Бухгалтерский учёт в региональных органах государственной власти

Информационный бюллетень
Опубликовано: 16 Сентября 2005

Эндрю Добсон

В настоящей статье представлены основные положения работы автора по данной теме. Более полный вариант статьи читатели информационного бюллетеня могут получить в МЦРСБУ.

Бухгалтерский учет в региональных органах государственной власти по своей специфике отличается от бухгалтерского учета в органах центрального правительства и коммерческих компаниях. Во многих странах система бухгалтерского учета в региональных органах власти фактически сочетает в себе элементы учета в центральном правительстве (госстандарты финансовой отчетности) и требования стандартов бухгалтерского учета для коммерческих компаний. В настоящее время региональные органы государственной власти в целом ряде стран все больше и больше начинают использовать правила учета для коммерческих компаний, в основе которых лежат требования Международных стандартов финансовой отчетности (МСФО), а также МСФОГС, которые в настоящее время внедряются Международной федерацией и основу которой составляют МСФО.

Это вполне логично, так как региональные органы государственной власти играют достаточно активную роль в сфере оказания услуг (т.е. по своим функциям они ближе к коммерческим организациям сферы услуг), а центральное правительство в большей степени занимается управлением, разработкой законов и нормативных актов, обеспечением унификации стандартов. Как это ни парадоксально, в странах, где нормы «коммерческого» учета удалось в полной мере внедрить в региональных органах государственной власти, меняется роль региональной администрации. Она постепенно прекращает оказывать услуги населению на коммерческой основе и начинает выполнять функции, более характерные для исполнительных органов государственной власти: определяет стандарты качества услуг, разрабатывает нормативные акты и от лица налогоплательщиков заключает контракты с частными компаниями на оказание услуг.

Изменения в бюджетном кодексе России, скорее всего, приведут к аналогичным результатам (в том числе изменения в системе налогообложения предусматривают передачу региональной администрации реального контроля за финансированием коммунального сектора на местах в рамках федерального стандарта, в котором будут закладываться конечные результаты, а не исходные нормы расходования средств, как это было раньше). Для обеспечения прозрачности деятельности региональной администрации (для избирателей, налогоплательщиков, центрального правительства, кредиторов и сотрудников) и принятия качественных управленческих решений необходимы соответствующие новым условиям структура и форма представления информации.

Маловероятно, что с принятием единого бюджетного кодекса или плана счетов центральное правительство и региональные органы государственной власти сразу же получат оптимальную форму представления информации.

В условиях такой огромной и быстро меняющейся страны, как Россия, вряд ли стоит ожидать, что единый стандарт удастся внедрить в наиболее отсталых регионах и в то же время эффективно использовать его в качестве нормы для наиболее продвинутых в экономическом плане регионов. Следовательно, целесообразно создавать «двухуровневую» структуру, предусматривающую наличие на законодательном уровне единых для всех минимальных требований, неисполнение которых приводит к соответствующим санкциям. Одновременно с этим вне системы законодательства должен действовать более жесткий «Кодекс добросовестной практики» с рекомендациями для наиболее передовых регионов. Все будут обязаны составлять отчетность в соответствии с минимальными требованиями, а для регионов, способных соблюдать «Кодекс добросовестной практики», необходимо создать различные стимулы. «Кодекс добросовестной практики» может служить ориентиром при разработке нормативных требований и выступать в качестве стандарта раскрытия информации как для избирателей, налогоплательщиков, центрального правительства, кредиторов и сотрудников администрации, так и при подготовке информации, поддерживающей процесс принятия управленческих решений.

В результате повышается степень прозрачности (заинтересованные лица могут разобраться в текущей ситуации, принять соответствующее решение при голосовании, кредитовании и т.п.) и ответственности (проще определить лицо, ответственное за тот или иной вид деятельности, и внести необходимые коррективы). Осуществление таких кардинальных изменений требует времени, при этом реформа системы представления информации является одним из важнейших шагов в данном направлении.

Направления бухгалтерского учета, подлежащие реформированию (в сторону сближения с МСФО):

