Часть III: Покупка, поглощение и слияние компаний (консолидация финансовой отчетности)

Сравнительный учет: IAS & US GAAP

Автор:
Опубликовано: 16 Сентября 2005


Первая часть статьи
Вторая часть статьи

Небольшое вступление

Для чего нужна консолидированная (её ещё часто называют «сводной») отчетность, зачем все эти отдельные стандарты, требования и вообще много, казалось бы, необязательной работы и сложностей?

Ответ прост: все дело в том, что отчетность, предоставляемая любой организацией, по сути, тоже является «сводной». Ведь сводная отчетность – это ничто иное, как представление реального финансового состояния некой группы компаний, рассмотренной не с точки зрения их юридического статуса, а с позиций реального контроля за их деятельностью.

Сводная отчетность позволяет видеть группу компаний, объединенных одним управлением, как единое целое: в процессе консолидации из консолидируемых финансовых отчетов убираются все цифры и данные, относящиеся к «внутренним транзакциям». И по сути консолидированная отчетность отличается от неконсолидированных отчетов отдельных компаний только различиями в определениях, что есть «внутреннее» и что «внешнее». Точно так же, как в отчетность отдельной компании не попадают сведения о передаче товаров, скажем, из одного подразделения другому, так и из консолидируемой отчетности исключаются сведения о купле/продаже товаров или услуг между компаниями, объединенными общим управлением. Логика ясна – такие сведения завышают реальную прибыль всей группы, отражая вместо сделок с «посторонними» простое перекладывание из одного кармана в другой.

Впрочем, приведенный пример -лишь одна составляющая действий, производимых при консолидации. Теперь перейдем собственно к процессу.

Стандарты и регулирование

  • В US GAAP при консолидации финансовой отчетности руководствуются:
  1. ARB-43
    Chapter 1A, Rules Adopted by Membership
    Chapter 2A, Comparative Financial Statements
  2. ARB-51
    Consolidated Financial Statements (as amended)
  3. FAS-94
    Consolidation of All Majority-Owned Subsidiaries
  • В IAS (МСФО) требования к консолидации отражены в стандарте IAS 27 (Сводная финансовая отчетность и учет инвестиций в дочерние компании).
  • Кроме того, к поднятому вопросу имеют отношение (хотя и слегка опосредованное) и несколько других стандартов:

    1. IAS 22 (Объединение компаний)
    2. IAS 24 (Раскрытие информации о связанных сторонах)
    3. IAS 28 (Учет инвестиций в ассоциированные компании)

    Хотя, конечно, нельзя не заметить, что все стандарты IAS (впрочем, как и US GAAP и любые другие) так или иначе связаны между собой, то есть список можно расширить до полного J.

    Определения

    Дадим несколько определений терминов, которые будут активно использоваться в дальнейшем:

    • Контроль (control) – возможность определять финансовую и хозяйственную политику компании с целью получения выгод от ее деятельности
    • Материнская компания (parent) – компания, имеющая одну или несколько дочерних компаний
    • Дочерняя компания (subsidiary) – компания, находящаяся под контролем другой компании
    • Группа компаний (group) – материнская компания со всеми ее дочерними компаниями
    • Сводная (она же «консолидированная») финансовая отчетность группы (consolidated financial statements) – финансовая отчетность группы, представленная как финансовая отчетность одной компании
    • Доля меньшинства (minority interest) – часть чистых результатов деятельности и чистых активов дочерней компании, которой материнская компания не владеет прямо или косвенно через другие дочерние компании.

    Кого консолидировать?

    Для начала не мешало бы определить, какие компании необходимо включать в консолидированную отчетность, а какие – нет. Основным критерием здесь, как уже упоминалось, является осуществление контроля над деятельностью компании со стороны материнской. Вопрос в том, что понимать под контролем.

    US GAAP требует включения в консолидированную отчетность всех так называемых «majority-owned subsidiaries», т.е. дочерних компаний, в которых материнская компания является прямым или косвенным владельцем более 50% акций, имеющих право голоса. Исключение составляют только случаи, в которых (а) контроль является временным, и (б) существуют серьезные сомнения в способности материнской компании влиять на «поведение» дочерней.

    Кроме того, в соответствии с FAS 94, разрешено исключать из консолидированной отчетности иностранные дочерние компании, доля в которых превышает 50%, в случае существования серьезных ограничений относительно иностранных валют или обмена.

    В случае, если ни одна из компаний группы не обладает достаточной степенью контроля над остальными (т.е. «материнская компания» в чистом виде попросту отсутствует), готовится «комбинированная финансовая отчетность».

    Как консолидировать?

    Прежде всего надо убедиться в правильности, достоверности и согласованности консолидируемых отчетов. Слово «согласованности» подчеркнуто, потому что на взгляд автора оно является ключевым, ибо консолидировать несогласованные отчеты – нонсенс. Причин несогласованности может быть масса, из которых две наиболее часто встречающиеся – ошибки в учете и различия в учетной политике. Ладно, допустим, что Вы убедились в корректности и согласованности отчетов, предназначенных для консолидации. Приступаем.

    Прежде всего – что необходимо убрать из отчетности? Ниже приведен список наиболее часто встречающихся «внутренних операций» (intercompany transactions), подлежащих удалению при консолидации:

    1. Покупка/продажа товаров или услуг внутри группы
    2. Образование дебиторской/кредиторской задолженности между компаниями группы
    3. Прибыли/убытки от купли/продажи материальных запасов или долгосрочных активов внутри группы.
    4. Займы, кредиты, инвестиции, предоставленные внутри группы
    5. Дивиденды, выплаченные внутри группы.

    Вполне естественно, что для успешного проведения консолидации занимающиеся этим специалисты должны обладать весьма полной информацией о финансовой деятельности входящих в группу компаний, выходящей за рамки того, что содержится в стандартных формах отчетов. Наилучшей для понимания иллюстрацией процесса консолидации, по мнению автора, будет традиционная «рабочая таблица» (consolidation worksheet). Приведенный ниже пример в упрощенном виде иллюстрирует консолидацию финансовых отчетов трех компаний (P – материнская, Y и Z – дочерние).

    Если есть заинтересованность в более детальном рассмотрении процесса консолидации, пишите: что-нибудь придумаем.

    Автор:

     

    Все статьи цикла «Учет покупок, слияний и поглощений»

    (состоит из 3 статей)

    Часть I: Покупка, поглощение и слияние компаний (16 Сентября 2005)

    Часть II: Учет покупок, слияний и поглощений (16 Сентября 2005)

    Часть III: Покупка, поглощение и слияние компаний (консолидация финансовой отчетности) (16 Сентября 2005)