Спектр
При том, что российская пресса довольно активно пишет сегодня о ERP «вообще», в действительности рынок таких решений распадается на несколько сегментов, каждый из которых характерен рядом весьма существенных отличий.
В целом стоит рассматривать три основных сегмента, представленные системами для автоматизации крупных, средних и малых предприятий. К первому классу Владимир Демин (Columbus IT Partner) относит решения стоимостью от $200 тыс., причем, по его оценкам, на этом рынке ведущую роль играет пока SAP R/3. В среднем сегменте ($10 000-200 000), представлено несколько десятков активных игроков и, соответственно, здесь наблюдается самая жесткая конкуренция. На рынке систем автоматизации малого бизнеса стоимостью до 10 000 долларов лидирующую позицию занимает «1С». В целом согласен с такой оценкой и Андрей Иолтуховский: «основная конкуренция заметна на рынке »средних« систем, которые представлены в значительном количестве, а на рынке крупных систем доминирует SAP».
Сегодня перспективы компаний, занимающихся разработкой и внедрением делового ПО, выглядят вполне оптимистичными. Наиболее динамичное развитие рынка ERP-систем в последнее время наблюдается как раз в сегменте потребителей, условно относимых к «среднему» по масштабам бизнесу. Стоящие перед ними задачи явно переросли функциональные возможности решений входного уровня – базовых учетных, бухгалтерских систем. В свою очередь, «заплатки» в виде собственных разработок чаще всего не позволяют получить целостной картины бизнеса. А потому встает задача внедрения полноценных ERP-систем или проведения заказных разработок в рамках построения комплексной системы автоматизации. Здесь, правда, по оценкам генерального директора компании IIG Максима Тамбиева, выделить отрасли, где развитие окажется наиболее значительным, довольно трудно: «Все эти проблемы достаточно общие и типичны для горизонтального рынка – большинства предприятий вне зависимости от »вертикали« – принадлежности к той или иной сфере деятельности».
Таким образом, в ближайшее время ожидается заметный рост спроса на корпоративные решения со стороны средних предприятий, причем на решения, способные интегрироваться с традиционными системами бухгалтерского учета. Ведь чаще всего заказчик вовсе не хочет «все снести и построить заново». Скорее, наиболее типичная потребность – наращивание функционала имеющихся учетных систем, расширение его за счет добавления функций управления бизнес-процессами, избавление от «самодельных» и чаще всего неэффективных программных решений при соблюдении одного важного условия – не потерять накопленные данные о клиентах, не подвергать риску уже налаженный бухгалтерский учет и не заменять весь парк компьютеров как «морально устаревший».
Сегодня корпоративный заказчик в России довольно охотно рассматривает предложения о внедрении систем в том случае, если общая стоимость проекта колеблется в пределах $20 000-40 000 при сроках внедрения в пределах трех-пяти месяцев. Таким образом, перед поставщиками встает задача предложить не только собственно продукт, но и весь комплекс сопутствующих услуг по консалтингу и внедрению. При этом сегодня всем пора забыть о «бесконечных проектах по автоматизации». А это означает, по крайней мере, применение эффективных технологий по управлению самими проектами. «Сегмент средних компаний, стратегический для нашей фирмы, заметно »подрос«. Клиент понимает, что за копейки не получить действительно ценного инструмента оптимизации бизнеса. Ситуация, конечно, пока далека от идеала, но разница между ожиданиями от внедрения систем автоматизации, получаемой от них пользой и представлениями об их стоимости у клиента сокращается. По сравнению с 2000 годом платежеспособность российских компаний возрастает и это вполне ожидаемый результат. Экономика страны развивается очень стремительно и хочется верить, что эта тенденция сохранится в дальнейшем», – говорит Владимир Демин.
