Арестованное имущество выйдет на свободный рынок

Личные финансы

Автор:
Источник: Московский бухгалтер
Опубликовано: 13 Июля 2009

В условиях мирового кризиса количество судебных тяжб между кредиторами и заемщиками постоянно увеличивается. А итог таких разбирательств для должников зачастую весьма печален. Как правило, по решению суда имущество банкротов, соразмерное долгу, арестовывают и выставляют на продажу. С какими проблемами сопряжены изъятие, хранение и реализация арестованного имущества, и чем интересен сегодняшний рынок отчужденного товара, вы узнаете из нашей статьи.

Как показывают различного рода исследования, только 7% арестованного и переданного на торги имущества должников находит новых хозяев. Этот же показатель соразмерен возвращенным кредиторам долгам по судебным искам, сообщил Сергей Сазанов, первый заместитель генерального директора Федеральной службы судебных приставов. Процесс реализации арестованного имущества регламентируется Законом от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве». А согласно Закону от 16 июля 1998 г. № 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)» проходит процесс реализации недвижимого имущества. Приведением в исполнение судебного приговора занимается Федеральная служба судебных приставов (ФССП). Они же во время ареста самостоятельно определяют стоимость изъятого имущества. Функция же главного продавца отведена Росимуществу. Ведомство либо организует аукцион (если речь идет о недвижимости или пакетах акций компании), либо организует продажу на комиссионных началах, которая должна состояться в двухмесячный срок. Стартовая цена при этом устанавливается либо судом (в случае продажи заложенного имущества), либо определяется независимым оценщиком, назначенным ФССП.

Далее вырученные средства передаются «в фонд» кредиторов. Если же на торгах «лот» реализовать не удалось, то делается вторая попытка со снижением цены на 15%. В том случае, если покупатель снова не нашелся, имущество должника напрямую предлагается взыскателю. Если же и кредитор отказывается от такой компенсации, имущество возвращается владельцу, а под арест в этом случае может попасть другая ценность, более ликвидная из принадлежащего должнику.

Согласно подсчетам ФССП в I квартале 2009 года из потенциальных 8 млрд. рублей службе удалось выручить лишь 419 млн. Такие факты Сергей Сазанов объясняет отсутствием координации в действиях органов исполнительной власти и Росимущества. Неслаженные действия этих структур тормозит работу ФССП, поэтому для ускорения и упрощения процесса реализации арестованного имущества, служба предлагает свою помощь в поиске и отборе организаций, занимающихся продажей имущества должников.

У Росимущества на данный момент почему-то всего 3 организации, которым ведомство доверяет продажу имущества должников. Почему не 5 или не 10? Это объясняется отсутствием выработанного эффективного механизма реализации имущества должников в интересах взыскателей. Расширение круга поверенных позволило бы решить эту проблему. Мы занимаемся организацией реализации. И точно такая же функция возложена на Росимущество. Мы, по сути, дублируем функции друг друга и считаем, что это неправильно. Было бы целесообразно, чтобы они занимались только госимуществом и конфискованным товаром, а нам предоставили право заниматься организацией реализации арестованного имущества.  На самом деле на данный момент по Москве таких организаций 15, — комментирует ситуацию Росимущество.

 Сергей Сазанов отметил, что из суммы, вырученной в результате торгов, организованных приставами, будут удерживаться только расходы, понесенные в связи с реализацией имущества. Также ФССП предлагает создать специализированную сеть комиссионных магазинов, через которые можно было бы продавать арестованное у должников. По мнению ФССП, внесение таких изменений в законодательство позволит не только более активно проводить товарооборот, но и исключить возможность сговора между участниками торгов. Сейчас ограниченное количество четко определенных фирм-продавцов наводит на мысли о том, что интересы чиновников тесно переплетаются с интересами коммерсантов, которым этот товар достался. 

В работе службы судебных приставов и сейчас не все просто и понятно, так что стоит ли уполномочивать ФССП заниматься поисками продавцов — вопрос сложный.

Так, вызывает недоумение тот факт, что в Москве, городе с населением порядка 15 млн. человек, в прошлом году было принято в производство всего 680 тыс. исполнительных листов. Для сравнения, в Кировской области, где проживает порядка 1,4 млн. человек, в 2008 году было 700 тыс. исполнительных производств. Фердауис Юсуфов, новый руководитель московского ФССП, поделился предположением, что над частью исполнительных листов работа просто не велась. Приставы сознательно тормозили определенное количество дел, просто уничтожая документы.

В попытке разобраться в ситуации, сложившейся вокруг реализации арестованного имущества, «Московский бухгалтер» обратился за комментариями в пресс-службу Росимущества. Ее сотрудники настаивали на том, что процесс реализации идет своим ходом и ему ничто не мешает, а все возникающие проблемы решаются в рабочем порядке. Статистика, демонстрирующая низкий уровень реализации имущества, вызвала недоверие в ведомстве.

Эти цифры выхвачены из контекста, поэтому выглядят так вопиюще. Реальная ситуация складывается из множества факторов, влияющих на показатели реализации имущества должников. Например, львиная доля собственности, которая передается в Росимущество на реализацию, вскоре отзывается приставами в случае, если должник нашел иные средства для уплаты долга, и тогда арестованное имущество ему возвращается. Это очень большой процент.

