Мы продолжаем разговор о нововведениях, внесенных в главу 21 «Налог на добавленную стоимость» НК РФ Федеральным законом от 22.07.05 № 119-ФЗ (далее – Закон № 119-ФЗ). Напомним, что в № 19 нашего журнала были рассмотрены поправки, касающиеся момента определения налоговой базы, налогообложения авансовых платежей и строительно-монтажных работ для собственного потребления, а также порядка принятия НДС к вычету и обязанности восстановления сумм налога, предъявленного ранее к вычету.
Сегодня речь пойдет о переходных положениях по начислению и принятию к вычету налога, в том числе при выполнении строительно-монтажных работ, о новых объектах налогообложения, об изменениях, которые необходимо учесть экспортерам товаров (работ, услуг) и заказчикам услуг иностранных компаний. Предметом нашего анализа будут также другие дополнения по НДС, которые необходимо учитывать уже в текущем году, несмотря на то, что датой вступления их в силу является 2006 год.
Переходный период
- Начисление НДС
В статье 2 Закона № 119-ФЗ прописан порядок действий по переходу с учетной политики «по оплате» на новый способ определения выручки по мере отгрузки товаров (выполнения работ, оказания услуг). НДС по товарам, отгруженным в течение 2005 года, но не оплаченным по состоянию на 31.12.05, нужно будет начислить к уплате в бюджет по мере погашения дебиторской задолженности покупателями (заказчиками). То есть по этим товарам до 1 января 2008 года сохраняется прежний порядок начисления налога – по мере оплаты (п. 2 ст. 2 Закона № 119-ФЗ). Если до этого времени дебиторская задолженность не будет погашена, то в первом налоговом периоде 2008 года (январь или I квартал) весь НДС, относящийся к неоплаченным товарам (работам, услугам), реализованным до 01.01.06, необходимо начислить в бюджет (п. 7 ст. 2 Закона № 119-ФЗ).
При этом оплатой товаров (работ и услуг), как и прежде, признается поступление денежных средств на счета налогоплательщика (комиссионера, агента), любого другого имущества, прекращение обязательства зачетом, передача прав требования другому лицу. В случае получения от покупателя собственного векселя датой оплаты отгруженных товаров, как и раньше, будет либо день оплаты покупателем – векселедателем собственного векселя, либо его передача по индоссаменту третьему лицу (п. 5 ст. 2 Закона № 119-ФЗ). Если покупатель до истечения срока исковой давности задолженность не погасил, то НДС следует начислить в наиболее ранней из дат: в день истечения срока исковой давности или в день списания с баланса дебиторской задолженности (п. 6 ст. 2 Закона № 119-ФЗ).
Обратите внимание: пунктом 1 ст. 2 Закона № 119-ФЗ установлена обязанность проведения инвентаризации дебиторской и кредиторской задолженности по состоянию на 31 декабря 2005 года включительно. Отметим, что данная обязанность определена ст. 12 Закона о бухгалтерском учете, однако зачастую бухгалтеры ею пренебрегают. Учитывая требования нового закона, провести инвентаризацию нужно в обязательном порядке. В противном случае организация неминуемо столкнется с претензиями налоговых органов как по начислению НДС, так и по применению налоговых вычетов (подробнее об этом будет рассказано ниже). Напомним, что унифицированные формы приказа о проведении инвентаризации и документов по учету ее результатов утверждены Постановлением Госкомстата РФ от 18.08.98 № 88.
Пример 1.
Согласно учетной политике ЗАО «Светлана» исчисляло в 2005 г. НДС по мере оплаты отгруженных товаров. Налоговый период по НДС – месяц. По состоянию на 31 декабря 2005 г. включительно стоимость отгруженных, но не оплаченных товаров составила 826 000 руб. Соответственно, на счете 76 субсчет «НДС по неоплаченным товарам» числится сумма налога в размере 126 000 руб.
