Автор: Брайан Пекарелли (Brian Peccarelli), президент Thomson Reuters Tax & Accounting
По материалам: CFO
На особо впечатлительных относительно недавняя история в New York Times способна наслать дрожь одним своим заголовком “The Robots Are Coming for Wall Street” (“Роботы идут на Уолл-стрит”). В качестве иллюстрации использовалась стилизованная фотография Арнольда Шварценеггера, вооруженного футуристическим калькулятором, способного уничтожить целые армии живых аналитиков. История описывала не такое уж далекое будущее, в котором половина участников Уолл-стрит теряет свою работу в результате автоматизации.
Детальные данные показывают, однако, что феномен не ограничивается только лишь Уолл-стрит, затрагивая более широкий сектор профессиональных услуг. По предсказаниям Boston Consulting Group, к 2025 году почти одна четверть всех рабочих мест будет замещена “роботами” либо просто продвинутым программным обеспечением. Отдельное исследование Оксфордского университета предрекает, что 35% действующих рабочих мест в Великобритании окажутся под угрозой вследствие автоматизации на протяжении следующих 20 лет. Среди топовых 10% с наибольшей вероятностью будут автоматизированы: страховщики, налоговые консультанты, кредитные менеджеры, кредитные аналитики и, конечно, профессиональные бухгалтеры.
- Сможет ли искусственный интеллект заменить аудитора? (29 июня 2015)
Значит ли это, что мы все будем получать налоговые консультации – или, если уж продолжать данную мысль, также финансовые и юридические консультации – от роботов, одновременно занимаясь поиском новой работы для себя самих? Ну, в каком-то смысле это уже происходит. Роботизированные консультанты уже стали составной частью системы финансовых услуг. А, например, автоматическое составление налоговых деклараций активно рекламируется в период массовой сдачи налоговой отчетности.
В то же время, хотя частично трансформация уже началась, будущее роботизированных профессиональных услуг пока что не выглядит такой антиутопией, как в сцене восстания машин из фильма “Терминатор”, либо столь же однозначным, как это предсказывают исследователи-консультанты. Вместо этого мы склонны видеть довольно существенную эволюцию индустрии, которая все активнее соединяет воедино продвинутые технологии и чисто человеческий элемент, создавая своего рода “гибрид”. Если хотите, можете называть его “киборгом”. Новый вид профессионалов будет иметь в своем распоряжении большие данные и совершенный инструментарий.
Представьте себе влияние инноваций в области искусственного интеллекта на сегодняшний рынок труда. В прошлом году приблизительно 4,4 миллиона рабочих мест в секторе IT были созданы специально для обработки больших данных и прочих инициатив науки о данных, способствующих развитию ИИ. В одних только США это принесло 1,9 млн. новых рабочих мест. Предсказывают, что любая функция, связанная с большими данными, будет обеспечивать в США занятость каждым 3 новым специалистам вне сектора IT. Это значит, что за следующие четыре года 6 миллионов новых рабочих мест будут созданы в Америке только благодаря этим инициативам.
Конечно, этот тип эволюционного развития будет иметь огромное влияние на жизнь работников в сфере профессиональных услуг, переворачивая с ног на голову многие традиционные подходы, но одновременно открывая новым путь к процветанию. В конечном итоге процесс обеспечит дальнейший рост среди многих индустрий. На основании наших сегодняшних технологий, облегчающих бухгалтерским профессионалам их работу, мы ожидаем, что именно автоматизация сыграет наибольшую роль в оказании индустрии профессиональных услуг огромной помощи с информационным обменом, анализом и фильтрацией информационных данных, тем самым позволяя бухгалтерам играть в большей степени проактивную, а не “реактивную” роль в отношениях с клиентами.
Какие-то строительный блоки этой системы сегодня уже заняли свое место. В финансовом учете, например, продвинутые технологии обработки документов и безопасные способы их пересылки уже позволяют клиентам аудиторских фирм напрямую загружать всю информацию через системы безопасной передачи данных. На самом базовом уровне это может, однако, напугать: если так много точек соприкосновения с клиентами сегодня автоматизируется, как тогда аудиторские компании и индивидуальные аудиторы смогут в дальнейшем дифференцировать себя, добавлять уникальную стоимость?
Ответ прост: в создании новых точек соприкосновения. На самом деле, для каждой новой технологической разработки, позволяющей машинам взять на себя рутинные административные задачи, появляются тысячи новых, более сложных функциональных задач, с которыми клиенты просто не знают, как справляться.
Представьте себе, согласно данным eBay, более 90% американских компаний, продающих свою продукцию, торгуют через эту систему на международном уровне. В среднем каждая из них продает в 30 разных стран. Это кое-что новое, раньше такого не было. Мелкие, “семейные” бизнесы торговали в пределах своего района еще каких-то 15 лет назад, а сегодня они сталкиваются с разветвленной сетью международных торговых и налоговых норм, правительственных правил регулирования и требований к отчетности. Это как раз те области, с которыми идеально справятся блестящие профессиональные аудиторы и консультанты.
Что это означает, так это то, что профессиональные консультанты теперь будут тратить меньше времени на копание в отчетах и больше времени - на развитие ценного бизнес-восприятия, с которым они помогут своим клиентам предсказывать трудности и менять курс, прежде чем эти трудности станут реальной проблемой. Кроме того, им придется развить у себя качественно новый набор профессиональных навыков, в наивысших приоритетах которых будут значиться доверие, креативность, коммуникации и интерпретирующее восприятие вместо математических навыков, знания налоговых законов или мастерства “старомодной” бумажной бухгалтерии.
Специалисты и их рабочие места должны эволюционировать, чтобы отвечать растущим запросам на обучение и постоянное перепрофилирование в ответ на появление новых технологий, и необходимо обладать истинным профессионализмом в обращении с программным обеспечением, созданием рабочих отношений с клиентами, сотрудниками и партнерами, чтобы развивать свое влияние.
Однако в наибольшей степени основная эволюция сотрудников и самих компаний в области профессиональных услуг будет сфокусирована на призыве “бога из машины” - а если по-простому, то на рассказывании понятной истории, которая прячется за всеми этими данными – и на переводе этой истории в информацию для своих клиентов, на основе которой уже можно действовать. Этот вид восприятия и является ключом к созданию доверия – атрибута, который начисто отсутствует в чисто роботизированных отношениях.