Классификация трансформаций. Интеграционные трансформации.
Данный материал является материалом из книги «Слияния, поглощения и разделение компаний» , Ю. Иванов., 2001 г. Издательства «Альпина Паблишер».
Создание предприятия как трансформационный процесс относится к трансформациям интеграционным, так как в этом случае происходит процесс интеграции материальных, информационных и человеческих элементов в новую структуру – предприятие.
Распространенным вариантом создания предприятия является его выделение из уже существующего или создание совместного предприятия несколькими, уже существующими. Особенностью здесь является наличие уже существующей организационной, финансовой и производственной структуры (или возможность создания этой структуры с нуля при помощи материнского предприятия), что существенно облегчает начало бизнеса.
В соответствии с пятью структурами организации, предложенными Генри Минцбергом , вновь созданные предприятии чаще всего начинают как простые структуры или adhoc-кратии. Добавив к ним такую получившую в последнее время широкое распространение структуру, как оболочечную (сетевую) фирму, получим три вида наиболее распространенных структур, характерных для вновь созданного предприятия.
1. Простая структура. Отличительные черты – слабое развитие техноструктуры, небольшое число людей, выполняющих вспомогательные функции, минимальная дифференциация подразделений, неразвитая иерархия менеджмента. Очень немногое в деятельности структуры может быть формализовано, и это практически исключает использование планирования, обучение персонала и развитие. Эта структура органична. Координация внутри нее осуществляется путем прямого руководства: руководитель контролирует все решения. Окружение характеризуется простотой и носит, как правило, динамичный характер. Его может проанализировать один человек, который затем будет принимать все решения.
Главным достоинством подобной структуры является ее простота и «прозрачность», что позволяет минимизировать издержки в мало изменяющейся среде, главным недостатком – плохая адаптируемость в резко изменяющихся условиях.
Простая структура характерна для большинства вновь создаваемых малых предприятий, особенно в промышленности, торговле, на транспорте.
2. Adhoc-кратия. Это структура организации с низкой степенью формализации поведения, высокой степенью горизонтальной специализации деятельности. В таких структурах прослеживается тенденция к тому, чтобы объединять специалистов в функциональных подразделениях для реализации целей внутреннего администрирования в небольших группах, ориентированных на какой-либо функциональный проект для выполнения текущей работы. Атмосфера изобретательства предполагает ломку старых стереотипов, поэтому adhoc-кратическая структура должна избегать любых форм стандартизации.
Достоинства и недостатки подобной структуры являются зеркальным отражением достоинств и недостатков простой структуры: хорошая адаптируемость в условиях меняющегося рынка, но высокие текущие издержки в условиях рынка постоянного.
Adhoc-кратия характерна для инновационных, а также аудиторских и консалтинговых предприятий.
3. Оболочечная (сетевая) фирма (hollow firms) – это организации, в которых часть существенных для бизнеса функций, прежде всего производство, передана на контрактной основе сторонним подрядчикам. Оболочечная фирма берет на себя издержки производителя по определению того, какой товар надо производить, как и кому его реализовывать (транзакционные издержки). Иногда, впрочем, и эти издержки она стремится переложить на подрядчиков (дизайнерские и конструкторские бюро, рекламные и маркетинговые агентства и т.д.), оставляя за собой только функцию общего управления всем процессом от разработки идеи товара до продажи его конечному потребителю. Более подробно об этом явлении в бизнесе написано в разд. 3.3.
Основные достоинства оболочечной фирмы – высокий потенциал изменчивости и приспособляемости в условиях быстро меняющегося рынка, позволяющий значительно уменьшить трансакционные издержки. Недостатки – риск конкуренции со своими производственными подрядчиками; легковесность, новизна работы в отрасли, что не дает возможности осуществлять длительные инвестиции; отсутствие надлежащего контроля за качеством продукции. Присутствие оболочечных фирм заметнее всего на рынках с быстро меняющимся спросом, зависящим от моды: производство игрушек, одежды, обуви, спортивных товаров.
Заказать книгу можно здесь.