Альтернативные инвестиции для российских компаний

Зарубежный опыт

Автор:
Источник: журнал «Консультант» № 17, 2005
Опубликовано: 16 Сентября 2005

Рынок альтернативных инвестиций AIM – пожалуй, наиболее привлекательная для российских компаний площадка Лондонской фондовой биржи. Однако совсем недавно требования к эмитентам ужесточились. Теперь перейти с AIM на официальный листинг биржи будет сложнее.

В июле 2005 года рынок альтернативных инвестиций Лондонской биржи (Alternative Investments Market, AIM) отметил свое десятилетие. AIM изначально задумывался как торговая площадка для молодых и динамично развивающихся предприятий. Рынок AIM предназначен и для небольших компаний, не отвечающих строгим требованиям основной площадки Лондонской биржи . Поэтому в профессиональной среде рынок альтернативных инвестиций именуется как junior market (младший рынок).
Можно констатировать, что за время своего существования AIM показывает впечатляющие результаты. На этот рынок приходится наибольшее количество проводимых в мире IPO (первичных публичных размещений акций). С момента запуска площадки более 1300 компаний из 54 стран мира разместили свои акции на AIM. Причем их число растет из года в год. В прошлом году к торгам на AIM были допущены 355 компаний, в то время как только за семь месяцев 2005 года количество размещений на площадке достигло 216. На сегодняшний день общий объем капитализации AIM составляет свыше 22 миллионов фунтов стерлингов.
Достоинства рынка альтернативных инвестиций смогли оценить и российские компании. В настоящий момент на рынке торгуются акции 16 компаний из стран СНГ. Из последних российских размещений следует отметить июньское IPO холдинга Rambler Media, разместившего 25,98 процентов акций за 39,9 миллионов долларов США. А уже в августе 32 процента своих акций разместила Urals Energy (кипрская компания, владеющая нефтяными активами в России), выручив за них 114 миллионов долларов.

Требования низкие, возможности широкие

Что же является основной причиной популярности рынка альтернативных инвестиций среди эмитентов? Во-первых, это максимально простая процедура и невысокая стоимость допуска (не более 5% от объема привлекаемых инвестиций). Во-вторых, гибкая система регулирования, не предъявляющая жестких требований к эмитенту и его ценным бумагам.
При всем этом AIM предоставляет эмитенту доступ к инвестиционным ресурсам крупнейшего европейского рынка капитала. Эмитент получает возможность заявить о себе большому кругу потенциальных инвесторов и получить финансирование, необходимое для дальнейшего развития.
Кроме того, рынок альтернативных инвестиций дает эмитенту ряд других очевидных преимуществ. В частности, присутствие на этой площадке позволяет ему повысить свою капитализацию (по оценкам некоторых экспертов, на 60-70%). Котировка на AIM также дает возможность получить представление о реальной рыночной стоимости компании. С выходом на рынок повышается статус и уровень доверия компании, формируется положительный инвестиционный имидж. Наконец, допуск к торгам на AIM может служить первым шагом к официальном листингу на основной площадке Лондонской фондовой биржи. А это дает компании качественно новые финансовые возможности.
Разберем подробнее, в чем заключаются послабления в требованиях к эмитенту, решившему выйти на Лондонский рынок альтернативных инвестиций. В отличие от основной площадки Лондонской биржи, для допуска на AIM эмитент не должен соблюдать условие по минимальному размеру капитализации. Также отсутствуют требования к истории эмитента, заключающиеся в необходимости его присутствия на рынке в течение определенного времени. Акции эмитента могут не находиться в публичном обращении и не участвовать в торгах.
Минимальные формальные требования AIM к самим ценным бумагам состоят в следующем. Акции не должны иметь ограничений на свободное обращение и могут быть предложены неопределенному кругу лиц.
Эмитенту необходимо представлять отчетность по US GAAP, UK GAAP или МСФО. Кроме того, он должен обеспечивать достаточность оборотного капитала, как минимум, в течение 12 месяцев после допуска к торгам.