При этом, по оценкам Максима Тамбиева (IIG), практически все заказчики в той или иной степени стремятся в первую очередь автоматизировать управленческий учет: «Большинство из них при этом отдают предпочтение традиционной системе бухгалтерских проводок. При таком подходе решающую роль играет построение »внутреннего« плана счетов и списка возможных операций. Если в отношении »официального« бухгалтерского учета эти функции выполняют государственные органы, то соответствующие разработки для управленческого учета – область приложения сил для консультантов и аналитиков. Таким образом, основную долю в стоимости проекта начинает играть внедрение и консалтинг – подобная ситуация всегда была характерна для крупных проектов, но средний и малый клиент еще не вполне готовы к ней».
Другое направление управленческого учета, пользующееся сегодня значительным спросом, – бюджетное планирование и учет. Например, по оценкам экспертов IIG, «бюджетное» решение, предлагаемое компанией, вызывает у предприятий, имеющих сложную структуру, дочерние и удаленные подразделения. Довольно типичная проблема здесь чаще всего состоит в том, что такие функции тесно связаны с оперативной деятельностью и должны быть либо реализованы на том же ядре, что и традиционная «главная книга», либо – тесно интегрированы с ней. «К сожалению, пока отсутствуют стандарты интеграции между системами автоматизации управления и бухгалтерского учета, поэтому в каждом проекте компании IIG приходится опираться на собственные наработки с использованием обмена XML-документами», – комментирует Максим Тамбиев.
Наконец, еще одно направление, становящееся все более востребованным российскими предприятиями, – автоматизация фронт-офиса, иначе – функций взаимодействия с клиентами. До сих пор средние и малые предприятия использовали для этих целей де-факто стандартное офисное ПО (например, Microsoft Office) и программы собственной разработки. Но при том, что уже давно никто из корпоративных клиентов не берется за самостоятельную разработку бухгалтерских систем, «самодельные» программы класса «Менеджер», «Заказы» или «Клиенты» считаются чуть ли не правилом хорошего тона. С увеличением числа продуктов и клиентов, в условиях необходимости реализации индивидуального, дифференцированного подхода к ценообразованию и условиям обслуживания, сопровождение и развитие таких программ становится трудоемким и дорогим. Вот почему столь значительный интерес в 2001 году обозначился со стороны заказчиков к внедрению систем класса CRM. Унаследованная клиентская база любого почти предприятия имеет особую, самостоятельную ценность и часто возникает необходимость миграции данных. Вывод: чем раньше предприятие начнет использовать «промышленную» систему для взаимодействия с клиентами, тем меньше проблем при ее внедрении и ниже риск отстать от конкурентов, – полагают специалисты IIG.
Без спешки
Попытки реализации проектов «одним махом» сегодня не в чести. Причем не только у исполнителей, но и, что крайне важно, у корпоративного заказчика. Хотя в последнем случае это до сих пор исключение, чем правило. Но большинство серьезных поставщиков корпоративных ИТ-решений сходится во мнении, что серьезное переосмысление этапов внедрения действительно происходит. Если так, то это начало революции в российском мире ERP.
Опыт десятков неудачных проектов показал: если поставить перед собой задачу «сразу внедрить всё» (что, разумеется, часто отвечает ожиданиям клиента), то со стопроцентной вероятностью результатом будет полное фиаско. Сегодня масштабные проекты принято разбивать на фрагменты, каждый из которых несет с собой конкретный смысл с точки зрения бизнеса. Иными словами, клиент должен иметь возможность дать оценку сделанному – по собственной шкале эффективности. Если таким образом рассматривать проекты, в которых видна скорее позитивная динамика, чем рутинная борьба с миллионом проблем, хорошо видно: все они развиваются по четко определенному пути, остановки на котором – конкретные результаты. И это единственный способ, почти гарантированно приводящий к успеху.