В январе 2006 г. реализовано товаров на сумму 1 180 000 руб. (в том числе НДС – 180 000 руб.), из них оплачено 590 000 руб. (в том числе НДС – 90 000 руб.). Оплата в счет погашения задолженности за товары, отгруженные до 01.01.06, не поступала
В январе 2006 года бухгалтер организации произведенные операции отразит в учете следующим образом:
Содержание операции | Дебет | Кредит | Сумма, руб. |
Отражена реализация товаров | 62 | 90-1 | 1 180 000 |
Начислен НДС с реализации | 90-3 | 68 | 180 000 |
Получены денежные средства от покупателей | 51 | 60 | 590 000 |
Пример 2.
Продолжим условия примера. Допустим, что в феврале покупателям отгружено товаров на сумму 1 770 000 руб. (в том числе НДС – 270 000 руб.). На расчетный счет поступили денежные средства в сумме 2 360 000 руб., в том числе:
- за товары, реализованные в январе 2006 г., – 590 000 руб. (в том числе НДС – 90 000 руб.);
- предоплата в счет будущих поставок товаров – 1 003 000 руб. (в том числе НДС – 153 000 руб.);
- погашена дебиторская задолженность, образовавшаяся до 01.01.06 – 767 000 руб. (в том числе НДС – 117 000 руб.).
В бухгалтерском учете в феврале 2006 года будут сделаны следующие записи:
Содержание операции | Дебет | Кредит | Сумма, руб. |
Отражена реализация товаров | 62 | 90-1 | 1 770 000 |
Начислен НДС с реализации | 90-3 | 68 | 270 000 |
Получены денежные средства от покупателей | 51 | 62 | 2 360 000 |
Начислен НДС с аванса | 76-НДС | 68 | 153 000 |
Начислен НДС с реализации 2005 г. (117 000 + 9 000) руб. | 76-НДС | 68 | 126 000 |
Суммы поступившей оплаты за товары, проданные в 2006 году, не влияют на начисление налога, так как НДС к уплате в бюджет (по кредиту счета 68) бухгалтер отражает в момент отгрузки.
- Принятие НДС к вычету
Законом № 119-ФЗ разрешено принимать НДС к вычету без его уплаты поставщику. Порядок применения вычета «входного» налога по товарно-материальным ценностям (ТМЦ), работам и услугам, принятым на учет, но не оплаченным до 1 января 2006 года, зависит от того, как организация в 2005 году начисляла НДС – «по отгрузке» или «по оплате». Если до вступления в силу нового закона момент определения налоговой базы на предприятии был определен по мере поступления оплаты, то порядок вычетов по НДС со стоимости товаров (работ, услуг) и имущественных прав, принятых на учет до 01.01.06, останется прежним. То есть налогоплательщики, как и прежде, могут принять налог к вычету по мере оплаты при соблюдении условий, установленных ст. 172 НК РФ (п. 8 ст. 2 Закона № 119-ФЗ). Если до 1 января 2008 года налогоплательщик не погасит задолженность перед поставщиком ТМЦ (в том числе основных средств и нематериальных активов), работ и услуг, то «прошлогодний» налог принимается к вычету в первом налоговом периоде 2008 года (либо в январе, либо в I квартале).
Пример 3.
ООО «Татьяна» в 2005 г. начисляло НДС в момент оплаты реализованной продукции. Налоговый период по НДС – месяц. По результатам инвентаризации, проведенной на 31.12.05 (включительно), кредиторская задолженность за приобретенные в течение 2005 г. товары (работы, услуги) составила 3 540 000 руб. (в том числе НДС – 540 000 руб.). Все счета-фактуры имеются и оформлены в соответствии с установленными требованиями. Погашение задолженности перед поставщиками производилось следующим образом:
- в январе 2006 г. – 2 360 000 руб. (в том числе НДС – 360 000 руб.);
- в марте 2006 г. – 1 062 000 руб. (в том числе НДС – 162 000 руб.).
В январе 2006 года бухгалтер спишет с кредита счета 19 в дебет счета 68 субсчет «Расчеты с бюджетом по НДС» сумму налога, относящегося к 2005 году, в размере 360 000 руб. В марте 2006 года примет к вычету еще 162 000 руб. Оставшиеся 18 000 руб. (540 000 – 360 000 – 162 000) будут предъявлены к вычету в январе 2008 года.
Если до 1 января 2006 года НДС уплачивался в бюджет в момент отгрузки товаров (выполнения работ, оказания услуг), то суммы «входного» налога принимаются к вычету равными долями в течение первого полугодия 2006 года. Таким образом, вычет производится независимо от факта уплаты налога поставщикам.