«Номад» – ключевое звено размещения

Размещение на AIM должно проводиться в рамках следующей процедуры. На первом этапе эмитент должен заключить договоры с номадом (nominal advisor), а также брокером и консультантами. Ключевую роль при этом играет номад, назначаемый из числа аккредитованных при AIM компаний. Об остальных будет сказано ниже.
Согласно правилам AIM, ни уполномоченный орган на рынке ценных бумаг, ни биржа не проверяют предоставленные эмитентом документы. Экспертизу эмитента проводит именно номад, он же определяет его «перспективность» для инвесторов с учетом сложившейся конъюнктуры рынка. Если номад дает положительную оценку, то биржа допускает эмитента к торгам. Таким образом, именно номад определяет, будут ли акции торговаться на AIM.
Совместно с номадом эмитент готовит документы, необходимые для допуска и размещения на AIM. Номад сопровождает эмитента в течение всего времени, пока его акции торгуются на рынке альтернативных инвестиций. В частности, он консультирует эмитента по вопросам допуска к торгам, координирует консультантов, сопровождает эмитента после допуска (в том числе по вопросам раскрытия информации).
На втором этапе размещения, за 10 рабочих дней до предполагаемой даты допуска, эмитент представляет на биржу предварительное заявление (pre-application announcement). Оно содержит основные данные о компании: ее наименование, местонахождение, деятельность, данные о ценных бумагах, руководстве, основных акционерах. Там же указываются наименования и адреса номада и брокера.
На третьем этапе, за 3 рабочих дня до предполагаемой даты допуска, эмитент представляет на биржу заявление на допуск (application document). Оно включает в себя формальную заявку (formal application), декларацию номада, подтверждение оплаты регистрационного взноса и 6 копий заявки на допуск (admission document). Заявка представляет собой объемный документ с детальным раскрытием данных об эмитенте. На основании указанных документов биржа осуществляет допуск акций эмитента к торгам.

Консультанты на AIM

При размещении на рынке альтернативных инвестиций эмитенту, помимо номада, помогает еще несколько консультантов. Это брокер, юридический консультант, аудитор и PR-консультант.
Брокер является очень важным участником процесса размещения. Нередко он принадлежит к той же организации, что и номад. Эмитент должен назначить брокера из числа участников Лондонской фондовой биржи. Брокер обязан сопровождать эмитента в течение всего времени, пока акции торгуются на AIM. Основные его функции заключаются в поиске потенциальных инвесторов, подготовке и сопровождении эмитента на роад-шоу, осуществлении торгов на вторичном рынке.
Юридический консультант обеспечивает соблюдение всех юридических требований при подготовке эмитента к допуску к торгам и при раскрытии информации. Также в его обязанности входит юридическое сопровождение подготовки документов, подаваемых на биржу.
К функциям независимого аудитора относится составление полного финансового отчета эмитента, на основании которого номад принимает решение о допуске к торгам. Также аудитор составляет краткий финансовый отчет об эмитенте для включения в заявление на допуск (admission document). Он же готовит отчетность, подтверждающую достаточность оборотного капитала эмитента и адекватность его финансовой системы и контроля.
PR-консультант нужен для освещения выхода эмитента на AIM в средствах массовой информации и координации публичных мероприятий.

Новые проблемы

С 1 июля 2005 года в Великобритании вступила в силу Директива ЕС о проспекте ценных бумаг (EU Prospectus Directive). Согласно ее требованиям, чтобы предлагать ценные бумаги неограниченному кругу лиц, необходимо зарегистрировать проспект эмиссии в Управлении Великобритании по листингу (UK Listing Authority, UKLA). Проспект необходим во всех случаях, когда предложение делается более чем ста лицам. Не нужен он только в том случае, если общая стоимость предложения не превышает 2,5 миллионов евро. Однако в большинстве размещений на AIM объем привлекаемых инвестиций гораздо выше. Заметим, что Лондонская фондовая биржа уже внесла соответствующие изменения в правила торгов на AIM.
Проспект является объемным и подробным документом. То есть можно говорить о том, что появилось дополнительное препятствие для допуска, предполагающее значительное увеличение расходов эмитента. Правда, традиционная схема выхода компании на AIM строится на основе размещения среди крупных институциональных инвесторов, число которых ограничено. Таким образом, на большинство компаний, размещаемых на рынке альтернативных инвестиций, требования Директивы сильного влияния оказать не должны. Однако если компания решит выйти на официальный листинг Лондонской биржи либо предложить акции неограниченному кругу лиц на AIM, регистрация проспекта становится неминуемой.

Мнение

AIM сохраняет свою привлекательность

Иван Кабулаев, эксперт инвестиционной компании «ФИНАМ»:
«На рынке альтернативных инвестиций Лондонской биржи (AIM) работают преимущественно хедж-фонды и фонды, ориентированные на развивающиеся рынки. То есть такие участники, которые готовы работать с высокорискованными инвестициями в надежде на серьезный рост капитализации эмитента.
До недавнего времени российские компании практически не видели иных площадок для проведения IPO, кроме Нью-Йоркской фондовой биржи (NYSE). Однако к иностранным компаниями, которые котируются на американских биржах, предъявляются достаточно жесткие требования. Поэтому в последнее время весьма популярной среди эмитентов стала Лондонская фондовая биржа (LSE). Об этом ярко свидетельствуют уже три первичных публичных размещения, проведенных на LSE в 2005 году («Система», «Пятерочка» и Rambler).
С июля требования по допуску на AIM формально ужесточились, но де-факто принципиально не изменились. По информации, полученной от сотрудников Лондонской биржи, с момента введения дополнительных требований никто еще не выпускал проспект ценных бумаг. Иначе говоря, свое конкурентное преимущество, заключающееся в мягких требованиях к эмитентам, AIM потерять не должен».

Автор: