Что изменилось в бухучете и налогообложении, август 2003 г. Появились новые формы бухгалтерской отчетности

Российский бухучет
Источник: журнал «Главбух»- №16/2003
Опубликовано: 16 Сентября 2005

Минфин России утвердил новые формы бухгалтерской отчетности. Также он указал, сколько форм должна составлять каждая организация и как это делать. Документ издан с учетом требований новых ПБУ – 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль» и 19/02 «Учет финансовых вложений». Конечно, первый вопрос, который возник у бухгалтеров, когда нужно начинать отчитываться по новым формам? Давайте разберемся. В приказе сказано, что применять его надо «…начиная с бухгалтерской отчетности за 2003 год». Что же это значит? За разъяснениями мы обратились к сотрудникам Минфина России.

Однако там нам не дали однозначного ответа. Одни специалисты считают, что можно подождать до годовой отчетности, другие же – что заполнять новые формы нужно уже по итогам 9 месяцев.

Поэтому вам придется решить самостоятельно, по-новому или по-старому заполнять баланс и Отчет о прибылях и убытках за 9 месяцев. Ни то, ни другое ошибкой не будет. Тем более что все формы носят лишь рекомендательный характер.

Об этом говорится в пункте 3 приказа Минфина России от 13 января 2000 г. № 4н, которым утверждены старые формы, а также в пункте 3 приказа Минфина России от 22 июля 2003 г. № 67н, который ввел в действие новую отчетность.

Теперь рассмотрим, какие изменения претерпели баланс и Отчет о прибылях и убытках.

Начнем с баланса. Он стал менее подробным. Теперь многие строки формы № 1 не нужно расшифровывать. Например, в строках, где отражают нематериальные активы, основные средства, долгосрочные финансовые вложения и денежные средства, надо ставить только общие суммы. Исчезла строка 440 «Фонд социальной сферы» – ведь положения по бухгалтерскому учету уже не требуют его создавать. Также не стало строки 450 «Целевые финансирование и поступления», так как она не нужна коммерческим предприятиям. А некоммерческие организации просто внесут такую строчку в свой баланс.

Кроме того, не придется отражать нераспределенную прибыль и непокрытый убыток прошлых лет – строки 460 и 465 исключены. А строки 470 «Нераспределенная прибыль отчетного года» и 475 «Нераспределенный убыток отчетного года» объединены в одну – 470 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)». Но главное, Минфин убрал из баланса строку, в которой следовало указывать номер квалификационного аттестата профессионального бухгалтера.

Зато появились новые строки. Так, в активе баланса теперь есть строка 145 «Отложенные налоговые активы», а в пассиве появилась строка 515 «Отложенные налоговые обязательства».

Перейдем к Отчету о прибылях и убытках. Он также стал меньше. В новой форме № 2 не нужно расписывать, от каких видов деятельности получена выручка. Еще не придется указывать себестоимость каждого вида товаров (работ, услуг). И в том и в другом случае надо привести общую сумму.

Операционные и внереализационные доходы и расходы объединены в один раздел «Прочие доходы и расходы». Совсем исчез из формы № 2 раздел, посвященный чрезвычайным доходам и расходам. Как же быть предприятию, которое «пережило» аварию или, скажем, стихийное бедствие? Можно просто добавить в Отчет о прибылях и убытках дополнительные строки.

Как и в балансе, в форме № 2 произошли изменения, «спровоцированные» требованиями ПБУ 18/02. Так, появились две новые строки – «Отложенные налоговые активы» и «Отложенные налоговые обязательства». А старая строка «Налог на прибыль и иные аналогичные обязательные платежи» переименована в «Текущий налог на прибыль». Что касается постоянных налоговых обязательств и активов, то их надо показать в разделе «Справочно».

Как видите, формы стали менее подробными. Однако заполнить их будет не просто тем бухгалтерам, которые еще не освоились с ПБУ 18/02. Конечно, за 9 месяцев они могут отчитаться по старым формам. Но к годовой отчетности все же придется разобраться с постоянными и временными разницами, налоговыми активами и обязательствами. Ну а если вы уже вовсю выполняете требования ПБУ 18/02, то мы рекомендуем вам и отчет за 9 месяцев составлять по новым формам.

Приказ Минфина России от 22 июля 2003 г. № 67н «О формах бухгалтерской отчетности организаций» опубликован в приложении «Официальные документы» к газете «Учет, налоги, право» № 29, 2003, а также в журнале «Документы и комментарии» № 16, 2003.

Как применять ПБУ 18/02, если организация получила убыток

Минфин России разъяснил, как отражать в бухгалтерском учете налоговый убыток, который переносится на следующие годы. Начнем с убытка, который образовался в 2002 году. Он отражается особым образом, так как бухгалтерская отчетность за 2002 год была сформирована еще без учета требований ПБУ 18/02. Поэтому, если предприятие на убыток 2002 года уменьшает свой налогооблагаемый доход в 2003 году (и в последующие годы), в бухгалтерском учете образуется постоянная разница. Сумму такого убытка надо умножить на 24 процента. В результате получается постоянный налоговый актив, который отражают следующей проводкой:

ДЕБЕТ 68 субсчет «Расчеты по налогу на прибыль» КРЕДИТ 99
 – уменьшен бухгалтерский налог на прибыль на сумму постоянного налогового актива.
Пример 1 В ноябре 2002 года ООО «Экватор» продало принтер за 4000 руб. (без НДС).
Первоначальная стоимость принтера – 12 000 руб., а сумма начисленной амортизации – 6000 руб. При этом общий срок полезного использования принтера – 40 месяцев, а в ООО «Экватор» он прослужил 20 месяцев. В ноябре 2002 года ООО «Экватор» сделало следующие проводки:
ДЕБЕТ 01 субсчет «Выбытие основных средств»
КРЕДИТ 01 субсчет «Собственные основные средства»
 – 12 000 руб. – списана первоначальная стоимость принтера;
ДЕБЕТ 02 КРЕДИТ 01 субсчет «Выбытие основных средств»
 – 6000 руб. – списана начисленная амортизация по принтеру;
ДЕБЕТ 62 КРЕДИТ 91 субсчет «Прочие доходы»
 – 4000 руб. – отражена выручка от реализации принтера;
ДЕБЕТ 91 субсчет «Прочие расходы»
КРЕДИТ 01 субсчет «Выбытие основных средств»
 – 6000 руб. (12 000 – 6000) – списана остаточная стоимость принтера;
ДЕБЕТ 99 КРЕДИТ 91 субсчет «Сальдо прочих доходов и расходов»
 – 2000 руб. (6000 – 4000) – отражен убыток от продажи принтера.
Предположим, что данные налогового учета ООО «Экватор» совпадают с данными бухгалтерского. Тогда убыток от продажи принтера, равный 2000 руб., надо списывать в течение 20 месяцев (40 – 20).
Следовательно, в течение 20 месяцев (начиная с декабря 2002 года) налогооблагаемый доход надо уменьшать на 100 руб. (2000 руб. : 20 мес.).
При этом начиная с января 2003 года и по июль 2004 года включительно в бухгалтерском учете каждый раз придется делать такую проводку: ДЕБЕТ 68 субсчет «Расчеты по налогу на прибыль» КРЕДИТ 99
 – 24 руб. (100 руб. ? 24%) – уменьшен бухгалтерский налог на прибыль.

Теперь поговорим об убытках, которые у предприятия возникают в 2003 году (или в последующие годы). Тут порядок учета другой. Убыток, который не уменьшает налогооблагаемый доход предприятия, считается временной разницей. Умножив его на 24 процента, организация рассчитает отложенный налоговый актив. Его надо отразить следующей проводкой:
ДЕБЕТ 09 КРЕДИТ 68 субсчет «Расчеты по налогу на прибыль»
 – отражен отложенный налоговый актив.

А когда в последующие годы вы будете постепенно списывать убыток на расходы, в бухгалтерском учете надо делать такие записи:
ДЕБЕТ 68 субсчет «Расчеты по налогу на прибыль» КРЕДИТ 09
 – погашен отложенный налоговый актив.

