Государственная регистрация
В соответствии со ст. 51 ГК РФ юридическое лицо подлежит государственной регистрации в органах юстиции в порядке, определяемом законом о регистрации юридических лиц. Юридическое лицо считается созданным с момента его государственной регистрации.
В учредительных документах юридического лица должны определяться:
- наименование юридического лица,
- место его нахождения,
- порядок управления деятельностью юридического лица,
- а также содержаться другие сведения, предусмотренные законом для юридических лиц соответствующего вида (ст. 52 и 54 ГК РФ).
Место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации, если в соответствии с законом в учредительных документах юридического лица не установлено иное (п. 2 ст. 54 ГК РФ). Пунктом 2 ст. 4 Федерального закона от 08.02.98 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» установлено, что в соответствии с учредительными документами ООО местом нахождения общества может являться место постоянного нахождения его органов управления или основное место его деятельности. Аналогичное положение содержится в п. 2 ст. 4 Федерального закона от 26.12.95 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (с изменениями и дополнениями). В Постановлении Пленума ВАС РФ от 01.07.96 г. № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой ГК РФ» указано, что до принятия закона о регистрации юридических лиц, предусмотренного п. 1 ст. 51 ГК РФ, местом нахождения юридического лица является место нахождения его органов.
В п. 1 ст. 5 Федерального закона от 08.08.01 г. № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц (далее по тексту – Закон о регистрации), вводимом с 1 июля 2002 года, указано, что в государственном реестре содержится адрес (место нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица – иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности), по которому осуществляется связь с юридическим лицом; а в п. 2 ст. 8 установлено, что государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения указанного учредителями в заявлении о государственной регистрации постоянно действующего исполнительного органа, в случае отсутствия такого исполнительного органа – по месту нахождения иного органа или лица (далее по тексту – местонахождение исполнительного органа), имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.
Ни в ГК РФ, ни в упомянутом выше Постановлении пленума ВАС РФ не были даны четкие определения терминам «место нахождения юридического лица», «место государственной регистрации» и «место нахождения органов ».
Закон о регистрации не дал определения месту нахождения юридического лица, но уточнил, что под местом нахождения исполнительного органа юридического лица понимается его адрес, а государственная регистрация производится по месту нахождения исполнительного органа. Адрес необходим в основном для связи с юридическим лицом и его органами управления. После принятия и введения в действие Закона о регистрации, остается декларативным требование п. 2 ст. 52 ГК РФ указывать в учредительных документах место нахождения юридического лица, так как в п. 2 ст. 54 ГК РФ определения этому понятию не дано. Если объединить приведенные выше формулировки, то получим следующую достаточно нечеткую норму: «В учредительных документах юридического лица должно определяться место его нахождения, определяемое местом его гос. регистрации». С введением Закона о регистрации термин «место нахождения юридического лица» практически приравнен к термину «адрес исполнительного органа юридического лица». В то же время необходимо отметить, что в целях государственного регулирования отношений в сфере экономики необходимо определить не только адрес исполнительного органа юридического лица, но и его место (регион) деятельности и место нахождения его недвижимости, которые будут указывать на место нахождения этого лица. К примеру, если исполнительный орган юридического лица находится в Москве, а недвижимость этого юридического лица находится в основном в Тюменской области, то основным местом деятельности является Тюменская область. Соответственно в учредительных документах необходимо указывать не только адрес исполнительного органа, но и место нахождения этого юридического лица, т.е. Тюменскую область и Москву. Поэтому п. 2 ст. 54ГК РФ, на наш взгляд, следовало бы изложить в следующей редакции: «Место нахождения юридического лица определяется территориями субъектов РФ, в которых находится его недвижимость, а при отсутствии недвижимости – территориями субъектов РФ, в которых осуществляется не менее S/4 деятельности юридического лица. Если недвижимое имущество юридического лица находится во всех субъектах РФ и (или) его деятельность через филиалы осуществляется во всех субъектах РФ, то местом нахождения юридического лица является Российская Федерация».
В соответствии со ст. 55 ГК РФ представительства и филиалы должны быть указаны в учредительных документах создавшего их юридического лица. Законодательством не предусмотрена государственная регистрация представительств, филиалов и других подразделений юридического лица. Следует отметить, что отсутствие четкого определения термина «место нахождения» не способствует указанию в учредительных документах этих обособленных подразделений.