  • полнота данных и их консолидация: отражение в отчетности всех активов/обязательств, доходов и расходов – «сверху вниз» (в разрезе нижестоящих органов государственной власти) и «в развернутом виде» (без зачета статей доходов и расходов, активов и обязательств по отдельным видам услуг) – которые возникают в ходе деятельности отчитывающегося хозяйствующего субъекта.
  • план счетов: госстандарты финансовой отчетности могут оказаться неподходящими для ведения бухгалтерского учета в региональной администрации. Целесообразно создать базу данных, позволяющую проводить многоаспектный анализ (по субъектам, объектам, административным обязанностям и т.п.).
  • кассовый метод или метод начисления: небогатые регионы вряд ли смогут вести учет по методу начисления, поэтому его еще рано прописывать в законодательстве в качестве обязательного требования; тем не менее, метод начисления позволяет обеспечить надлежащий учет затрат и распределение ресурсов при оказании услуг. Поэтому метод начисления следует включить в «Кодекс добросовестной практики» и обязать региональную администрацию проводить сверку между отчетами о движении денежных средств и отчетами о доходах/расходах, составленными по методу начисления.
  • учет долговых обязательств: затраты по долговым обязательствам (амортизацию дисконта, положительные/отрицательные курсовые разницы) следует отражать по методу начисления, а динамику изменений основной суммы долга раскрывать в разрезе денежных потоков, а не доходов/расходов. Региональные органы государственной власти могли бы на своем примере доказать способность управлять риском и вовремя платить по долгам (лучше, чем кто-либо на рынке, чего как раз и не удалось добиться в 1998 году).
  • бухгалтерский баланс: большинство региональных администраций в России в настоящее время вряд ли смогут перейти на составление полного бухгалтерского баланса. Однако в отдельных регионах уже используются многие его составные элементы. Уже собрано достаточно информации, позволяющей разработать бухгалтерский баланс, на основе которого осуществлялась бы сверка денежных потоков и изменений остатков денежных средств за отчетный период.
  • оборотные и внеоборотные активы: ведомости учета основных средств, начисление амортизации и капитализация инвестиционных расходов являются полезными инструментами управления сферой услуг; с самого начала они должны войти в «Кодекс добросовестной практики», а затем уже в нормативные активы по мере накопления опыта.

Многие из данных проблем рассматривались в рамках региональных программ, осуществлявшихся за счет средств технического содействия. В решении этих вопросов должны помочь инициативы, с которыми выступили Министерство финансов и Всемирный Банк в ходе совместного Проекта технического содействия в области региональных финансов. Инициативы предусматривают совершенствование законодательных требований к бухгалтерскому учету и разработку «Кодекса добросовестной практики». Чем больше данные инициативы и «Кодекс добросовестной практики» будут отражать соответствующие элементы МСФО, тем лучше удастся удовлетворить потребности региональных администраций в сфере бухгалтерского учета.

Эндрю Добсон является консультантом британского Департамента международного развития (DFID) . Он работает совместно с Министерством финансов РФ в рамках финансируемой Всемирным банком, «Программы технического содействия в области региональных финансов», а также предоставляет рекомендации администрации Санкт – Петербурга. В данной статье высказывается личная точка зрения автора, которая может не совпадать с позицией DFID, его российских и зарубежных партнеров. С Эндрю Добсоном можно связаться по электронной почте ACDobson@aol.com или по телефонам: + 44 ( 179) 881 3205, + 7 ( 095) 299 5097, + 7 ( 812) 314 9705.

 

Все статьи цикла «Бюллетень Сентябрь / Октябрь 2000»

(состоит из 24 статей)

Издание МСА на русском языке (16 Сентября 2005)

Решение Правительства в области экономической политики о введении МСФО (16 Сентября 2005)

Рекомендации МЦРСБУ по внедрению МСФО (16 Сентября 2005)

Перспективы применения МСФО российскими организациями (16 Сентября 2005)

Как бухгалтерский учет влияет на оценку результатов деятельности компании (16 Сентября 2005)

Визит руководителей КМСФО в Россию (16 Сентября 2005)

Новости КМСФО (16 Сентября 2005)

Рекомендации по применению МСФО 39 (16 Сентября 2005)

МФБ выпустила стандарты учета для государственного сектора (16 Сентября 2005)

Даты вступления в силу МСФО (16 Сентября 2005)

Черным по белому (16 Сентября 2005)

Не только для специалистов (16 Сентября 2005)

Существующие издания переводов МСФО (16 Сентября 2005)

Издание КМСФО 2000 г. (16 Сентября 2005)

Суть в деталях («Круглый стол» КМСФО по финансовой отчетности) (16 Сентября 2005)

Учет налогов на прибыль по МСФО/GAAP.ru (16 Сентября 2005)

Бухгалтерский учёт в региональных органах государственной власти (16 Сентября 2005)

Бухгалтерский учет в социальных фондах – объективное отражение социальной политики (16 Сентября 2005)

О дешевых деньгах и высоких рисках (16 Сентября 2005)

Международная профессиональная квалификация CIMA (16 Сентября 2005)

Особенности национального закона об аудите (16 Сентября 2005)

Система бухгалтерского учета в российском банковском секторе подлежит реформированию (16 Сентября 2005)

Общее собрание НФКА (16 Сентября 2005)

«Обратная связь» (16 Сентября 2005)