Финансовая отчетность: складываем мозаику…

Базовый курс по...
Опубликовано: 16 Сентября 2005

Финансовая отчетность: складываем мозаику…

Этот материал является продолжением статьи «О чем молчит Cash Flow» и посвящен иллюстрации взаимосвязей между основными финансовыми отчетами: балансовым отчетом, отчетом о прибылях и убытках и отчетом о движении денежных средств. Материал в первую очередь предназначен для нефинансовых специалистов, время от времени работающих с финансовой отчетностью.


Лирическое отступление

Каждый из трех основных финансовых отчетов несет определенную смысловую нагрузку и, безусловно, весьма важен для оценки эффективности работы и финансового состояния компании.

Отчет о прибылях и убытках, например, является наиболее информативным для оценки способности менеджеров обеспечивать продажи и контролировать расходы, таким образом создавая столь необходимую для успешного функционирования компании прибыль. Безусловно, обеспечение необходимой прибыльности является ключевым требованием для выживания компании и наиболее важным финансовым результатом работы менеджера. НО! Эта задача не является его единственной финансовой целью, во всяком случае, в долгосрочной перспективе.

Для обеспечения все той же прибыльности и во избежание финансовых проблем, менеджер также должен контролировать и финансовое состояние компании. Для этой цели ему необходимо, помимо остальных задач, обеспечивать не только должные пропорции между активами и обязательствами, но и необходимый размер тех самых активов по отношению как друг к другу, так и к объемам продаж и к расходам компании. Например, менеджерам необходимо обеспечивать размер денежных средств, достаточный для выплат по обязательствам и своевременной оплаты запланированных покупок.

По сути, руководство компании должно преследовать одновременно три финансовых цели:

  • получение достаточной прибыли
  • управление активами и обязательствами компании
  • предотвращение нехватки денежных средств

Получение прибыли, как это не странно звучит, само по себе автоматически не гарантирует выживание компании и достаточный объем денежных средств. Хорошему менеджеру так или иначе помимо зарабатывания прибыли приходится заботиться и об управлении эффектом, оказываемым на финансовое состояние компании сопряженными с этим процессом продажами и различными видами расходов. Чрезмерное стремление к прибыли без учета происходящих при этом изменений в финансовом состоянии компании, например, вместо увеличения денежных средств вполне может привести к их недостатку.

В больших западных корпорациях зачастую бытует следующее разделение «сфер деятельности/ответственности»: менеджеры отвечают за прибыли и убытки, а финансовый директор или CFO (Chief Financial Officer) – за финансовое состояние и денежные потоки. Но так или иначе, он подчинен Генеральному директору, или CEO (Chief Executive Officer), который и является менеджером «в чистом виде». В этом случае менеджер перекладывает заботу о финансовом состоянии и денежных потоках на профессионала, а сам сосредотачивается на продажах и расходах, уделяя все внимание вопросам типа:

  • Выполнен ли план по продажам за период?
  • Почему продажи выросли или снизились по сравнению с предыдущим периодом?
  • Почему расходы превысили или оказались меньше запланированных?

Во многих же небольших компаниях обе этих функции приходится выполнять президенту, который часто является еще и владельцем бизнеса. И именно в таких случаях особенно важно понимание взаимосвязи всех трех составляющих финансовой отчетности – ведь оно является необходимым условием для обеспечения надежного финансового фундамента для ведения бизнеса.

Финансовая отчетность и менеджер: основная проблема

К величайшему сожалению, традиционная форма представления финансовой отчетности, даже в случае если отчеты составляются на основе ведения учета в соответствии с самыми лучшими и совершенными стандартами (US или UK GAAP, IAS и т.п.), далеко не лучшим образом способствует пониманию читателями (управленцами, акционерами и прочими заинтересованными лицами) того, как процесс «получения прибыли» влияет на финансовое состояние и денежные потоки компании. Неподготовленному читателю достаточно легко упустить жизненно важную взаимосвязь между отчетом о прибылях и убытках и балансом, ибо каждый из отчетов выглядит как «вещь в себе»; степень и характер их связанности неочевидны.

Традиционная финансовая отчетность предусматривает, что читающий ее потребитель имеет четкое понимание всех связей между отчетами. На взгляд автора, достаточно неосторожное допущение – именно из-за него у менеджеров зачастую отсутствует понимание общей финансовой картины компании даже при хорошо налаженной системе учета.

Даже при наличии перед глазами руководителя всех трех отчетов, нефинансовый специалист, как правило, не видит их взаимосвязи и взаимного влияния, того, что баланс, отчет о прибылях и убытках и cash flow являются частями одного большого «паззла», точно подходя и глубоко проникая друг в друга.

(Отсюда можно скачать ее в виде заархивированного файла MS Exel)

Взаимосвязь финансовых отчетов: комментарии

На приведенной в примере иллюстрации даны три основных финансовых отчета с иллюстрацией их связи и взаимного влияния. Посередине размещен балансовый отчет (Balance sheet), слева отчет о прибылях и убытках, а справа – отчет о движении денежных средств.

Из диаграммы наглядно видно, что продажи и расходы компании оказывают непосредственное влияние на статьи баланса – от дебиторской задолженности до обязательств и налогов к уплате. Эти же счета оказывают влияние и на движение денежных средств, что наглядно видно из расположенного слева отчета о движении денег, составленного косвенным методом, т.е. на основе изменения статей баланса. Чистая прибыль по итогам периода (последняя строка отчета о прибылях и убытках) за вычетом выплаченных дивидендов (третья снизу строка в отчете о движении денежных средств) составляет разницу между предыдущим и настоящим значениями в статье «нераспределенная прибыль» балансового отчета (третья снизу строка). И т.п. и т.д.

Естественно, вряд ли многие менеджеры получают финансовую отчетность в форме, показанной на этом рисунке. Вместо этого, увы, многие финансисты предполагают очевидность этих взаимосвязей для управленцев. Воможно, в теории имеющий MBA управленец и должен понимать эти связи и влияния. Но много ли в нашей стране управленцев высшего звена, имеющих специальное образование? Увы, предположение себя не оправдывает, и в результате в лучшем случае финансовый директор сидит с управленцем над финансовыми отчетами, объясняя почему несмотря на огромный объем продаж в компании не хватает денег, а в худшем – менеджер сам пытается это понять. К счастью, иногда это получается J.

Надеюсь, что этот материал, и в особенности приведенная выше диаграмма помогут в этом не слишком сложном, но и не совсем тривиальном процессе. Отдавая себе отчет в том, что статья дает лишь достаточно общее представление о вопросе, я постараюсь в нескольких дальнейших материалах подробнее остановиться на отдельных аспектах взаимосвязанности финансовых отчетов.