декларации права до его практической реализации — путь очень не близкий.

В качестве примера приведем право акционера на получение дивидендов. Реализация этого права обусловлена решением общего собрания акционеров, которое принимается на основании предложения совета директоров, в состав которого нередко входят лица, представляющие интересы только крупных акционеров. В результате у общества прибыль есть, у акционера право на получение дивиденда есть, но ре­ализовать это право никакой возможности нет.

Ситуация, когда акционер права имеет, но реализовать их не может — это ситуация неустойчивости, чреватая рисками корпоративных конфликтов, рисками оппортунистического поведения участников корпоративных правоотношений. Рекомендации Кодекса корпоратив­ного управления, среди прочего, направлены на снижение данных рисков, обеспечение реализации прав акционеров, поддержание стабильности корпоратив­ных отношений в компании. И в этом контексте рекомендации Кодекса корпоративного управления пред­ставляются интересными и полезными для любого ак­ционерного общества или даже ООО, насчитывающего более одного акционера (участника), вне зависимости от размера компании или заинтересованности в при­влечении внешних инвестиций.

Кодекс корпоративного управления состоит из двух частей. Первая содержит принципы, или, ско­рее, постулатыв области корпоративных правоот­ношений. Например: «Обществу рекомендуется создать для акционеров максимально благоприят­ные возможности для участия в общем собрании...» Вторая содержит перечень конкретных механиз­мов, позволяющих обеспечить реализацию соответствующих постулатов. Компании нет необ­ходимости использовать в своей практике все подобные механизмы, предусмотрен­ные Кодексом. В то же время перечень этих механизмов не является исчерпывающим. Предполагается, что, внедряя рекоменда­ции Кодекса корпоративного управления, компании подойдут к этому процессу твор­чески, разрабатывая и принимая на вооружение также и иные механизмы, позволяю­щие добиться поставленных целей. В рамках статьи автор попытается показать примеры таких механизмов.

Вернемся к дивидендной проблеме. Кодекс корпоративного управления гласит:“Общество должно разработать и внедрить прозрачный и понятный механизм определе­ния размера дивидендов и их выплаты». Речь идет о принятии положения о дивидендной по­литике, определяющего долю прибыли, кото­рая в общем случае будет направляться на вы­плату дивидендов, а также условия, при возникновении которых эта доля может быть изменена”.

Определенность с вопросом выплаты диви­дендов нужна не только для акционеров (в первую очередь — миноритарных, не зря же Кодекс говорит о том, что общество должно стремиться к исключению использования акционерами иных способов получения при­были (дохода) за счет общества, помимо дивидендов и ликвидационной стоимости), но и для менеджмента, создавая определен­ность в вопросе о будущем использовании прибыли.

От себя добавлю, что, безусловно, лучшей практикой является закрепление в положе­нии о дивидендной политике, в том числе, по­рядка и принципов принятия решения в отношении использования прибыли, не направля­емой на выплату дивидендов, но оставляемой в распоряжении общества. В минимальном варианте эта норма может сводиться к тому, что полученная обществом прибыль используется исключительно в рамках утвержденного сове­том директоров бюджета общества. Подобный подход позволяет сделать этот часто «болез­ненный» для акционеров вопрос предметом коллегиального, а не единоличного решения.

Очень важным правом акционера, которое также декларируется законодательством, но представляет проблему с точки зрения прак­тической рекомендации, является право сво­бодно распорядиться своими акциями. Имен­но невозможность продать принадлежащие акционеру акции (наряду с невыплатой дивидендов при наличии прибыли) порождает не­удовольствие акционеров, а иногда приводит к большим неприятностям для общества. Так, известно немало случаев, когда в результате названных обстоятельств рейдер имел воз­можность скупить существенный пакет акций по «бросовой» цене, или акционеры, вста­вая в оппозицию к обществу, голосовали на общем собрании «против» по важному для дальнейшего развития общества вопросу.

Кодекс корпоративного управления предла­гает лишь один инструмент обеспечения лик­видности — вывод акций общества на публич­ный рынок. Не для любого акционерного обще­ства этот механизм приемлем. Однако здесь возможны и иные решения. Например, инфор­мирование акционеров о лицах, заинтересо­ванных в приобретении акций общества. Или периодическое принятие советом директо­ров компании решения о приобретении обще­ством собственных акций по их рыночной цене. В отношении последнего хотелось бы от­метить, что наличие в распоряжении общества собственных акций позволяет компании ре­шать многие вопросы. Такие акции могут быть проданы значимым контрагентам в целях укре­пления финансово-хозяйственных связей. Ко­декс корпоративного управления рекомендует выстраивать систему долгосрочной мотивации членов совета директоров и менеджмента, на­деляя их акциями общества. И так далее.

 Еще одна «болезнь» российских компаний в области обеспечения прав акционеров на ак­ции — недостоверная, устаревшая информа­ция реестра акционеров. В реестрах практи­чески всех многоакционерных компаний мож­но найти счета акционеров — физических лиц, в отношении документов, удостоверяющих личность которых, указаны паспорта граждан СССР В такой ситуации акционер будет испы­тывать существенные трудности при попыт­ке продать свои акции, получить дивиденды, и даже — принять участие в собрании.

Конечно, читатель может возразить: в акци­онерном законе есть статья 44, пункт 5 кото­рой говорит:

“Лицо, зарегистрированное в реестре ак­ционеров общества, обязано своевременно информировать держателя реестра акционе­ров общества об изменении своих данных. В случае непредставления им информации об изменении своих данных общество и реги­стратор не несут ответственности за причиненные в связи с этим убытки”.

Однако вспомним, что уровень правовой гра­мотности в стране не слишком высок, а мно­гие акционеры стали таковыми не потому, что они осознанно приняли инвестиционные ре­шения, а в результате приватизации.

Кодекс корпоративного управления содер­жит рекомендацию в адрес акционерных обществ: осуществлять совместно с регистра­тором действия, направленные на актуали­зацию данных реестра. К сожалению, Кодекс не раскрывает состав подобных действий. Но давайте попробуем подумать вместе, как эту проблему можно решить.

Если для участия в собрании прибыл акцио­нер, в отношении которого в реестре акционеров зафиксированы старые данные, такой акционер должен иметь возможность, реги­стрируясь в качестве участника собрания, внести соответствующие изменения по сво­ему лицевому счету в реестре акционеров. В случае если регистратор выполняет функции счетной комиссии на общем собрании акционеров, такая возможность есть.

Возможно, обществу целесообразно принять на себя оплату услуги регистратора по актуа­лизации данных лицевых счетов.

Если акционер является участником социаль­ных сетей, эффективен поиск через Интернет. Наконец, существует принципиальная воз­можность найти акционера по его фамилии, имени, отчеству и дате рождения в «закрытых» базах данных, а также существуют компании, которые оказывают услуги такого поиска.

Большое число рекомендаций Кодекса корпо­ративного управления посвящено процедуре подготовки и проведения общего собрания ак­ционеров. И это не случайно: общее собрание — основная форма реализации акционерами своего права на участие в управлении акцио­нерным обществом. Рекомендации Кодекса в отношении собраний с достаточной степенью условности можно разделить на 3 группы:

  • рекомендации, направленные на создание максимально благоприятных условий для участия акционеров в собрании и принятия действительно обоснованных решений;
  • рекомендации, направленные на преодоле­ние недостатков действующего законода­тельства;
  • рекомендации, направленные на борьбу со злоупотреблениями.

Акционеры крупных компаний, число владель­цев голосующих акций в которых превышает одну тысячу, имеют возможность реализовать свое право на участие в собрании, заполнив и направив в акционерное общество бюллетень для голосования, не неся каких-либо затрат и временных потерь. Такой способ особенно удобен в тех случаях, когда в период проведе­ния общего собрания они находятся в коман­дировках, отпусках или болеют. Но такая воз­можность отсутствует у большинства акцио­неров компаний с меньшим чем 1000 числом владельцев голосующих акций. Закон говорит, что такие компании рассылают своим акционе­рам бюллетени только в том случае, когда эта обязанность предусмотрена их уставами.

