В 2003 году в России будет праздноваться очередной юбилей — пять лет сложнейшей работы (практически неподъемной) и усилий (практически героических) «по реформированию бухгалтерского учета РФ в соответствии с международными стандартами IAS». Переходим мы тяжело, принимаемые положения по бухгалтерскому учету (ПБУ) постоянно редактируются, изменяются, порой даже задним числом. (Достаточно упомянуть историю с введением ПБУ №6/01 «Учет основных средств». Приказ № 26н, подписанный А. Л. Кудриным, зарегистрирован в Минюсте РФ 28 апреля 2001 года, а введен в силу, согласно пункту 3 данного приказа, «начиная с бухгалтерской отчетности 2001 года» — то есть с 1 января 2001 года учет основных средств следовало вести в соответствии с новым ПБУ, которого в тот момент еще не было).
Но рано или поздно эта титаническая работа завершится, наступит пора сбора плодов, и бухучет в России станет цивилизованным. Но все ли так хорошо в IAS, как порой преподносят российские адепты западной финансовой культуры? Попробуем снять красочную упаковку и понять, что же под ней находится. Для этого придется предпринять детальный анализ указанных стандартов.
Завтра будет лучше, чем вчера?
Начнем мы со странного, но очень популярного сегодня понятия goodwill (деловая репутация). В IAS данный термин встречается в стандарте 22 «Объединение компаний». Настоящий стандарт определяет порядок учета объединения компаний и применяется в случае, когда одна компания покупает (поглощает) другую. Разберемся, что же подразумевается под термином goodwill.
В соответствии с IAS 22.41, деловой репутацией (goodwill) называется превышение стоимости покупки над приобретенным интересом при оценке по справедливой (рыночной) стоимости приобретенных активов и обязательств |
В течение последнего десятилетия на Западе наблюдался настоящий бум корпоративных слияний и поглощений. Не редкостью в этот период были покупки по цене, многократно превышавшей оценочную стоимость компании-мишени. Это объяснялось наличием у компании-мишени неосязаемых активов, таких как раскрученная торговая марка, удачное позиционирование, хорошие перспективы роста, качество менеджмента и т.п. Именно эти параметры и составляли Goodwill, то есть ту «наценку» к стоимости активов компании-мишени, которую компания-покупатель готова была заплатить.
Заметим, что вопрос о деловой репутации встает только при покупке одной компании другой. Стандарт IAS 38.36 не допускает создание внутренней деловой репутации и возможности учета ее как актива. Иными словами, компания не может сама оценивать материально свое имя и перспективы на будущее.
Деловая репутация, как любые нематериальные активы, подлежит амортизации (IAS 22.44), то есть она, как ни странно, «стареет». Компания рассчитывает срок «полезной службы» деловой репутации с учетом факторов, описанных в IAS 22.48 (планируемый срок существования приобретенной компании, стабильность и планируемый срок существования отрасли, информация о деловой репутации аналогичных компаний и т. д.). Срок «полезной службы» и метод амортизации деловой репутации, принятой к учету, в соответствии с IAS 22.54 полагается пересматривать на конец каждого финансового года. А для того чтобы установить, обесценилась ли деловая репутация, компании следует применять положения IAS 36 «Обесценение активов». И действительно, если ваше имя и репутация чего-то стоили вчера, это вовсе не значит, что завтра все будет так же.
Таким образом, при объединении компаний фактический убыток от слияния называется деловой репутацией и признается активом, для которого определяется метод амортизации и срок для его списания.
А теперь самое интересное.
Как приукрасить?
Компании могут использовать свойства Goodwill как для утонченного ухода от налогообложения, так и для приукрашивания собственных финансовых показателей |
Способы достаточно просты, но эффективны. Рассмотрим некоторые наиболее популярные схемы.
Для приукрашивания финансовых результатов используется механизм приобретения сторонней компании, работающей в определенном секторе рынка и представляющей стратегический интерес для компании-покупателя. При этом компания-покупатель после совершения сделки получает эффект «увеличения» текущей прибыли. Он возникает благодаря тому, что вместо текущих затрат начисляется амортизация деловой репутации за длительный период времени, то есть компания-покупатель «растягивает» краткосрочные затраты на продолжительное время.
