В процессе принятия решения о возможности предприятия обеспечить поступление денежных средств и их эквивалентов пользователю необходим бухгалтерский баланс, являющийся одним из составных элементов предприятия как механизма. В соответствии с Принципами КМСФО:
«Финансовое положение компании зависит от имеющихся у нее экономических ресурсов, ее финансовой структуры, ее ликвидности и платежеспособности, а также ее способности адаптироваться к изменениям окружающей среды. Информация об экономических ресурсах компании и ее способности в прошлом преобразовывать эти ресурсы полезна для прогнозирования ее способности создавать денежные средства и их эквиваленты в будущем. Информация о финансовой структуре нужна для прогнозирования будущих потребностей в заемных средствах и того, как будущие прибыли и денежные потоки будут распределяться между теми, кто имеет долю в компании. Эта информация также полезна для оценки того, насколько успешной будет компания в получении финансирования в дальнейшем. Информация о ликвидности и платежеспособности необходима для прогнозирования способности компании выполнить в срок свои финансовые обязательства» (Параграф 16).
Это прекрасное определение истинного предназначения баланса. Обратите внимание, что в данном описании не говорится ни слова об оценке предприятия или определении прибыли как балансовой разницы, ничего кроме полезности содержащейся в балансе информации для прогнозирования денежных потоков, сроков и степени определенности их получения.
В настоящем Документе рассматривается, каким образом следует оценивать материальные и нематериальные активы при их отражении в балансе для того, чтобы выполнить указанные выше цели. Кроме того, затрагивается проблема деловой репутации, часто включаемой в состав активов. Так как цены могут меняться даже в экономике с низким уровнем инфляции, в Документе освещается проблема учета изменений цен активов; предлагаемые решения обеих проблем применимы и к системе на основе первоначальной стоимости приобретения, и к системе на основе восстановительной стоимости.
Анализируемый вид деятельности.
В Приложении D описывается «анализируемый вид деятельности», т.е. компания (или ее часть), представляющая собой механизм создания валовых денежных потоков, которые пытается спрогнозировать пользователь. До тех пор, пока активы используются в анализируемом виде деятельности, их ценность для акционера выражается в способности обеспечивать в будущем приток денежных средств в процессе этой деятельности. Активы могут как расходоваться, так и не расходоваться в ходе данного процесса. В то же время компания может располагать активами, не используемыми в анализируемом виде деятельности, которые для целей настоящего параграфа определяются как «инвестиции». У инвестиций имеется своя собственная конъюнктура рынка. Цена всей компании равняется сумме дисконтированной стоимости будущих чистых денежных потоков от анализируемого вида деятельности и рыночной стоимости инвестиций за вычетом обязательств. Пример такого подхода, который иногда называется «Анализом стоимости акционерного капитала», приведен в Приложении Е.
ИНВЕСТИЦИИ
|
Некоторые активы, задействованные в анализируемом виде деятельности, могут также обладать свойствами инвестиций в том смысле, что они обладают своей собственной конъюнктурой рынка, – например, недвижимость. Их стоимость на рынке характеризуется двумя основными свойствами (помимо всего прочего). Во-первых, они могут выступать в качестве обеспечения при получении кредитов; во-вторых, их стоимость представляет собой альтернативные издержки: раз данные активы не задействованы в анализируемом виде деятельности, то их можно реализовать.
В результате увеличивается вероятность того, что определение (инвестиционной) стоимости активов, предназначенных для осуществления анализируемого вида деятельности, может не иметь первостепенного значения, даже если данные активы не теряют своей стоимости (например, недвижимость). В связи с этим следует заметить, что в ходе работы по исследованию эффективности фондового рынка удалось установить отсутствие какой-либо связи между объявлением о переоценке основных средств британских компаний (в частности, земли и сооружений) и курсом акций за исключением тех случаев, когда раскрывались дополнительные сведения. (См. Стэндиш и Юнг (1982 год) «Корпоративные сигналы, переоценка активов и курсы акций британских компаний» Accounting Review, 57, 4, 701-15).
Конечно, полученные результаты можно объяснить тем, что многие компании осуществили значительные инвестиции в недвижимость, при этом стоимость данных инвестиций менялась вместе с конъюнктурой всего рынка недвижимости в целом (речь идет, например, о магазинах, торгующих в розницу в центре города). Поэтому аналитики могли предугадать динамику цен до проведения официальной переоценки. Несмотря на это, результаты данного исследования достаточно неожиданны. Еще одно возможное объяснение заключается в следующем: поскольку не предполагалось, что рассматриваемая компания собирается совершить сделку с недвижимостью, – т.е. осуществить крупную продажу или заключить соглашение о возвратном лизинге – оценка данных активов не играла существенной роли при оценке всего предприятия. Активы не предназначались для продажи, а использовались в ходе анализируемого вида деятельности (например, сеть магазинов Marks & Spencer): поэтому при определении стоимости фирмы и степени благосостояния акционеров применяется дисконтированная стоимость будущих денежных потоков от этого вида деятельности, а не стоимость активов. Это очень важное замечание, свидетельствующее о том, что при обсуждении теории бухгалтерского учета, возможно, слишком много внимания уделялось стоимости активов.
Инвестиционные компании.
Положение, в соответствии с которым пользователю необходимо прогнозировать будущие денежные потоки, нельзя аналогичным образом применять к так называемым «инвестиционным компаниям». К последним относятся закрытые инвестиционные фонды, компании, управляющие имуществом, и т.п. В этих случаях цель компании заключается во вложении средств акционеров в портфель акций, недвижимость и т.д. Если использовать термин «инвестиции» согласно настоящему Документу, то все активы на балансе такой компании являются инвестициями. Их можно отражать по рыночной стоимости или цене реализации, а в балансе будет показана стоимость всей компании. При анализе инвестиционной компании пользователь не пытается расчитать, какие денежные потоки от конкретной промышленной или коммерческой деятельности, скорее всего, пройдут через компанию в будущем (если только аналитик не идет дальше и не начинает анализировать перспективы каждого базового инструмента). В настоящем Документе речь идет не об инвестиционных компаниях, а о фирмах, производящих товары или оказывающих услуги, коммерческая деятельность которых анализируется пользователем.
Теперь мы можем проанализировать принцип оценки, который следует применять к различным активам, используемым в анализируемом виде деятельности, или выступающим в качестве инвестиций фирмы-производителя.
Непрерывность деятельности предприятия.
В первую очередь необходимо иметь в виду, что при анализе конкретного вида деятельности исходят из допущения непрерывности деятельности всей компании (или по крайней мере данного вида деятельности). Пользователя не интересует, по какой цене данные активы могут быть реализованы при ликвидации компании (кроме тех случаев, когда осуществляется «распад компании без опасных последствий»). Таким образом, исключается использование чистой стоимости реализации. При анализе конкретной деятельности цена, по которой актив можно реализовать в условиях вынужденной продажи по низким ценам, не представляет интереса. Возьмем для примера предприятие химической промышленности со сроком службы 20 лет. На протяжении всего периода завод представляет огромную ценность для всего бизнеса и по мере износа данного актива на него может начисляться амортизация. Тем не менее, не исключено, что большую часть времени продажа завода будет абсолютно невозможной. Действительно, в ряде случаев чистая стоимость реализации и остаточная стоимость практически не отличаются в количественном отношении, однако между ними имеются принципиальные различия. Поэтому интерес аудиторов и регулирующих органов к наихудшему сценарию развития событий нельзя использовать для нарушения концепции непрерывности деятельности.