Пример 4.
Изменим условия примера и допустим, что согласно принятой учетной политике по НДС ООО «Татьяна» в 2005 г. уплачивало налог «по отгрузке».
В данном случае порядок расчетов с кредиторами не имеет значения. Ежемесячно «прошлогодний» налог к вычету будет предъявляться равными долями в сумме 90 000 руб. (540 000 руб. / 6 мес.). Таким образом, в течение первого полугодия вся сумма «входного» налога будет принята к вычету.
- Переходные положения по СМР
Переходные положения по исчислению НДС при выполнении СМР изложены в ст. 3 Закона № 119-ФЗ. Так, начислить налог по произведенным до 1 января 2005 года затратам следует в момент принятия на учет построенного объекта (п. 4 ст. 3 Закона № 119-ФЗ). Принять этот налог к вычету можно после начала амортизации объекта и уплаты начисленного налога в бюджет (п. 5 ст. 3 Закона № 119-ФЗ).
Если затраты на строительство были произведены в период с 1 января по 31 декабря 2005 года, то начислить налог нужно исходя из фактических расходов, осуществленных по 31 декабря включительно. Моментом определения налоговой базы будет 31.12.05. Принять начисленный налог к вычету можно после его уплаты в бюджет (п. 6 ст. 3 Закона № 119-ФЗ). НДС со стоимости использованных товаров (работ, услуг) предъявляют к вычету в момент начисления, то есть в декабре 2005 года.
В силу п. 1 ст. 3 Закона № 119-ФЗ суммы НДС, предъявленные налогоплательщику подрядными организациями (заказчиками-застройщиками) при проведении капитального строительства и не принятые к вычету до 1 января 2005 года, подлежат вычету по мере постановки на учет построенных объектов или в периоде реализации «незавершенки». Аналогично производится вычет НДС по товарам (работам, услугам), приобретенным для выполнения СМР для собственного потребления, не принятые к вычету до 1 января 2005 года (п. 3 ст. 3 Закона № 119-ФЗ).
Налог, предъявленный подрядными организациями с 01.01.05 по 01.01.06, принимается к вычету в течение 2006 года равными долями по налоговым периодам (месяцам либо кварталам). Если в 2006 году строительство завершено, то вычет НДС производится в том налоговом периоде, когда объект был принят на учет (п. 2 ст. 3 Закона № 119-ФЗ). В случае реализации в 2006 году объекта незавершенного капитального строительства суммы НДС подлежат вычетам в периоде реализации.
Новый лимит выручки
Обновленная ст. 163 НК РФ увеличила «порог» выручки для целей определения налогового периода. Таким образом, если на предприятии ежемесячная выручка от реализации меньше двух миллионов рублей, то платить НДС с 1 января 2006 года можно ежеквартально.
Этот же размер выручки будет использоваться и в целях получения права на освобождение от уплаты налога, предусмотренного ст. 145 НК РФ. Порядок получения освобождения не изменился. Пользоваться этим освобождением можно, как и раньше, в течение одного года, а затем его продлить.
Пример 5.
Выручка от реализации товаров в ООО «Квадро» за январь 2006 г. составила 767 000 руб. (в том числе НДС – 117 000 руб.), за февраль – 826 000 руб. (в том числе НДС – 126 000 руб.), за март – 708 000 руб. (в том числе НДС – 108 000 руб.). Фирма решила воспользоваться правом на освобождение от уплаты НДС с 01.04.06.
Общая сумма выручки за три предшествующих месяца без учета налога равна 1 951 000 руб. (767 000 – 117 000 + 826 000 – 126 000 + 708 000 – 108 000). Таким образом, полученный результат меньше установленного лимита, следовательно, предприятие вправе представить в ИФНС уведомление об использовании права на освобождение от уплаты НДС с 1 апреля 2006 года.
Имущественные права
Отметим, что и до появления Закона № 119-ФЗ передача имущественных прав признавалась объектом налогообложения (пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ). Однако порядок расчета налоговой базы ст. 155 НК РФ был установлен только при уступке права требования по договорам на реализацию товаров (работ, услуг). Во всех остальных случаях налогоплательщики успешно оспаривали в арбитражных судах требования налоговых органов об уплате налога. Так, в постановлениях ФАС СЗО от 24.01.05 № А56-16027/04, от 09.03.05 № А52/3919/2004/2, от 08.04.05 № А56-16028/04 и др. указано, что исчислять НДС с реализации имущественных прав, возникших по инвестиционному договору, налогоплательщик не обязан.
Статья 155 НК РФ в редакции Закона № 119-ФЗ содержит правила расчета налоговых баз при передаче всех возможных имущественных прав. С разницы между доходами (с учетом НДС) и расходами придется уплатить налог при передаче участниками долевого строительства прав на жилые дома (помещения), доли в них, гаражи (машино-места). При этом используется ставка 18 / 118. При уступке права на заключение договора или арендного права налог начисляется в размере 18% от суммы полученного дохода (без НДС).
Новый объект налогообложения
Долгое время предметом споров организаций и налоговых органов оставалась бесплатная раздача товаров во время рекламных акций. Многочисленные письма фискальных органов требовали начислять НДС со стоимости безвозмездно розданных товаров. С 1 января 2006 года в соответствии с новым пп. 25 п. 3 ст. 149 НК РФ освобождается от налогообложения передача в рекламных целях таких товаров (работ, услуг), расходы на приобретение (создание) единицы которых не превышают 100 рублей. Следовательно, товары, стоимость которых больше установленного лимита, при бесплатной раздаче во время массовых рекламных кампаний должны облагаться налогом.
Формулировка указанного подпункта «расходы на приобретение… единицы…» вызывает вопрос: лимит в 100 рублей установлен с учетом суммы НДС (если налог при приобретении указанных товаров был уплачен) или без нее? Иными словами, возникает ли объект налогообложения, если цена единицы товара без налога составляет 100 рублей плюс 18% НДС, то есть итого 118 рублей? На наш взгляд, необходимо, чтобы цена без учета налога была меньше установленного лимита. В этом случае НДС не начисляется, а сумма «входного» налога вычету не подлежит и включается в стоимость приобретенных товаров на основании пп. 1 п. 2 ст. 170 НК РФ. Вместе с тем необходимо отметить, что мнение фискальных органов по данному вопросу может быть прямо противоположным.
Обратите внимание: несовпадение позиций может привести к занижению налогооблагаемых баз и, как следствие, штрафным санкциям и пени. Так, если, купив товар за 118 руб., включая НДС – 18 руб., организация примет решение не облагать его раздачу НДС, то налог будет списан в уменьшение налогооблагаемой прибыли. Налоговые органы, в случае несогласия с таким подходом, начислят НДС в размере 21 руб. (118 руб. х 18%), примут к вычету налог – 18 руб. То есть в данном случае мы имеем занижение НДС к уплате в бюджет, а также налога на прибыль.
Таким образом, налогоплательщикам необходимо следить за письмами Минфина и ФНС, которые, скорее всего, появятся в начале следующего года.
Реализация работ и услуг
Претерпела изменения и ст. 148 НК РФ, устанавливающая порядок определения места реализации работ и услуг для целей исчисления НДС. При этом некоторые поправки носят чисто технический характер. Они не изменяют действующий в настоящее время порядок, а лишь уточняют существующие положения рассматриваемой статьи. Так, пп. 1 п. 1 дополнен словами «услуги по аренде», то есть при предоставлении в аренду недвижимого имущества, находящегося на территории РФ, местом его реализации признается Россия. При выполнении строительных, монтажных, строительно-монтажных, ремонтных, реставрационных работ, работ по озеленению, при оказании услуг по аренде, непосредственно связанных с недвижимым имуществом, находящимся за пределами территории России, объекта налогообложения не возникает (новый пп. 1 п. 1.1 ст. 148 НК РФ).
Изменена формулировка пп. 2 п. 1 ст. 148 НК РФ. Однако, как и раньше, местом реализации выполненных работ (оказанных услуг), связанных с движимым имуществом, будет признаваться РФ, если это имущество находится на территории России. К таким работам (услугам), в частности, относятся: монтаж, сборка, переработка, обработка, ремонт и техническое обслуживание.
