Глава 3. Финансовая составляющая
Управление рисками
Эффективный финансовый менеджмент должен управлять рисками так же, как и доходами. Цели, относящиеся к росту, прибыльности и объему денежных потоков, подчеркивают важность повышения рентабельности инвестиций. Однако необходимо уравновешивать расчет ожидаемой прибыли с управлением рисками и контролем за ними. Именно поэтому многие компании включают в финансовую составляющую показатели оценки риска стратегии, например диверсификации направлений бизнеса, источников дохода, базы клиентов или расширения географического размещения. В целом управление рисками представляет собой дополнительный показатель, который необходимо учитывать при разработке любой стратегии бизнеса.
Стратегические направления финансовой составляющей
Для каждой из трех стадий стратегии – роста, устойчивого состояния, сбора «урожая» – мы выделяем три финансовых стратегических направления (цели), которые ведут к реализации бизнес стратегии:
- рост дохода и расширение структуры деятельности;
- сокращение издержек и увеличение производительности;
- использование активов и инвестиционная стратегия.
Рост доходов и расширение структуры деятельности достигаются при условиях увеличения числа предложений продуктов и услуг, завоевания новых клиентов и рынков, развития товаров и услуг в сторону создания более высокой добавленной стоимости, соответствующего пересмотра цен. Сокращение издержек и увеличение производительности достигаются снижением прямых и косвенных издержек и совместным использованием ресурсов с другими бизнес единицами. Третье направление характеризуется стремлением сократить оборотный капитал, необходимый для поддержания объема и расширения направлений бизнеса, а также оптимального использования основных средств за счет активизации ранее незадействованных ресурсов для развития новых сфер деятельности и ликвидации тех активов, которые не оправдывают свою рыночную стоимость. Все эти мероприятия способствуют увеличению доходов, получаемых за счет более эффективного использования финансовых и материальных активов.
В таблице 3.1 представлена матрица 3 Ѕ 3 трех стадий бизнес стратегии и трех финансовых направлений во взаимосвязи с факторами достижения намеченных финансовых результатов.
Таблица 3.1. Показатели стратегических финансовых направлений
Стадия | Стратегические направления | ||
Рост дохода и расширение структуры деятельности | Сокращение издержек и увеличение производительности | Использование активов | |
Сбор «урожая» | Показатель роста объема продаж в сегменте рынка
Процент дохода от продаж нового продукта или услуги новым клиентам | Доходы/Персонал | Инвестиции (процент продаж)
Исследования и развитие (процент продаж) |
Устойчивое состояние | Доля целевых клиентов
Перекрестные продажи Процент дохода от нового использования уже существующего продукта Прибыльность продукта и клиента | Собственные издержки против издержек конкурентов
Сокращение издержек Косвенные издержки (процент продаж) | Коэффициент ликвидности оборотного капитала (денежный цикл)
ROCE по основным категориям активов Коэффициент использования активов |
Рост | Прибыльность продукта и клиента
Процент неприбыльных клиентов | Себестоимость единицы (единицы производства, сделки) | Окупаемость
Производительность |