Финансовый прорыв из налогового окружения.
Как я уже говорил, только тотальный контроль над информацией позволит Вам сформировать «западные» отчёты. Только патологическая любовь к мелочам и деталям избавят Вас от бесконечных «Why?» («Зачем и почему?) Вашего партнёра, от сакраментальных »It«s impossible!» («Это невозможно!») Вашего финансового директора и почти истеричных «I want to f$#% all Russian accountants!!! (что-то вроде »Имел я в виду весь русский учёт, всех российских бухгалтеров и всю эту долбаную Россию в целом!!!") Вашего же Главы представительства.
Именно поэтому я позволил себе небольшой тест на Вашу внимательность, включив в качестве последней таблицы черновой вариант взаимоувязки счетов некоей конторы Forest-Starms (счёт 0402/1953). Действительно, счёт 01/05 «Инструменты» переведён как «1705 – Tools» (т.е. «Инструменты»), а следующий счёт 01/06 – «Производственно-хозяйственный инвентарь» уже с ошибкой «1706 -Other tolls» (т.е. «Прочие сборы, благовесты, дани и колокольные звоны…»). Один символ – l вместо o – и смех Вашего финансового контролёра Вам обеспечен. А уж каким будет этот смех – добрым или не очень – вопрос отдельного разговора.
Счёт 68/01 «Расчёты по подоходному налогу» должен быть переведён как 2741 «Income tax», счёт 68/04 «Расчёты по налогу на прибыль» – как 2744 «Profit tax», счёт 68/10 «Расчёты по налогу на имущество» – как 2750 «Property tax»… Совершенно невыносимую аббревиатуру «Stlmnt» я бы заменил на полное «Settlements»… С другой стороны кажется ненормальным, что два разных российских счёта – 26/26 «Командировочные облагаемые» и 26/27 «Командировочные необлагаемые» попадают на один и тот же счёт 6601 «Business trip expenses». Однако на самом деле всё верно – нашему «западному» партнёру важно знать общую сумму командировочных расходов, а не то, какую сумму мы будем относить на себестоимость в пределах норматива, а какую будем относить тоже на себестоимость, но вне пределов этого норматива (он просто не поймёт этот бред).
В связи с вышеизложенным, прошу ещё раз проверить таблицу взаимоувязки счетов, тщательно следя за каждой строкой, каждой буквой и цифрой. Попробуйте реорганизовать эту таблицу для Вашего бизнеса, выкинув ненужные счета и добавив необходимые. К этому процессу мы ещё вернёмся, а пока посмотрим на корректировки, которые делаются в «валютной» части при подготовке «западных» баланса и отчёта о прибылях и убытках.
Делаются эти коррекции и уточнения с использованием тех же трансформационных таблиц, только суммы будут уже в валюте (например, в долларах США). Прошу не забывать, что под каждый adjustment должен быть свой документ(ы) и/или расчёт(ы). Я бы выделил три типа корректировок:
- Коррекции, связанные с нашим бизнесом.
- Коррекции, связанные с различиями в методологии российского и западного учёта.
Счёт / Accnt | Описание / Description | Сальдо по Главной книге/Balance. | Проводка №1 / Adj.#1 | Проводка №2 / Adj.#2 | Проводка №3 / Adj.#3 | Проводка №4 / Adj.#4 | Проводка №5 / Adj.#5 | Выверенное сальдо / Corrected balance |
1199 | Банк-99 / Bank-99(offshore) | $0 | $1«000»000 | -$900 | $900'000 | -$300'000 | : | $1«599»100 |
4101 | Реализация (Строительство) / Sales Revenue (Construction). | -$5'000.00 | -$1«000»000 | : | -$1«005»000 | |||
4102 | Реализация (Фармация) / Sales Revenue (Pharmacy). | -$993'700 | : | -$993'700.00 | ||||
5099 | Основное производство/ Production (Construction). | $4'994 | : | $4'994 | ||||
4501 | Себестоимость реализованной продукции / Cost of Sales. | $992'700 | $900 | -$900'000 | : | $93'600 | ||
2501 | Зарплата (программисты) / Salary (programmers). | $1'006 | $300'000 | : | $301'006 | |||
Контроль / Examination | 0.00 | 0.00 | 0.00 | 0.00 | 0.00 | 0.00 | 0.00 |
Adjustment № 1. Одно из направлений деятельности нашей фирмы – строительство. По договору с иностранным заказчиком стоимость работ была определена в $5«000 (130»000 руб.) Рублёвая себестоимость работ составила 129«000 руб. ($4»994). Что и было отражено в актах, счетах-фактурах, формах КС-3, 2, №29 и т.д. и т.п. для российской отчётности. Короче, всё по полной программе, комар носу не подточит. Но по приложению (appendix, addendum), являющемуся неотъемлемой частью договора и хранящемуся совершенно отдельно от него, стоимость работ увеличена на $1«000»000 и эту сумму наш заказчик обязуется перевести на наш оффшорный счёт (offshore), открытый заранее нами на совершенно не имеющую к нам никакого (формального) отношения фирму. Сами понимаете, это приложение к договору вряд ли кто-либо когда-либо найдёт и увидит. (Да и найдёт – не страшно. Там о нашей фирме – ни гу-гу). Нашему заказчику всё равно, куда переводить деньги, зато мы по российскому учёту имеем минимум оборотных налогов (жилфонд и пользователи автодорог) и минимум налога на прибыль (база для них – $6). При этом почти вся наша прибыль находится вдали от алчущих взоров налоговиков. Конечно же, вся наша российская документация должна быть абсолютно точна и законна, налоги уплачены полностью и в срок, все счета-фактуры, акты и контракты подписаны, сброшюрованы и положены в сейф.
И прочее, и прочее, и прочее – в полнейшем соответствии с буквой закона.
Отражаем операцию: D-t «Offshore» – C-t «Sales Revenue» – $1«000»000.
Adjustments № 2 & № 3. Наша оффшорная фирма купила нам фармацевтику по цене 1 цент за единицу товара и продала его нам. При этом контрактная цена составила 10 долларов за единицу. Общая стоимость контракта – $900«000. Сами понимаете, расчёт был сделан таким образом, чтобы мы получили российскую прибыль опять же на уровне нуля, ибо продаём мы этот товар по цене $11,04 за штуку! НДС не платим (фармацевтика!). Ну заплатили там таможенные сборы и пошлины ($92»700)… При этом имеем минимальные базы по налогам на жилсоцфонд, пользователей автодорог и прибыль – примерно 1 цент за единицу (или 0.1% от «рублёвой» себестоимости товара). Зато реальная рентабельность операции составила примерно 961%! Мы сохраняем наши рублёвые доходы опять же подальше от российских потрясений, расплачиваясь с нашей же фирмой (т.е. с самими собой) твёрдой валютой, с учётом абсолютно всех требований ЦБ РФ, ГТК, МНС и Минздрава.
Рублёвая себестоимость (с учётом таможенных издержек) равна $992«700. Реальная себестоимость равна $900+$92»700=$93«600. Рублёвая реализация равна $993»000. База для налогов равна $993«000-$992»700=$300. Чистая прибыль после вычетов налогов ($4.5+$7.5+$105) равна $899'283.
Отражаем затраты: D-t «Cost of sales» – C-t «Offshore» – $900.
Отражаем доход от операции: D-t «Offshore» – C-t «Cost of sales» – $900'000.
Adjustment № 4. Третьим направлением нашей деятельности является локализация бухгалтерских программ. По рублям наши программисты получают 1 (один) минимум, т.е. порядка $4 в месяц. Реально же их зарплата вполне «конкурентоспособна» (в триста раз больше). Сами понимаете, все документы по зарплате, налогам, фондам и т.д. должны быть в абсолютном порядке. Налоговики и фондовики просто плачут от сострадания к программистам (из-за их низкой зарплаты) и к себе (из-за невозможности состричь с нашей конторы сколько-нибудь существенные бабки).
Отражаем операцию: D-t «Salary (programmers)» – C-t «Offshore» – $300'000.
Adjustment № 5. Ещё одним направлением нашего бизнеса является работа с ценными бумагами, векселями и валютой. Все вы знаете, что твёрдые валюты котируются ЦБ РФ ежедневно, а мягкие – нет.
Впрочем, хватит. Умному – достаточно. Из этих СУГУБО ИЛЛЮСТРАТИВНЫХ корректировок видно, что они имеют отношение к конкретному бизнесу.
Счёт / Accnt | Описание / Description | Сальдо по Главной книге / Balance. | Проводка №1 / Adj.#1 | Проводка №2 / Adj.#2 | Проводка №3 / Adj.#3 | Проводка №4 / Adj.#4 | Проводка №5 / Adj.#5 | Выверенное сальдо / Corrected balance |
1700 | Основные средства / Fixed Assets | $19'572 | -$822 | : | $18'750 | |||
1724 | Накопленная амортизация основных средств / Accumulated Depreciation. | $0 | -$8'509 | : | -$8'509 | |||
1801 | Нематериальные активы / Intangible Assets. | $600 | $0 | : | $600 | |||
1851 | Накопленная амортизация нематериальныхактивов / Accumulated Amortization. | $0 | -$220 | : | -$220 | |||
3402 | Прибыль (Убыток) прошлых лет / Retained Earnings. | -$10'000.00 | $360 | $3'713 | $0 | $100 | : | -$5'827 |
7001 | Поставки для офиса / Office Supplies | $100 | $462 | $0 | : | $562 | ||
5401 | Амортизация оборудования / Depreciation of equipment. | $0 | $4'796 | : | $4'796 | |||
5501 | Амортизация нематер.активов. / Amortization of intangible assets. | $0 | $120 | : | $120 | |||
Контроль / Examination | 0.00 | 0.00 | 0.00 | 0.00 | 0.00 |
Adjustment № 1. Я уже говорил, что не видел ни одной фирмы, где стоимость основных фондов была бы меньше $1«000. У нас же из-за отставания нормативной базы от жизни к основным средствам относят уже предметы стоимостью примерно $310. Таким образом, наши счёта основных средств »замусорены" малоценкой.
Делаем расчётную таблицу:
Наимен. | Стоим. | Дата приобр. | Курс | Cost | Expenses | Retained Earnings | Fixed Assets |
Сейф | 12'000 | 10.10.99 | 26 | $462 | $462 | ||
Автомашина | 54'000 | 15.12.98 | 24 | $2'250 | $2'250 | ||
Компьютер | 9'000 | 01.01.98 | 6 | $1'500 | $1'500 | ||
Факс | 9'000 | 10.10.98 | 25 | $360 | $360 | ||
Станок | 90'000 | 01.01.98 | 6 | $15'000 | $15'000 | ||
Итого/Total | 174'000 | —— | —- | $19'572 | $462 | $360 | $18'750 |
Как видим, из 174«000 (или $19»572) лишь $18'750 являются по-настоящему основными средствами. Стоимость факса ($360) должна была быть списана на издержки в прошлом году и должна была формировать (корректировать) прибыль/убыток прошлого года. Сейф же, купленный в текущем году, формирует издержки отчётного года.
Делаем коррекцию: D-t «Office Supplies» – C-t «Fixed Assets» – $462.
D-t «Retained Earnings» – C-t «Fixed Assets» – $360
Можем сделать это одной проводкой.
Adjustment № 2. Я уже говорил, что начисление износа по рублям и по валюте может быть разным как по базе ($18«750 вместо $19»752), так и по процентам годовых и по методу начисления (скажем, метод суммы лет вместо линейного).
Для успешного начисления валютного износа мы сторнируем рублёвый износ (пользуемся рублёвыми трансформационными таблицами). Далее делаем расчёт для реальных Fixed Assets:
Наимен. | Стоим. | Дата приобр. | Курс | Cost | %% ofdepr. | Accum.Deprec.(prev. years) | Accum.Depr. (current year). |
Автомашина | 54'000 | 15.12.98 | 24 | $2'250 | 33% | $0 | $746 |
Компьютер | 9'000 | 01.01.98 | 6 | $1'500 | 20% | $275 | $300 |
Станок | 90'000 | 01.01.98 | 6 | $15'000 | 25% | $3'438 | $3'750 |
Итого/Total | 174'000 | —— | —- | $18'750 | $3'713 | $4'796 |
Как видим, общая сумма амортизации равна $8«509, при этом $3»713 формировали прибыль (убыток) прошлых лет, а $4'796 – издержки отчётного периода.
Делаем коррекции: D-t «Depreciation of Equipment»
– C-t «Accumulated Depreciation» – $4«796.
D-t »Retained Earnings« – C-t »Accumulated Depreciation« – $3»713.
Опять же, делаем это одной проводкой.
Adjustments № 3 & № 4. Вполне возможно, что нам придётся сделать те же операции для нематериальных активов. Делаем такие же расчёты для них (Таблицы будут идентичными. Начисленный рублёвый износ сторнируем в рублёвых трансформационных таблицах.).
Делаем коррекции: D-t «Office Supplies» – C-t «Intangible Assets» – $0.
D-t «Retained Earnings» – C-t «Intangible Assets» – $0
D-t «Amortization of Intangible Assets»
– C-t «Accumulated Amortization» – $120
D-t «Retained Earnings» – C-t «Accumulated Amortization» – $100.
Кстати, в таблице взаимоувязки счетов программное обеспечение (04/03) имеет номер счёта 1709 вместо 18 (основные средства вместо нематериальных активов) Никакой ошибки – базовое программное обеспечение относится к основным средствам (т.е. его счёт – 17-ый).
Adjustment № 5. Я уже говорил, что малоценные и быстроизнашивающиеся предметы (и их износ) – наше, российское изобретение. Поскольку в «западном учёте» нет аналогов ни 12-х ни 13-х счетов. Нам лучше всего списать сальдо по этим счетам таким же образом, через рублёвые или валютные трансформационные таблицы. То, что находится на складе – отнести на «склад», то что было куплено и введено в действие в прошлых годах отнесём на формирование прибыли (убытка) прошлых лет, купленное и введённое в действие в этом году отнесём на издержки.
О третьем типе корректировок – чисто «западных» начислениях – в следующий раз. Это тема отдельного разговора.
Если Вы заинтересованы, то продолжение – следует.
Мы прошли процентов 60 пути. Стоит ли идти вперёд дальше – зависит от вас.
Рад буду получить предложения и замечания.