Несмотря на то, что обвал акций высокотехнологичных компаний в США и Европе привел к тому, что на Западе многие стали очень осторожно относиться ко всему, что так или иначе связано с ИТ (сегодня эту ситуацию называют «кризисом индустрии высоких технологий»), большинство операторов рынка склоняется скорее к положительной оценке прошедшего «бума Интернета» и последовавшего охлаждения. «Все эти явления вызвали скачкообразное повышение компьютерной грамотности и образованности в области прикладного использования информационных технологий со стороны высшего менеджмента компаний-потребителей ИТ. Еще год назад в Интернете можно было »сделать« миллионы за мгновение. Это привлекало многих, и если не с точки зрения бизнеса, то по крайней мере – с »образовательной«: всегда интересно, где можно быстро заработать», – говорит Владимир Демин (Columbus IT Partner). Вот поэтому плоды этого «бума» весьма конкретны. Как минимум, заметно облегчено взаимодействие с клиентом по вопросам автоматизации бизнеса«. »«Бум» интернет-технологий не успел толком оказать влияния, а вот спад нездорового ажиотажа вокруг Интернета позволил заказчикам более здраво осознать свои реальные потребности и избавил их от ощущения того, что стоит им вывести в глобальную сеть кусочек своего бизнеса, как произойдет внезапный и бурный рост, практически без усилий и затрат. В целом, это влияние следует оценивать как положительное для отрасли, хотя количество проектов и уменьшилось. Зато они стали более серьезными, проработанными и технологичными", – добавляет Максим Тамбиев (IIG).
Понятно, что главный стимул для любого предприятия в части внедрения любых ИТ-решений – экономическая эффективность. А это значит, то исполнители проектов, как и поставщики базовых продуктов, должны внятно предъявлять клиенту ожидаемые результаты. Впрочем, как и сам клиент, – понимать, каких целей и какой ценой он стремится достичь. В отсутствие одного из этих элементов результат внедрения вряд ли устроит обе стороны.
Два класса
При том, что каждое из решений на рынке ERP-систем обладает своими особенностями, в целом такие решения можно разделить на два ключевых сегмента.
- Прежде всего, это финансово-управленческие системы. Их отличительная черта – отсутствие производственных модулей. Соотношение российских и западных систем на этом рынке примерно одинаково. Типичный срок внедрения таких систем – около года, а стоимость может доходить до сотен тысяч долларов.
- Средние и крупные интегрированные системы. Разница между этими системами довольно условна и заключается в наличии или отсутствии отраслевых решений. Отчасти – в зависимости решения от масштабов предприятия, в том числе от его территориальной распределенности. Сроки внедрения подобных систем с учетом управления производством могут составлять несколько лет, а стоимость лежит в пределах от нескольких сотен тысяч до нескольких десятков миллионов долларов. Следует отметить, что такие системы предназначены в первую очередь для повышения эффективности управления крупными предприятиями, корпорациями. Требования бухгалтерского или кадрового учета отходят в этом случае на второй план. Наконец, к этой категории относятся пока лишь западные продукты.
Игорь Карпачев, «Делойт и Туш СНГ»
ASP. Проблема доверия
Одно из возможных решений, имеющее судя по всему неплохие перспективы на рынке небольших предприятий, – аренда приложений в традиции ASP. В такой схеме провайдер приложений устанавливает программы на своих серверах и обеспечивает на коммерческой основе доступ клиентов к ним. При этом клиент может не беспокоиться об инсталляции программного обеспечения, его обновлении, резервном копировании данных – все эти заботы ложатся на плечи провайдера ASP. Впрочем, такой подход порождает ряд довольно серьезных проблем. В России это прежде всего проблема доверия. Действительно, убедить клиента в том, что поставщик сервисов ASP способен гарантировать неприкосновенность данных в любых условиях, нелегко (даже если заказчика и удается убедить, что провайдер приложений не будет пользоваться его данными, есть еще фискальные и силовые органы). Тем не менее, на развитых рынках США и Европы такой подход уже нашел немало приверженцев. По данным аналитиков IDC, объем рынка аренды ERP-систем уже составляет 4,5 млрд. долларов. А вот будут ли в массовом порядке такого рода услуги востребованы в России, пока сказать трудно.