Обратите внимание: эти положения с 1 января 2006 года будут дополнительно распространяться на воздушные, морские суда и суда внутреннего плавания, находящиеся на территории РФ (см. новый пп. 2 п. 1.1 ст. 148 НК РФ).
В подпункт 3 п. 1 введено слово «обучения», которое принципиально не изменяет существующий порядок определения места реализации услуг. С нового года стоимость услуг в сфере культуры, искусства, образования (обучения), физической культуры, туризма, отдыха и спорта, как прежде, включается в налоговую базу только в случае фактического оказания их на территории России. При оказании перечисленных видов услуг за пределами РФ объекта налогообложения не возникает (новый пп. 3 п. 1.1 ст. 148 НК РФ).
Закон № 119-ФЗ разрешил спор в отношении маркетинговых услуг. Ранее ст. 148 НК РФ не содержала конкретного указания на то, как следует определять место реализации этих услуг, и организации могли руководствоваться мнением налоговых органов и Минфина, изложенным в ведомственных письмах. Так, в соответствии с Письмом МФ РФ от 09.03.05 № 03-04-08/36 (аналогичная позиция выражена в Письме УМНС по г. Москве от 08.10.03 № 24-11/55889) место реализации маркетинговых услуг следует определять на основании пп. 5 п. 1 ст. 148 НК РФ, то есть исходя из общего принципа – объект налогообложения возникает, если исполнитель осуществляет деятельность на территории РФ на основании государственной регистрации. С 1 января 2006 года место реализации маркетинговых услуг нужно определять в соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ, то есть исходя из места деятельности покупателя этих услуг.
Пример 6.
ООО «Магма» оказывает иностранной компании маркетинговые услуги на территории Волгоградской области. Инофирма – покупатель указанных услуг постоянного представительства на территории России не имеет.
Заказчиком (покупателем) маркетинговых услуг является незарегистрированная в России компания, следовательно, местом реализации услуг территория РФ с 01.01.06 не признается (новый пп. 4 п. 1.1 ст. 148 НК РФ), а их стоимость не подлежит налогообложению.
Пример 7.
По заказу российского клиента иностранная организация, не состоящая на учете в налоговых органах РФ, проводит маркетинговые исследования.
В данном случае не имеет значения, на какой территории (в России или за рубежом) проводятся исследования. Важно, что покупателем выступает российская организация, следовательно, с 01.01.06 сумма работ по договору облагается НДС.
Законом № 119-ФЗ прописан порядок определения места реализации транспортных услуг. Согласно дополнительно введенному пп. 4.1 п. 1 ст. 148 НК РФ местом реализации признается Россия, если услуги по перевозке и (или) транспортировке, а также услуги (работы), непосредственно связанные с перевозкой и (или) транспортировкой, оказываются российскими организациями (индивидуальными предпринимателями), и при этом пункт отправления и (или) пункт назначения находятся на территории РФ. Во всех остальных случаях транспортные услуги и связанные с ними работы НДС не облагаются (новый пп. 5 п. 1.1 ст. 148 НК РФ). Исключение составляют услуги (работы) по перевозке товаров, помещенных под таможенный режим международного таможенного транзита.
Экспортерам
Если выручка от реализации товара на экспорт поступила на счет налогоплательщика от третьего лица, то в налоговые органы наряду с выпиской банка (ее копией) с 1 января 2006 года нужно представить договор поручения по оплате за указанный товар, заключенный между иностранным лицом и организацией (лицом), осуществившей (осуществившим) платеж. Таким образом, договор поручения на оплату будет являться обязательным документом для подтверждения права на получение возмещения НДС.
При вывозе товаров судами через морские порты экспортер вправе предъявить не только копию коносамента, но и копию морской накладной или любого иного подтверждающего факт приема к перевозке экспортируемого товара документа, в котором в графе «Порт разгрузки» указано место, находящееся за пределами таможенной территории РФ.
Новая редакция ст. 165 НК РФ устанавливает, что для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0% экспортеру отведено 180 календарных дней.