Однако в ходе дальнейшего разговора с пресс-службой ведомства выяснилось, что сложностей с реализацией арестованного имущества все же хватает, а очерченный судебными приставами круг вопросов в действительности только вскрывает ряд проблем, связанных с процессом купли-продажи отчужденной собственности.

Сложности с реализацией арестованного имущества связаны с тем, что львиная доля переданной приставами собственности в Росимущество — это малоценный и неликвидный товар: расходы на рекламу и организацию торгов зачастую превышают его стоимость и не приносят результатов. Так, например, учитывая затраты на транспортировку, обычный чугунный чайник становиться «золотым». Отдельной строкой следует сказать о заложенном имуществе — его цена определяется по договору залога, который был подписан, например, за несколько лет до момента выставления имущества на торги. При этом внимания на то, что прописанная цена может заметно превышать рыночную, не обращается. Соответственно, на сегодняшний день спроса на это имущество нет, часто даже повторные торги с понижением цены на 15% проходят безуспешно.

От качества работы самих приставов зависит многое, утверждают в Росимуществе. Именно судебный пристав-исполнитель обеспечивает готовность имущества к реализации — организует оценку, хранение и собирает необходимые документы. Если не хватит хоть одной бумажки или будут нарушены сроки, сделка не состоится.

Кстати, вывоз арестованного имущества на склад и последующее хранение обходятся государственному бюджету в копеечку. Цена хранения имущества на складе составляет от 0,1—1 долл. за кв. м в день. Поэтому распространена практика, когда ответственным хранителем арестованного имущества судебный пристав назначает самого должника. В пресс-службе Росимущества рассказали о типичной ситуации, когда, например, арестованный автомобиль на момент оценки находился в хорошем состоянии, но победитель торгов получал в свое распоряжение разукомплектованную машину чуть ли не без колес. Естественно, это служит поводом для оспаривания результатов торгов. Вот такие «сделки» и отражаются соответствующим образом на статистике, резюмируют в Росимуществе.

Возможность передачи службе судебных приставов прав на самостоятельную организацию продаж в Росимуществе прокомментировали следующим образом:

— Закон не напрасно разводит функции по изъятию и продаже имущества, снижая коррупционные риски. Это касается не только ФССП, но и таможни, МВД, ФСБ. С другой стороны, сомнительно и то, что сосредоточение двух функций в руках ФССП приведет к той эффективности, которую там обещают. Выбирать поверенных и проводить торги ФССП будет обязано в том же правовом поле, что и Росимущество, ничего принципиально нового приставы не предложили.

Представить себе силовое ведомство, которое продает то, что изымает, действительно нелегко, к тому же складывается впечатление, что существующие на сей день проблемы это не решит, а передача ФССП прав на реализацию будет содействовать созданию условий для роста нарушений и злоупотреблений в данной сфере.

Один из наиболее эффективных способов снизить риски злоупотреблений и коррупции на рынке арестованного имущества — это проведение открытых аукционов в электронной форме. Такая система является наиболее прозрачной и открытой, исключает возможность сговора за счет анонимности подачи заявок, а помимо этого, позволяет добиться экономии бюджетных средств на рекламу. Однако на данный момент невозможно продавать арестованное имущество на электронных торгах, соблюдая все требования действующего законодательства (в частности, Закона от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»). Поэтому, по мнению специалистов из Росимущества, переход на Интернет-аукцион, где можно делать ставки онлайн — это преждевременно. В целом же, считают специалисты, электронные торги — прогрессивная идея, и, возможно, когда-нибудь изъятое имущество выйдет на свободный рынок.

Сейчас каталоги с товарами для торгов размещены на сайтах обеих госструктур: на портале Росимущества (www.mgi.ru) и на официальном сайте Управления ФССП по Москве (www.fssprus.ru).

На данный момент на сайте Росимущества более 6,5 тысячи наименований. Создается впечатление, что на этой «барахолке» каждый можно найти лот по душе. Тут есть все — от норковой шубы до контейнера рекламных буклетов и календариков за прошлый год. Интересен каталог не только своим разнообразием, но и ценами. Так, например, квартира в Москве в СВАО была оценена всего в 3,6 млн. рублей. Однако такая дешевизна оказалась сопряжена с определенными сложностями. В дешевой квартире, принадлежащей к разряду арестованного имущества, все еще живет и прописан сам должник с семьей. Примерно та же история и с машинами. Автомобили могут оказаться не снятыми с учета, заниматься всем придется новому хозяину. А для этого покупателю придется договариваться с бывшим владельцем. И, в принципе, не известно, пойдет ли тот вообще на контакт. Опять же многие лоты не перевезены на склад, а хранятся у должников дома. И приглянувшийся музыкальный центр за 2000 рублей после оплаты покупки придется изымать и вывозить самостоятельно. В помощь можно взять сотрудника ФССП, но даже в этом случае нет гарантии, что вам откроют дверь.

Автор: