Путеводитель по слиянию
Публикуется с согласия редакции «Вестника McKinsey». Статья вышла в четвертом номере журнала.
Полностью номер можно прочитать на сайте www.vestnikmckinsey.ru
Краткосрочные синергетические эффекты
Краткосрочные синергетические эффекты – первый и наиболее очевидный источник создания стоимости в большинстве слияний. Но сокращать расходы можно, не только устраняя дублирующие функции и операции. Часто новые возможности открываются благодаря усилению позиций в отношениях с поставщиками, увеличению размера компании или снижению стоимости финансирования. А некоторые синергетические эффекты вообще не связаны с сокращением расходов. Например, можно получить дополнительный источник дохода за счет перекрестных продаж, выравнивания цен, высвобождения активов.
Активно реализовывать эти новые возможности важно потому, что:
- рынок обсуждает предполагаемые синергетические эффекты, в результате чего возникают высокие ожидания и своеобразное давление на менеджмент компании со стороны финансового сообщества;
- быстрые успехи оправдывают слияние в глазах сотрудников и дают импульс развитию компании; одно из наших исследований показало, что 15% синергетических эффектов можно получить в первые сто дней после слияния;
- быстро сокращая издержки, проще наладить стабильное функционирование компании; это позволяет сконцентрироваться на долгосрочных перспективах «Новой компании».
Краткосрочные синергетические эффекты – первый и наиболее очевидный источник создания стоимости в большинстве слияний |
Как показывает опыт наиболее успешных слияний, синергетический эффект достигается при соблюдении ряда условий.
При всей важности краткосрочных синергетических эффектов наш опыт показывает, что если уделять им слишком много внимания и придавать слишком большое значение, то можно «упустить» синергии с гораздо более высоким потенциалом, но более трудные для реализации. Например, сливающиеся сырьевые компании часто совершают одну и ту же ошибку: они выделяют управленческие ресурсы только на оптимизацию закупок, а не на внедрение более совершенных методов управления процессом добычи.
Скрытые возможности
Все понимают, что в результате слияния многое изменится. Однако руководители почему-то очень редко используют этот момент для проведения более масштабных преобразований, а ведь слияние дает уникальные возможности решить давно назревшие проблемы, в том числе те, которые не имеют прямого отношения к самому слиянию.
Слияние дает уникальные возможности решить давно назревшие проблемы |
Ниже приводятся примеры таких возможностей.
Выгоды от реализации потенциалов компании обычно менее очевидны, чем краткосрочные синергетические эффекты, которые дает слияние, но от этого они не становятся менее ценными. Однако, чтобы получить их, нужно не только задать ясные задачи и установить приоритеты, распределить ответственность и информировать сотрудников (что было бы достаточно для достижения синергетических эффектов) – здесь необходим творческий подход.
Самые успешные компании для реализации скрытых возможностей создают специальные многофункциональные группы, систематически анализируют стратегические планы и ищут новые возможности, следят за происходящим вне компании.
Реализация скрытых возможностей – не просто желательный эффект, на который менеджеры могут обратить или не обратить внимание. Мы считаем, что скрупулезное исследование скрытых возможностей – единственный способ полностью реализовать потенциал создания стоимости в любом интеграционном процессе.
Новые стратегические возможности
В 1993 г. Colonial, страховая компания со столетней историей, поглотила еще недавно государственный State Bank of New South Wales. В ходе объединения удалось получить ожидаемое снижение издержек, но компании пошли дальше: они создали «финансовый супермаркет» с новыми продуктами, новыми услугами и новыми методами работы с клиентами. Об успехе этой стратегии говорило возросшее число клиентов, покупавших страховые и банковские продукты «в комплекте», – с 3% от общего числа клиентов в 1996 г. до 30% в 1998 г. и до 50% в 1999 г. Воодушевленная успехом, Colonial стала активно управлять фондами, продолжая реализовывать свою новую стратегию. Этот пример показывает, как можно создать значительную дополнительную стоимость, реализуя стратегические возможности, открывшиеся в результате слияния.
В ряде случаев объединяющиеся компании создавали дополнительную стоимость, выходя на новые рынки, на которых до слияния они были неконкурентоспособны. Часто новая объединенная компания набирает критическую массу, необходимую для того, чтобы стать одним из ведущих игроков рынка в секторе или регионе, где прежде оба партнера не имели достаточного веса. Иногда новые стратегические возможности появляются, когда на основе двух не связанных друг с другом технологий разрабатывается новая, или когда масштаб объединившихся компаний открывает им путь к дальнейшим слияниям.
В самом начале стратегические возможности выявить сложнее всего. Однако именно они иногда определяют контуры будущего бизнеса и направление основных усилий в ходе интеграции, которые обеспечат успех компании на долгое время вперед. Мы рекомендуем уже на ранней стадии слияния создавать специальную группу для выявления тех стратегических возможностей, которые смогут принести существенную прибыль. Иногда такая работа начинается на подготовительной стадии сделки.
Мы рассмотрели различные источники создания стоимости и показали связь между ее созданием и способом управления процессом интеграции. Как показывает наш опыт, необходимо иметь представление обо всех факторах создания стоимости – краткосрочных синергетических эффектах, скрытых возможностях и новых стратегических возможностях. Выявление этих факторов – одна из важнейших задач первых ста дней, от этого зависит успех – или провал – слияния.
Выявление всех факторов создания стоимости – одна из важнейших задач первых ста дней |
Нередко в период подготовки сделки ожидаемый синергетический эффект оценивается весьма сдержанно. Это объясняется тем, что покупатель боится переплатить. Поэтому на раннем этапе, как правило, анализируются прежде всего возможности для снижения издержек и краткосрочные результаты, а не долгосрочный стратегический потенциал. Но когда договоренность о цене достигнута, открывающиеся перспективы видятся уже в ином свете, и порой новые, поначалу не просчитанные возможности выходят на первый план. Например, мы выяснили, что, когда недавно объединялись два крупных розничных банка, именно неучтенные возможности увеличили созданную в результате слияния стоимость на 45% (см. схему 3). Кроме оцененных еще до слияния синергетических эффектов, возникающих в краткосрочном периоде, мы выявили дополнительные выгоды от перекрестных продаж банками своих продуктов, от внедрения самых эффективных методов продаж, проведения ценовой политики в соответствии с лучшими наработками обоих банков и выхода на новые рынки, раньше не представлявшие для них большого интереса. В результате программа интеграции была переориентирована, чтобы полностью реализовать все эти преимущества.
Схема 3. Создание стоимости. Пример розничных банков
Организационная эффективность
Основной причиной 80% неудачных слияний становится невозможность преодолеть противоречия корпоративных культур объединяющихся компаний. Культурные проблемы приходилось решать и в большинстве успешных слияний. Иными словами, решение культурных, как, впрочем, и организационных проблем приобретает определяющее значение для любой интеграции – как успешной, так и неудачной. И хотя эта сфера пока плохо изучена, мы выяснили, что компании, успешно завершившие слияния, уделяли много внимания:
- формированию руководящей команды: как сплотить новое руководство вокруг задач, поставленных генеральным директором и советом директоров;
- структуре организации: как создать структуру, которая будет лучше всего соответствовать стратегии «Новой компании»;
- культуре высокой эффективности: как разработать и развить культуру, которая способствовала бы повышению эффективности «Новой компании» и помогла бы реализовать ее долгосрочные цели;
- управлению профессиональными сотрудниками: как найти в обеих компаниях наиболее ценных сотрудников и что сделать, чтобы они захотели участвовать в создании «Новой компании».
Несоответствие культур становится причиной подавляющего большинства неудавшихся слияний |
Каждый из этих вопросов напрямую влияет на подход компаний к слиянию. Например, когда объединяются две фирмы, специализирующиеся на предоставлении профессиональных услуг (аудиторские, юридические, консалтинговые), они должны еще до слияния согласовать свои долгосрочные цели и убедить ценных сотрудников активно участвовать в объединении. Когда же поглощение затевается в основном ради объединения материальных активов, то привлекать сотрудников к процессу слияния не так важно, как, например, принять решение о закрытии того или иного завода.
Руководящая команда
Во многих компаниях у топ-менеджеров нет единого взгляда на императивы бизнеса. Объясняется это многими причинами – от разного понимания руководителями целей компании до отсутствия четких приоритетов в ее развитии. Результат всегда один и тот же: долгое принятие решений, нескоординированность действий, низкая производительность. Важность выработки единого мнения по основным вопросам бизнеса у образующейся во время слияния команды руководителей трудно переоценить, поскольку у ее членов нет опыта совместной работы и общих взглядов. Чтобы решить эту проблему, необходимо:
- понять, каких взглядов придерживаются разные топ-менеджеры; во время недавнего слияния двух розничных банков генеральный директор, подбирая управленческую команду, изложил топ-менеджерам обеих компаний свое видение развития компании и обрисовал их задачи, после чего предложил им либо остаться в компании и работать в соответствии с его требованиями, либо уйти, получив щедрое выходное пособие; с одной стороны, при таком подходе можно лишиться талантливых сотрудников с особыми взглядами, но с другой – быстро выявить различия в позициях;
- активно общаться с топ-менеджерами и наладить взаимопонимание и взаимодействие с ними;
- обязать топ-менеджеров чаще встречаться с сотрудниками, чтобы вселить в них веру в будущее «Новой компании» и вовлечь в процесс ее создания;
- с помощью приглашенных специалистов провести углубленные интервью, чтобы выяснить, кто из сотрудников не принимает участия в создании «Новой компании», а затем начать с ними открытый диалог или провести тренинг, чтобы привлечь их к этому процессу;
- установить систему контроля, которая позволит генеральному директору отслеживать процесс выработки общей позиции у руководства.
Важно, чтобы топ-менеджеры одинаково понимали императивы бизнеса |
На начальном этапе формирования руководящей команды может хватить нескольких встреч, но этот процесс иногда растягивается. Все зависит от того, какой степени единства во взглядах у руководства хочет достичь «Новая компания», от различий в подходах к ведению бизнеса в сливающихся компаниях и от скорости объединения. В некоторых организациях процесс согласования позиций сотрудников не прекращается никогда и становится неотъемлемой частью повседневной работы.
Структура организации
Первую проверку руководство «Новой компании» проходит, разрабатывая структуру ее организации. Иногда, как, например, при объединении нефтяных компаний ВР и Amoco, данные о первоначальной структуре оглашаются вскоре после объявления о слиянии. Основные организационные решения принимаются и на стадии подготовки сделки. Но в большинстве случаев, которые мы анализировали, утверждение новой структуры занимает гораздо больше времени – на несколько недель, а то и месяцев, – чем следует. Но даже с учетом того, что решению этого вопроса отводится столько времени, многие руководители, как показало недавнее исследование, недовольны результатом. Почему? Потому, что часто генеральные директора и их подчиненные занимаются не теми вопросами. Вместо того чтобы принимать необходимые сегодня решения, они забегают слишком далеко вперед и подробно разрабатывают организационные модели, которые, скорее всего, никогда не пригодятся.
На самом деле генеральный директор должен:
- задать общие контуры «Новой компании»; не описывать подробно структуру организации, а разработать ее основные принципы, продуктовые линейки, услуги и т.п.;
- определить функции корпоративного центра, бизнес – и вспомогательных подразделений.
Обычно корпоративный центр играет одну из четырех ролей:
- оператора, который управляет деятельностью бизнес-подразделений;
- главного провайдера услуг бизнес-подразделениям;
- разработчика стратегии, который определяет направление деятельности бизнес-подразделений и контролирует их, не принимая непосредственного участия в их текущей деятельности;
- финансового холдинга, через который проходят все финансовые потоки.
Помимо этих традиционных функций некоторые компании закрепляют за корпоративным центром роль «строителя корпорации». В этой роли он создает небольшие предпринимательские подразделения, наделенные преимуществами крупных компаний, такими как удобство расположения, экономия на масштабах и низкий уровень риска. Опыт ряда сделок показывает, что слияние предоставляет компании возможность опробовать новые подходы к структурированию своего корпоративного центра и бизнес-подразделений.
- Определите структуру руководства, чтобы топ-менеджеры «Новой компании» быстро взяли под контроль самые важные функции. Разработав общие принципы структуры организации, нужно сделать следующий шаг и разработать структуру руководства и основных систем управления.