Пунктом 10 ст. 165 НК РФ установлено, что порядок определения суммы налога, относящейся к товарам (работам, услугам), имущественным правам, приобретенным для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), операции по реализации которых облагаются по налоговой ставке 0%, устанавливается принятой налогоплательщиком учетной политикой для целей налогообложения. Исходя из этого целесообразно принятый в организации порядок расчета подробно и конкретно описать в учетной политике. Это позволит избежать споров с налоговыми органами. Кроме того, отсутствие в организации установленной методики расчета позволит инспектору при проведении проверки применить свой способ расчета, который может быть невыгоден налогоплательщику.
С 1 января 2006 года экспортеры не должны уплачивать НДС с полученных по контракту сумм авансов (п. 9 ст. 154 НК РФ). Это положение не только позволяет организации экономить оборотные средства, но и упрощает учет.
Продавец, не сумевший подтвердить факт экспорта, должен начислить НДС. При этом сумма сделки пересчитывается в рубли по курсу, действовавшему в момент отгрузки товаров, так как именно в тот период возникла налоговая база. Из-за колебаний курсов валют в учете экспортера появляется разница между стоимостью сделки, сформированной по курсу на день отгрузки, и фактически поступившей валютой. Эта разница НДС не облагается. С будущего года обновленный п. 3 ст. 153 НК РФ для исчисления налога требует пересчитывать выручку в рубли по курсу на дату оплаты отгруженных товаров.
Новая редакция ст. 170 НК РФ обязывает налогоплательщика восстановить суммы налога, принятые ранее к вычету по товарам (работам, услугам), в том числе по основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам, в случае дальнейшего их использования для осуществления операций по производству и реализации товаров (работ, услуг), местом реализации которых не признается территория РФ. Восстановлению подлежат суммы налога в размере, ранее принятом к вычету, а в отношении основных средств и нематериальных активов – в размере суммы, пропорциональной остаточной (балансовой) стоимости без учета переоценки. Суммы восстановленного налога не включаются в стоимость указанных товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, имущественных прав, а учитываются в составе прочих расходов в соответствии со ст. 264 НК РФ. При этом восстановление сумм НДС производится в том налоговом периоде, в котором ценности (работы, услуги) были переданы или начинают использоваться налогоплательщиком для осуществления указанных операций.
Суммы налога, исчисленные налогоплательщиком – экспортером, в случае отсутствия документов, предусмотренных ст. 165 НК РФ, подлежат вычету (п. 10 ст. 171 НК РФ).
Обратите внимание: некоторые изменения начнут действовать только с 2007 года. Так, с 1 января 2007 года будет отменен п. 6 ст. 164 НК РФ, согласно которому по экспортным операциям представляется отдельная налоговая декларация. Вероятно, форма обычной декларации по НДС к тому времени изменится, и в нее будет внесен экспортный раздел.
Применение вычетов
С 1 января 2006 года НДС можно принимать к вычету без оплаты поставщику. Достаточно иметь счет-фактуру, приобрести имущество, работы и услуги для использования в облагаемой налогом деятельности и оприходовать покупку. Однако существуют два исключения. Во-первых, НДС при импорте товаров, как и прежде, необходимо сначала уплатить в бюджет. Во-вторых, налоговые агенты должны сначала перечислить удержанный налог в бюджет и лишь после этого предъявить его к вычету.
С 1 января 2007 года при осуществлении бартерных операций, проведении взаимозачетов и в случае расчетов ценными бумагами (векселями) НДС, выделенный в счете-фактуре, необходимо уплатить деньгами.
Договор с особым порядком перехода права собственности
С 1 января 2006 года НДС нужно будет начислять, даже если право собственности на отгруженный, но не оплаченный товар не перешло к покупателю. На это указывает п. 4 ст. 166 НК РФ, в соответствии с которым общая сумма налога исчисляется по итогам каждого налогового периода применительно ко всем операциям, признаваемым объектом обложения НДС, момент определения налоговой базы которых относится к соответствующему налоговому периоду. Сейчас, определив в договоре переход права собственности на товар после полной оплаты, поставщик отодвигает момент возникновения налоговой базы по НДС.