Кодекс корпоративного управления, устраняя данную несправедливость, содержит рекомен­дацию для компаний с относительно неболь­шим количеством акционеров — включать в свои уставы обязанность направлять акционе­рам бюллетени для голосования и право таких акционеров принять участие в собрании, запол­нив и направив в общество свои бюллетени.

Рекомендации об уведомлении акционеров о предстоящем собрании не менее чем за 30 дней до даты его проведения, о раскрытии да­ты составления списка лиц, имеющих право на участие в собрании, не менее чем за 7 дней до наступления этой даты, об увеличении до 60 дней после завершения финансового года срока для направления акционерами предло­жений к повестке дня собрания и кандидатов в выборные органы также направлены на соз­дание максимально благоприятных условий для реализации акционерами своего права на участие в управлении обществом.

К числу рекомендаций, направленных на повы­шение обоснованности принимаемых акцио­нерами решений, можно отнести следующие:

1) Расширить объем информации, предоставля­емой акционерам в процессе подготовки к со­браниям. В частности, Кодекс рекомендует пре­доставлять акционерам информацию о том, кем был выдвинут тот или иной вопрос в повестку дня собрания или кандидат для избрания в вы­борные органы; более подробную информацию о кандидатах в выборные органы, а также о кан­дидатах в аудиторы; обоснование необходи­мости увеличения уставного капитала и совер­шения сделок, подробный анализ изменений в устав, если соответствующие вопросы выно­сятся на собрание; обоснование предлагаемо­го распределения чистой прибыли и т. д.

2) В период подготовки к собранию поддер­живать «горячую линию», предоставляющую акционерам возможность задать вопросы должностным лицам общества.

3) Подготавливать годовой отчет компании в расширенном объеме (в сравнении с установленными нормативными требования­ми к этому документу). При этом, обобщая практику ведущих компаний, Кодекс приво­дит конкретные рекомендации: что, помимо обязательных разделов, должен содержать «продвинутый» годовой отчет. Не пересказы­вая содержание этих рекомендаций, приведу в качестве иллюстрации наименования неко­торых дополнительных блоков информации:

  • информация о количестве акций, находящих­ся в распоряжении общества и его подкон­трольных лиц;
  • достигнутые за год результаты общества в сравнении с запланированными;
  • описание кадровой, социальной, экологиче­ской политики общества;
  • отчет о работе комитетов совета директоров;
  • описание систем вознаграждения членов со­вета директоров и принципов мотивации ме­неджмента и т. д.

Хочется отметить и такую рекомендацию Ко­декса: при наличии технических условий ис­пользовать электронные системы для орга­низации взаимодействия между обществом и акционером при подаче предложений в по­вестку дня собрания, кандидатов в выборные органы, для проведения голосования, транс­лирования в Интернете хода собрания.

Не забыл Кодекс и иностранных акционеров. Для обеспечения равного отношения ко всем акционерам, в том числе — иностранным, об­ществу рекомендуется предоставлять инфор­мацию о проведении собрания не только на рус­ском, но и на иностранном языке, который явля­ется общепринятым на финансовом рынке.

Теперь поговорим о том, как Кодекс реко­мендует преодолевать некоторые недостат­ки действующего законодательства в отно­шении процедуры подготовки и проведения общих собраний акционеров.

Законодательство не устанавливает пере­чень документов, которые должен предъ­явить счетной комиссии акционер или его представитель для того, чтобы быть зареги­стрированным в качестве участника собра­ния. В результате возникает ситуация неопределенности. Так, в одних случаях счетные комиссии требуют от генерального директо­ра компании - акционера выписки из ЕГРЮЛ, в других — устава и протокола общего со­брания о его назначении. Подобная ситуация сложилась и в отношении физических лиц, сведения о которых в реестре акционеров содержат данные паспортов граждан СССР: некоторые счетные комиссии допускают та­ких акционеров на собрание, обращаясь к 19 странице паспорта, содержащей сведения о ранее действовавшем документе, другие — отказывают в допуске к собранию.