- Действуйте решительно. Слияния предоставляют редкую возможность начать все с нуля, сбросив бремя корпоративной истории и личных отношений. Поэтому так важно, чтобы самые профессиональные сотрудники осуществляли радикальные преобразования. Как сказал руководитель одного банка: «Нам нужно было решиться и разрубить слона пополам, иначе мы никогда не начали бы реформу».
- Выберите путь, которым вы будете следовать, и отведите время на преобразования. Выбор структуры организации порождает много вопросов: когда будет внедрена новая структура; будут ли преобразования проводиться сразу или постепенно; состоится ли, и если да, то каким образом, переход к структуре, «оптимальной» с точки зрения долгосрочной перспективы?
- Определите размер будущей компании. Чтобы определить размер подразделений, руководство должно задать в бизнес-плане цифры, определяющие размер «Новой компании».
Эти вопросы следует рассмотреть с самого начала, в идеале – еще на стадии заключения сделки. Отнимающие много времени решения о структуре организации на всех уровнях компании в большинстве случаев можно ненадолго отложить. Ступенчатый подход, при котором руководители одного уровня разрабатывают структуру для нижестоящего уровня, хорош тем, что сотрудники участвуют в процессе и их ответственность повышается.
Не менее сложная работа по определению размеров подразделений, как правило, может начаться не раньше, чем через несколько месяцев после начала слияния, когда команды, проводящие интеграцию, разработают концепцию «Новой компании». С этим, однако, не следует затягивать, поскольку быстрое решение этого вопроса рассеет гнетущую сотрудников неопределенность, и они сконцентрируются на своей работе.
Культура высокой эффективности
Формирование в компании корпоративной культуры, ориентирующей сотрудников на повышение производительности труда, – одно из условий, от которых зависит успех слияния. Вы можете все делать правильно – ставить четкие задачи, находить и разрабатывать потенциальные источники создания стоимости, обеспечивать стабильное функционирование бизнеса, – но если вы не решите «культурный вопрос», то станете свидетелем краха своей «Новой компании». Чтобы избежать этого, необходимо:
- в краткосрочном периоде выявить «культурные проблемы», связанные с сотрудниками, общением, структурными преобразованиями, приоритетами в создании стоимости и т.д., и заняться их решением;
- в долгосрочном периоде сформировать корпоративную культуру, при которой сотрудники старались бы эффективнее трудиться и выполнять задачи, поставленные «Новой компанией».
Грамотно решать эти задачи особенно важно, если объединяются компании из разных стран или отраслей и если стоимость сделки создают люди, а не активы, то есть для отраслей, где преобладают нематериальные активы. Не удивительно, например, что при слияниях Sony с Columbia Pictures и Deutsche Bank с Morgan Grenfell разгорелся культурный конфликт. Примеры успешного объединения, такие как создание промышленного конгломерата АВВ из шведской Asea и швейцарской Brown Boveri или слияние фармацевтических компаний Smithkline и Beecham (которые затем объединились с Glax
Схема 4. Человеческий фактор
12 составных частей организационной эффективности
Управление кадрами:
- Определение ценности сотрудника
- Повторный найм профессионалов на ключевые посты
- Процесс отбора
Структура организации:
- Бизнес-модель
- Структура и процессы
- Определение размера организации
Культура высокой эффективности:
- Ценности и поведение
- Процесс управления эффективностью
- Символические действия и действия по существу
Руководящая команда:
- Приверженность поставленным задачам
- Ясность относительно обязанностей менеджеров
- Сплоченность команды
Корпоративная культураЧто же называется корпоративной культурой? Разные люди вкладывают разный смысл в это понятие. Для одних – это прежде всего поведение и действия сотрудников компании. Для других – набор личных убеждений служащих. Мы в McKinsey понимаем термин «корпоративная культура» довольно узко – как связь между поведением и организационной эффективностью. Таким образом, корпоративная культура в нашей интерпретации существует в трех проявлениях. |
На процесс формирования культуры можно влиять и им можно управлять – это хорошо. Плохо то, что, если этот процесс пустить на самотек, какая-то культура все равно сформируется, но, вероятно, ее уже трудно будет изменить.