Введение
Понятие «бюджет» применяется не только для национальной экономики, но и применительно к отдельному предприятию. При этом под бюджетом понимается план хозяйственной деятельности предприятия на текущий (бюджетный) период – обычно квартал или год. Отличительными особенностями бюджета как инструмента планирования на уровне предприятия являются:
- «сквозной»характер. Сводный бюджет компании охватывает все сегменты бизнеса и включает в себя в качестве составных частей операционный план (показатели по текущим хозяйственным операциям), финансовый план (величину и структуру финансовых поступлений и расходов), инвестиционный план (капитальное строительство и закупка основных средств);
- директивность. Проект бюджета на текущий период утверждается приказом руководителя предприятия. Показатели утвержденного бюджета являются обязательными для исполнения менеджерами и сотрудниками всех структурных подразделений компании. На основе исполнения бюджетных показателей производится премирование за прошедший период,аттестация персонала и руководителей среднего звена, делаются оргвыводы о работе подразделений и менеджеров и т.д.;
- формализация (представление в виде набора цифр). Бюджет предприятия может и не включать в себя детальные планы деятельности отдельных подразделений и служб – способы достижения конечных результатов могут быть отданы «на откуп» руководителю данного подразделения. Однако бюджет в обязательном порядке содержит количественно выраженный целевой (планируемый) результат деятельности подразделения. Формализация при составлении бюджета необходима для действенного контроля за текущим исполнением бюджета и оценки выполнения бюджета по окончании бюджетного периода. Бюджет компании, как и любой план, должен быть четким и не допускать двусмысленных толкований, а это достигается за счет его представления в виде количественных показателей;
- регулярность. Бюджет предприятия принимается на каждый период времени, который приказом руководителя утвержден в качестве бюджетного периода. Регулярность является обязательным условием эффективности бюджетного планирования, так как обеспечивает непрерывность планового процесса на предприятии. Бюджет каждого последующего периода разрабатывается по итогам и на основе план факт анализа исполнения бюджета закончившегося периода.
Рассматриваемый в динамике процесс управленческого планирования (бюджетирования) представляет собой трехэтапный временной цикл, в котором основой следующего бюджетного цикла является завершающая стадия предыдущего бюджетного цикла (рис.1).
Таким образом,с методологической точки зрения бюджетирование деятельности предприятия включает в себя следующие три блока:
- технология составления сводного бюджета и формирования бюджетных показателей;
- технология текущего контроля (мониторинга)исполнения утвержденного бюджета;
- технология проведения план факт анализа исполнения бюджета по окончании бюджетного периода и разработки на его основе бюджета следующего периода.
В данной статье освещаются методологические аспекты первой стадии бюджетного цикла – составления проекта сводного бюджета предприятия.
Особенности бюджетного процесса в промышленности.
Структура сводного бюджета предприятия и технология бюджетного планирования во многом определяются отраслевой принадлежностью. Это обусловливается спецификой хозяйственных операций и цикла воспроизводства компаний различных отраслей:промышленных предприятий, банков, торговых фирм, организаций сферы услуг. В промышленности цикл оборота капитала является наиболее «представительным» по сравнению со всеми другими отраслями экономики:здесь присутствуют стадии и снабжения (закупка материальных ресурсов), и производства, и хранения, и сбыта произведенной продукции, и расчетов с контрагентами как по закупаемым сырью и материалам, так и по реализованной продукции. Этим промышленные предприятия отличаются, например, от банковской сферы и торговли, где производственный процесс отсутствует. Финансовый и инвестиционный циклы промышленной компании изображены на рис.2.
Применительно к процессу управления отраслевые особенности промышленного предприятия выражаются в том, что здесь появляется такой сложный сегмент бюджетного процесса, как производственный учет и планирование , охватывающий стадию преобразования (трансформации) «входящих» ресурсов в «исходящие» товарные потоки. Наличие производственной стадии определяет специфику не только финансового, но и инвестиционного цикла (цикла возобновления основного капитала). В отличие от других отраслей, где инвестиционный цикл в достаточной степени обезличен (т.е.основные средства в основной своей массе относятся к общим условиям поддержания бизнеса и достаточно стандартны для всех организаций отрасли), в промышленности большая часть инвестиций относится к выпуску отдельных видов продукции, т.е.предельно индивидуализирована. Здесь существует тесная связь не просто между прибыльностью бизнеса в целом и окупаемостью инвестиций, но и связь между прибыльностью конкретных видов продукции и окупаемостью конкретных инвестиций в производство данных видов продукции.
Сводный бюджет промышленной компании состоит из трех бюджетов первого уровня – операционного, инвестиционного и финансового.
Операционный бюджет фокусируется на моделировании будущих расходов и доходов от текущих операций за бюджетный период. Объектом рассмотрения операционного бюджета является, следовательно, финансовый цикл предприятия. Инвестиционный бюджет рассматривает вопросы обновления и выбытия капитальных активов (основных средств и вложений,долгосрочных финансовых вложений), что составляет основу инвестиционного цикла. Цель финансового бюджета – планирование баланса денежных поступлений и расходов, а в более широком смысле баланса оборотных средств и текущих обязательств для поддержания финансовой устойчивости предприятия в течение бюджетного периода.
«Выходными »результатами бюджетного процесса являются следующие плановые (бюджетные) формы (отчеты):
- отчет о финансовых результатах (прибылях и убытках) – «выходная »форма операционного бюджета;
- отчет о движении денежных средств и отчет о движении фондов – «выходные» формы финансового бюджета;
- отчет об инвестициях –«выходная» форма инвестиционного бюджета;
- баланс –интегральная «выходная» форма,объединяющая результаты всех трех основных бюджетов,составляющих сводный бюджет предприятия.
На рис.3 приведена схема общего алгоритма составления сводного бюджета промышленного предприятия.
Операционный бюджет со стоит из бюджетов (подбюджетов )2-го уровня :
- бюджета продаж;
- бюджета производства;
- бюджета запасов готовой продукции (товарных остатков);
- бюджета постоянных (общехозяйственных и общих (коммерческих)расходов;
- бюджета закупок.
В свою очередь,некоторые бюджеты 2-го уровня складываются из бюджетов 3-го уровня,бюджеты 3-го уровня могут распадаться на бюджеты 4-го уровня и т.д., в зависимости от масштабов и многообразия хозяйственных операций предприятия. Например, бюджет производственных затрат является бюджетом 3-го уровня и включается в бюджет производства, а бюджет прямых материальных затрат – бюджетом 4-го уровня, входящим в состав бюджета производственных затрат. Таким образом, для сводного бюджета промышленного предприятия характерна многоступенчатая иерархическая структура.