Пример 2
ООО «Валентин» продало ксерокс в январе 2003 года. Первоначальная стоимость ксерокса – 16 000 руб., сумма начисленной амортизации – 4000 руб., общий срок полезного использования – 40 месяцев. В ООО «Валентин» ксерокс проработал 10 месяцев. Продали ксерокс за 8000 руб. (без НДС).
В январе 2003 года ООО «Валентин» сделает следующие проводки:
ДЕБЕТ 01 субсчет «Выбытие основных средств»
КРЕДИТ 01 субсчет «Собственные основные средства»
 – 16 000 руб. – списана первоначальная стоимость ксерокса;
ДЕБЕТ 02 КРЕДИТ 01 субсчет «Выбытие основных средств»
 – 4000 руб. – списана начисленная амортизация по ксероксу;
ДЕБЕТ 62 КРЕДИТ 91 субсчет «Прочие доходы»
 – 8000 руб. – отражена выручка от реализации ксерокса;
ДЕБЕТ 91 субсчет «Прочие расходы»
КРЕДИТ 01 субсчет «Выбытие основных средств»
 – 12 000 руб. (16 000 – 4000) – списана остаточная стоимость ксерокса;
ДЕБЕТ 99 КРЕДИТ 91 субсчет «Сальдо прочих доходов и расходов»
 – 4000 руб. (12 000 – 8000) – отражен убыток от продажи ксерокса.

Предположим, что данные налогового и бухгалтерского учета совпадают. При расчете налога на прибыль убыток в сумме 4000 руб. ООО «Валентин» будет списывать в течение 30 мес. (40 – 10).
В бухгалтерском учете этот убыток является временной разницей. Поэтому ООО «Валентин» рассчитает отложенный налоговый актив и в январе 2003 года сделает проводку:
ДЕБЕТ 09 КРЕДИТ 68 субсчет «Расчеты по налогу на прибыль»
 – 960 руб. (4000 руб. &3215; 24%) – отражен отложенный налоговый актив.

Начиная с февраля 2003 года ООО «Валентин» будет ежемесячно включать в расходы при расчете налога на прибыль по 133,33 руб. (4000 руб. : 30 мес.). Одновременно в бухгалтерском учете каждый месяц надо делать следующую запись:
ДЕБЕТ 68 субсчет «Расчеты по налогу на прибыль» КРЕДИТ 09
 – 32 руб. (133,33 руб. ? 24%) – погашен отложенный налоговый актив.

Письмо Минфина России от 14 июля 2003 г. № 16-00-14/219 «О бухгалтерском учете расчетов по налогу на прибыль» опубликовано в приложении «Официальные документы» к газете «Учет, налоги, право» № 29, 2003, а также в журнале «Документы и комментарии» № 17, 2003.

Утверждены новые нормы расхода горюче-смазочных материалов

С 1 июля 2003 года действуют новые нормы расхода ГСМ, утвержденные Минтрансом России. Чем они отличаются от старых? Во-первых, появились нормы для новых марок отечественных автомобилей. А во-вторых, повысились некоторые старые нормы. Так, для автомобиля «ВАЗ-2107» норма выросла с 8,5 до 8,6 л на 100 км, а для «ВАЗ-21099» – с 7,5 до 7,7 л на 100 км. Кроме того, в отличие от старых норм, где иномаркам было уделено мало внимания, в новом документе появился довольно большой список с нормами ГСМ для машин иностранного производства.

Кто же должен применять утвержденные нормы? В самом документе сказано, что они предназначены для всех предприятий, которые используют транспортные средства.

Однако ни в положениях по бухгалтерскому учету, ни в Налоговом кодексе РФ ничего не говорится о том, что организации обязаны выполнять требования Минтранса России. Это значит, что предприятие вправе разработать свои нормы расхода ГСМ и закрепить их приказом руководителя. Конечно, составляя внутренний документ, за основу можно взять и нормы Минтранса России.

Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте (Р3112194-0366-03) утверждены Минтрансом России 29 апреля 2003 года и опубликованы в приложении «Официальные документы» к газете «Учет, налоги, право» № 30, 2003.