Восстановление НДС по объектам недвижимости
Особого внимания заслуживают изменения, внесенные в п. 6 ст. 171 НК РФ, которые устанавливают правила (порядок) восстановления ранее принятой к вычету суммы НДС по приобретенному недвижимому имуществу или построенным объектам недвижимости в случае их использования для операций, указанных в п. 2 ст. 170 НК РФ. Исключение составляют полностью самортизированные основные средства и те, объекты, с момента ввода которых в эксплуатацию у данного налогоплательщика прошло не менее 15 лет. По остальным объектам ОС восстановление НДС производится по окончании каждого календарного года в течение 10 лет, начиная с года, в котором начали амортизировать объект недвижимости. Причем, исходя из требований п. 6 ст. 171 НК РФ, сумма НДС, которую необходимо восстановить за один год, определяется следующим образом:
А – сумма НДС, подлежащая восстановлению и уплате в бюджет в конце года;
В – сумма налога, принятая ранее к вычету по объекту недвижимости;
10 – количество лет, в течение которых может возникнуть необходимость восстановления ранее принятой к вычету суммы НДС;
С – стоимость отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав за год, не облагаемых НДС и указанных в п. 2 ст. 170 НК РФ;
D – общая стоимость товаров (работ, услуг), имущественных прав, отгруженных за календарный год без учета НДС.
Предположим, организация стала осуществлять операции, не облагаемые НДС, через четыре года после начала начисления амортизации по объекту недвижимости. Восстанавливать НДС придется в течение шести лет (10 – 4), а за первые четыре года изменять ничего не надо, так как, если подставить данные в вышеприведенную формулу, получится ноль (ведь в этот период организация не осуществляла отгрузку товаров, работ, услуг, не облагаемых НДС). Указанное относится и к ситуации, если до истечения 10 лет организация перестанет осуществлять операции, не облагаемые НДС, то есть сумма НДС, подлежащая восстановлению, будет равна нулю.
Пример 8.
ООО «Крокус» в 2006 г. решило осуществлять необлагаемые НДС операции. На балансе фирмы имеется приобретенное в 2002 г. офисное здание. Сумма «входного» НДС по нему в размере 300 000 руб. была принята к вычету. Амортизацию по зданию начали начислять в 2002 г. В 2010 г. фирма прекратила деятельность, освобожденную от НДС. Дополнительные данные приведены в таблице (руб.).
Определим сумму НДС, подлежащую вычету.
№ п/п | Год | Стоимость оказанных за год услуг, не облагаемых НДС © | Общая стоимость товаров (работ, услуг), отгруженных за год, без НДС ( D ) | Сумма НДС, подлежащая восстановлению (А= В / 10 х С / D ) |
1 | 2002 | 0 | 300 000 | 0 |
2 | 2003 | 0 | 400 000 | 0 |
3 | 2004 | 0 | 450 000 | 0 |
4 | 2005 | 0 | 500 000 | 0 |
5 | 2006 | 150 000 | 750 000 | 6 000 <*> |
6 | 2007 | 350 000 | 1 000 000 | 10 500 |
7 | 2008 | 140 000 | 1 750 000 | 2 400 |
8 | 2009 | 45 000 | 1 500 000 | 900 |
9 | 2010 | 0 | 2 000 000 | 0 |
10 | 2011 | 0 | 1 800 000 | 0 |
Итого | 19 800 |
300 000 руб. / 10 л. х 150 000 руб. / 750 000 руб. = 6 000 руб. Эту сумму надо восстановить в декабре 2006 года. Далее расчет производится аналогично.
Таким образом, в рассматриваемой ситуации сумма НДС подлежит восстановлению в течение четырех лет. Общая сумма восстановленного НДС составляет 19 800 руб.
По объектам недвижимости, построенным подрядным способом, восстанавливается НДС, предъявленный подрядчиками, а по недвижимости, построенной хозспособом, – сумма налога, исчисленного при выполнении СМР.
Посредники инофирм станут налоговыми агентами
Начиная с 2006 года российские организации – посредники иностранных фирм, продающие товары на территории РФ в соответствии с договорами поручения (комиссии, агентских договоров) и участвующие в расчетах, признаются налоговыми агентами. При этом сумму НДС они должны начислять сверх цены товара, установленной зарубежным партнером, а не удерживать из дохода инофирм (новый п. 5 ст. 161 НК РФ). К вычету начисленную сумму налога принимает не посредник, а покупатель на основании выставленного посредником счета-фактуры (п. 3 ст. 171 НК РФ).