Крах Enron серьезно укрепил позиции тех, кто считает, что в США необходимо применять систему бухучета IAS, которая к 2005 году станет обязательной для всех компаний из стран ЕЭС, чьи акции котируются на биржах.
Пока американские бухгалтеры усваивают горькие уроки Enron, во всем мире также изучают происшедшее и делают собственные выводы. В результате американские принципы учета и аудита, возможно, перестанут считаться мировым эталоном. Но самое главное: руководители компаний всего земного шара начинают осознавать, что нужно постараться и гарантировать невозможность повторения подобного в Германии, Японии или где-то еще.
Крах Enron серьезно укрепил позиции тех, кто считает, что в США необходимо применять систему бухучета IAS. Соответствующие инстанции в США категорически отвергали IAS и все прочие иностранные системы бухучета, утверждая, что ни одна из них не соответствует по жесткости нормативов американской системе GAAP. Однако сторонники IAS уверены, что эта система выявила бы махинации в Enron задолго до объявления банкротства компании. (Система IAS станет обязательной для всех компаний из стран ЕЭС, чьи акции котируются на биржах, к 2005 году.)
GAAP – это своего рода свод законов для аудитора, где подробнейшим образом расписаны все правила, которым он обязан неукоснительно следовать. IAS же основана на общих принципах, которые обязывают аудиторов следовать не только букве закона, но и духу. Действуя в рамках IAS, аудиторы Enron смотрели бы не только на цифры, но поинтересовались бы у руководства компании, почему оно вывело активы и пассивы за баланс, например. И независимо от полученных объяснений сделали бы собственные выводы.
«Принципы IAS обязывают аудитора не только применять основные правила бухгалтерского учета, но и принимать во внимание намерения руководства компании», – поясняет Найджел Слей-Джонсон (Nigel Sleigh-Johnson), один из руководителей Institute of Chartered Accountants in England & Wales. Enron уверяет, будто его внебалансовые операции не имели целью ввести инвесторов в заблуждение, но конечный результат был именно таким. «Мы, скорее всего, установили бы, что там происходило в действительности», – говорит Слей-Джонсон.
Система IAS побеждала в конкуренции с GAAP еще до событий с Enron. Ей отдают предпочтение все большее число развивающихся стран и территорий за пределами ЕС, включая Сингапур, Гонконг и Австралию. Частично это связано с тем, что эта система предъявляет больше требований к аудитору и поэтому лучше вписывается в условия рынков, не столь зарегулированных, как американский. Конечно, ее существенным недостатком является большой разброс возможных выводов аудиторов. А если они чего-то не разглядели, то контрольные органы могут и не исправить их промах. Однако, по словам главы гонконгского отделения одной из пяти крупнейших аудиторских фирм, «этот возмутительный случай доказал преимущества системы, основанной на принципах. Он поможет IAS стать главной бухгалтерской системой за пределами Северной Америки».
Многие страны, включая большинство развивающихся, не считают нужным адаптироваться ни к какой из систем. Поэтому прежде всего надо убедить их в необходимости навести порядок вообще, а по ходу дела – и в бухгалтерских книгах их компаний. «Меня беспокоит, что кое для кого банкротство Enron может послужить оправданием собственной немощи, – говорит гонконгский аудитор. – Они могут использовать это как доказательство, что США ничуть не лучше их».
В действительности, при добросовестном подходе эффективны и IAS, и GAAP. Они защищают акционеров от нечистых на руку управляющих значительно лучше, чем системы, применяющиеся на сегодня в большинстве стран мира. Достаточно взять для примера события середины 1999 года в Южной Корее. Корпорация Daewoo Group, вторая по величине в стране, всплыла «кверху брюхом» с долгами в $70 млрд., больно ударив по тысячам инвесторов и чуть не свалив банковскую систему. «Если бы мы только ввели американские стандарты бухгалтерского учета, Daewoo рухнула бы гораздо раньше и удар по экономике был бы куда слабее, – считает Ли Дон Гулл (Lee Dong Gull), экономист из Korea Institute of Finance. – По сравнению с Daewoo нарушения в Enron выглядят сущим пустяком».
Даже в странах ЕС местные системы бухучета, которые скоро заменит IAS, часто не в состоянии выявить проблемы. Возьмем, например, случай с компанией Lernout & Hauspie Speech Products, бельгийским производителем технологии распознавания голоса. В 1998-2000 годах она фальсифицировала данные о прибылях. Объемы фиктивных продаж компаниям в Сингапуре и Южной Корее составили рекордно большую сумму в $275 млн. Этот факт всплыл только потому, что L&H была зарегистрирована в США и подпадала под действие более жестких правил GAAP. «Если бы им нужно было отчитываться только по бельгийским стандартам, то они бы так просто не попались», – говорит Дэвид Кэрнз (David Cairns), бывший генеральный секретарь International Accounting Standards Committee в Лондоне.
Европейцы уверяют, что система IAS тоже вскрыла бы аферу. Дебаты по поводу того, какая из систем бухучета лучше, не могут не продолжиться. Но в конечном итоге все должны понять, что даже самые суровые правила можно обойти. Скажем прямо: невозможно создать систему бухгалтерского учета, гарантирующую и честность, и «прозрачность».
Данная статья печатается по материалам журнала «Профиль – Business Week» от 28.01.2002.