Пример. Компании А и В занимаются производством и продажей одежды. Для более удобного сравнения предположим, что все финансовые показатели у этих компаний одинаковые. Представим, что годовой объем продаж составляет 10 млн долларов, а прибыль от продаж — 3 млн. На следующий год компании А и В планируют увеличить объем продаж до 15 млн долларов и заработать прибыль 5 млн долларов. Увеличение объема продаж компании планируется за счет расширения производства, своей дилерской сети и поиска новых рынков сбыта.
Компания А следует намеченному плану: приобретает необходимое оборудование на сумму 6 млн долларов и осуществляет затраты на расширение дилерской сети в сумме 2 млн долларов. Руководство компании А устанавливает, что срок службы приобретенного оборудования — шесть лет. Таким образом, ежегодная сумма амортизации нового оборудования составит:
ежегодная амортизация оборудования = стоимость оборудования / срок службы = 6 000 000 / 6 = 1 000 000 долларов.
Компания В решает, что для достижения намеченных результатов она приобретет компанию С, у которой уже имеется необходимое оборудование, а также развита собственная дилерская сеть. При объединении компаний В и С стоимость оборудования оценивается по справедливой (рыночной) стоимости с учетом его износа в 5 млн долларов (со сроком службы пять лет), а деловая репутация — в 3 млн (со сроком службы три года). Других активов для чистоты сравнения у компании С нет. Таким образом, сумма ежегодной амортизации у компании В составит:
ежегодная амортизация оборудования = стоимость оборудования / срок службы = 5 000 000 / 5 = 1 000 000 долларов;
ежегодная амортизация деловой репутации = стоимость деловой репутации / срок службы = 3 000 000 / 3 = 1 000 000 долларов.
В итоге обе компании — А и В — для увеличения объема продаж вложили одинаковые средства (8 млн долларов). Однако рассмотрим отчет о прибылях и убытках компаний А и В и сравним их финансовые результаты за год (таблица 1).
Таблица 1. Использование Goodwill для приукрашивания финансовых результатов деятельности компании (млн долл.)
Компания А | Компания В | |
Выручка от продаж | 15000000 | 15000000 |
Себестоимость продаж | (7000000) | (7000000) |
Прибыль от продаж | 8000000 | 8000000 |
Расходы на расширение дилерской сети | (2000000) | — |
Амортизация деловой репутации | — | (1000000) |
Амортизация нового оборудования | (1000000) | (1000000) |
Прибыль от операционной деятельности | 5000000 | 6000000 |
Как видно из данного примера, компания может специально объединяться с другой структурой, признавая в качестве актива деловую репутацию, и использовать механизм ее амортизации. Это позволяет перенести текущие расходы на более длительный период времени, тем самым «увеличивая» не только свою текущую прибыль, но и инвестиционную привлекательность.
Как прибедниться?
А теперь рассмотрим другой вариант использования деловой репутации, которая позволяет уменьшать прибыль компании. Для этого также используется механизм приобретения сторонней компании и переоценки стоимости goodwill. В таком случае за счет создания резерва под обесценение деловой репутации компания уменьшает свою прибыль.
Как и в первом примере, рассмотрим компании А и В, занимающиеся производством и продажей одежды. Финансовые показатели оставим точно такие же: годовой объем продаж компаний А и В составляет 10 млн долларов, прибыль от продаж — 3млн. Компании А и В планируют увеличить объем продаж до 15 млн долларов и получить прибыль 5 млн долларов. Для увеличения объема продаж компаниям А и В необходимо приобрести дополнительное оборудование.
Компания А решает снизить сумму капитальных затрат на приобретение оборудования и покупает бывшее в употреблении оборудование в хорошем состоянии, не требующее текущего ремонта. В результате сумма приобретений компании А составляет 6 млн долларов вместо 7 млн (стоимость нового оборудования). Компания А устанавливает, что срок службы приобретенного оборудования продлится пять лет. Таким образом, ежегодная сумма амортизации этого оборудования составит:
ежегодная амортизация оборудования = стоимость оборудования / срок службы = 6 000 000 / 5 = 1 200 000 долларов.