Кодекс корпоративного управления реко­мендует однозначно определить и закрепить во внутреннем Положении о порядке подго­товки и проведения собраний перечень документов, которые акционеры или их пред­ставители должны представить в счетную комиссию для того, чтобы быть зарегистри­рованными в качестве участников собрания.

Законодательство позволяет любому акцио­неру или группе акционеров, имеющих в совокупности 2% голосующих акций, предло­жить любого кандидата в состав совета директоров. Эта норма порождает риск того, что в состав совета директоров будут из­браны лица, не обладающие должной ква­лификацией, что, безусловно, отрицатель­но скажется на эффективности управления компанией. Для преодоления этой пробле­мы Кодекс рекомендует создавать при сове­те директоров акционерного общества коми­тет по номинациям, который, среди прочего, должен осуществлять «взаимодействие с акционерами, направленное на формирование состава совета, наиболее полно отвечающе­го целям и задачам общества».

На практике в некоторых компаниях эта реко­мендация реализуется следующим образом. Совет директоров (комитет по номинациям) формализует требования, предъявляемые к кандидатам в состав этого органа, проводит поиск кандидатов, отвечающих этим требо­ваниям, рекомендует акционерам выдвинуть и поддержать таких кандидатов. Также в со­став документов и информации, предостав­ляемых акционерам в период подготовки и проведения собрания, включается заключе­ние совета директоров о соответствии вы­двинутых акционерами кандидатов интере­сам и ожиданиям акционерного общества.

К рекомендациям, направленным на пресе­чение злоупотреблений, можно отнести следующую. Кодекс рекомендует закрепить во внутренних документах общества право ак­ционера при сдаче своего бюллетеня в счет­ную комиссию потребовать заверения копии такого бюллетеня. Практике известны слу­чаи, когда сданные в счетную комиссию бюл­летени умышленно портились для того, что­бы признать такие бюллетени недействи­тельными и тем самым обеспечить принятие решения, выгодного для конкретной группы участников корпоративных отношений.

Еще одной рекомендацией подобного типа следует признать пожелание Кодекса в сообщении о предстоящем собрании указы­вать точное место его проведения, «включая сведения о помещении, в котором оно бу­дет проводиться». В условиях корпоративных конфликтов имели место случаи, когда неопределенность места проведения собрания использовалась для управления составом его участников.

Время, установленное для регистрации участников собрания, должно быть доста­точным для того, чтобы все акционеры и их представители успели зарегистрироваться. Эта рекомендация становится особенно ак­туальной, в случае если акционерное обще­ство будет привлекать для удостоверения со­става участников собрания нотариуса.

Хочу обратить внимание на принципиаль­но важный посыл Кодекса корпоративного управления, адресованный компаниям и спе­циалистам, склонным чрезмерно формально относиться к обеспечению соблюдения тре­бований законодательства. Кодекс говорит, что если документ, представленный акционе­ром в акционерное общество, имеет какой-либо дефект (опечатки или иные недостатки в требовании акционера о предоставлении документов, подготовленных к собранию, за­явлении с предложением о внесении вопро­са в повестку дня собрания или кандидатов в список для голосования при избрании орга­нов управления, бюллетене для голосования ит. д.) но, тем не менее, позволяет иденти­фицировать акционера и определить его во­лю, то такой документ должен быть принят. Если же дефекты документа существенны, то общество должно связаться с акционером, разъяснить его оплошность и актуализиро­вать соответствующий документ.

В заключение еще раз отмечу, что рассмо­тренные рекомендации Кодекса корпоративного управления могут быть полезными для любого хозяйственного общества вне зависи­мости от масштаба деятельности и числа ак­ционеров (участников). При этом следование этим рекомендациям предполагает необходимость внесения соответствующих норм в устав и внутренние документы акционерного общества.

Автор:

Теги: защита прав акционеров  кодекс корпоративного управления  выпуск ценных бумаг  получение дивидендов  корпоративные конфликты  получение дивиденда  корпоративные правоотношения  Кодекс корпоративного управления  использование прибыли  право распорядиться с