Компания В решает не закупать новое оборудование, а приобрести компанию С, у которой оно есть в составе активов, и объединиться с ней. При объединении с компанией С стоимость оборудования оценивается по справедливой стоимости с учетом его износа в 4 млн долларов, а деловая репутация оценивается в 2 млн долларов. Других активов для чистоты сравнения у компании С нет. Компания В установила, что срок службы оборудования и деловой репутации будет одинаковым — пять лет. Таким образом, сумма ежегодной амортизации у компании В составит:
ежегодная амортизация оборудования = стоимость оборудования / срок службы = 4 000 000 / 5 = 800 000 долларов;
ежегодная амортизация деловой репутации = стоимость деловой репутации / срок службы = 2 000 000 / 5 = 400 000 долларов.
В результате обе компании для увеличения объема продаж вложили одинаковые средства (6 млн долларов). Сумма расходов на амортизацию у компаний А и В совпадет, следовательно, и прибыль компании А и В получат также одинаковую.
На второй год компания В решает, что ей пора переоценить стоимость деловой репутации из-за ее обесценения, применив положения стандарта IAS 36. В итоге переоцененная остаточная стоимость goodwill с учетом начисленной амортизации составит 1 млн долларов, при этом сумма ежегодной амортизации деловой репутации будет следующей:
ежегодная амортизация деловой репутации = остаточная переоцененная стоимость / остаток срока службы = 1 000 000 / 4 = 250 000 долларов,
а сумма резерва под обесценение деловой репутации = первоначальная стоимость—начисленный износ—остаточная переоцененная стоимость = 2 000 000 — 400 000 — 1 000 000 = 600 000 долларов.
Если сравнить отчет о прибылях и убытках компаний А и В за второй год, то будут получены следующие результаты (таблица 2):
Таблица 2. Использование Goodwill для сокрытия части прибыли компании (млн долл.)
Компания А | Компания В | |
Выручка от продаж | 15000000 | 15000000 |
Себестоимость продаж | (8800000) | (8800000) |
Прибыль от продаж | 6200000 | 6200000 |
Амортизация приобретенного оборудования | (1200000) | (800000) |
Амортизация деловой репутации | — | (250000) |
Прибыль от операционной деятельности | 5000000 | 5150000 |
Резерв под обесценение деловой репутации | — | (600000) |
Прибыль компании | 5000000 | 4550000 |
Таким образом, компания может использовать механизм объединения (поглощения) с другой структурой для манипуляций с собственной прибылью, признавая в качестве актива деловую репутацию. Механизм обесценения деловой репутации позволяет компании легально уменьшать свою прибыль.
Пытливым на заметку.
Конечно, в статье описаны довольно простые схемы – мы ставили цель лишь разъяснить принципы манипуляций с использованием деловой репутации. Однако пытливый читатель может заметить, что многие крупные западные компании (особенно работающие в области программного обеспечения и высоких технологий) очень часто используют варианты типа:
покупка компании а удерживание приобретенной компании два-три года а последующая ее перепродажа и т. п.
То есть перед появлением заведомо прибыльного программного обеспечения или усовершенствованного хай-тек-оборудования компания приобретает падающую структуру с раскрученной маркой, а через год, буквально перед выпуском своей новинки, которая должна принести серьезную прибыль, производит обесценение деловой репутации «приобретения», тем самым снижая налогооблагаемую прибыль.
Или, наоборот, неудачно работающий топ-менеджмент большой акционерной компании может с помощью механизма поглощения достаточно благополучно отчитаться перед акционерами и фондовыми инвесторами о своей деятельности (даже с повышенными экономическими показателями), оттягивая по времени наступление финансового кризиса компании.
В следующей статье мы рассмотрим более широкие возможности для манипуляции компанией собственной прибылью, которые предоставляет стандарт IAS 36, используемый в качестве механизма обесценения активов компании.