В соответствии со ст. 55 ГК РФ филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющие все его функции или их часть, в том числе функции представительства. Соответственно представительством считается обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту. Недостатком данных определений является отторжение от целого его неотъемлемых частей, т.е. отделение филиалов и представительств от самих юридических лиц. Если филиалы и представительства входят в состав юридического лица, то они не могут быть вне места нахождения юридического лица. Поэтому в пунктах 1 и 2 ст. 55 ГК РФ было бы целесообразно вместо словосочетания «расположенное вне места его нахождения» использовать словосочетание «расположенное вне места нахождения его головного филиала». При этом под местом нахождения головного филиала юридического лица необходимо понимать район или город, в котором находится исполнительный орган управления юридического лица.
Юридическому лицу также необходимо зарегистрировать недвижимое имущество. Так, в соответствии с п. 2 ст. 8 ГК РФ права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом. В соответствии со ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре учреждениями юстиции.
В соответствии со ст. 219 ГК РФ право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.
Налоговый учет
Если государственная регистрация юридических лиц и их недвижимого имущества является инструментом, способствующим осуществлению гражданских прав и обязанностей, то учет налогоплательщика, в том числе по месту нахождения принадлежащего ему недвижимого имущества, преследует фискальные цели. В соответствии со ст. 83 НК РФ налогоплательщики подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, а также по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств.
Дополнительная постановка на налоговый учет по месту нахождения филиала, недвижимого имущества и транспортных средств в том же налоговом органе, в котором учтена сама организация, не требуется (постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 14.03.2000 г. по делу № А09-5639/99-22; постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 25.09.2000 г. по делу № А56-8052.00; постановление Пленума ВАС РФ от 28.02.01 г. № 5). В то же время остается нерешенным арбитражной практикой вопрос, следует ли организации встать на налоговый учет по месту нахождения недвижимого имущества (повторно, в другом налоговом органе), если недвижимое имущество и земля под ним не облагаются земельным налогом, а само имущество не содержит стационарных рабочих мест. К примеру, основная часть бюджетного учреждения культуры, не занимающегося коммерческой деятельностью, расположена в одном районе города, а его же небольшой гараж для автомобиля, в котором этот автомобиль хранится, находится на территории другого района. В соответствии с Законом РФ от 13.12.91 г. №2030-1 «О налоге на имущество предприятий» и ст. 51 Земельного кодекса РСФСР такой объект и земля под ним не облагаются земельным налогом, т.е. не являются объектами налогообложения, поэтому повторная регистрация организации по месту нахождения гаража является излишней, приводящей к непроизводительным тратам ресурсов организации и налогового органа.
В налоговом законодательстве, в том числе в НК РФ, не расшифрованы понятия «местонахождения», «место фактического нахождения» и «место государственной регистрации». Фактически при постановке на налоговый учет организации сообщают как свое место нахождения, указанное в учредительных документах, так и адрес исполнительного органа.
По нашему мнению, в целях осуществления эффективного налогового контроля в учредительных документах необходимо указывать и место нахождения (адрес) исполнительного органа управления организации (юридического лица), и место нахождения организации, в том числе его филиалов и представительств, т.е. место (административно-территориальную единицу) деятельности и (или) расположения недвижимого имущества. В соответствии с п. 2 ст. 11 НК РФ обособленным подразделением организации признается любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца.
Место нахождения обособленного подразделения российской организации – место осуществления этой организацией деятельности через свое обособленное подразделение (ст. ИНК РФ). Логика подсказывает, что место нахождения обособленного подразделения не может быть больше (шире, длиннее, объемнее и т.д.) места нахождения юридического лица (организации), в состав которого входит это подразделение, а НК РФ допускает такое. В ст. 11 НК РФ местом нахождения организации признано место ее государственной регистрации (в правоприменительной практике – адрес исполнительного органа управления, т.е. здания), а местом нахождения обособленного подразделения названо место осуществления этой организацией деятельности через это подразделение. При этом ясно, что деятельность филиала может осуществляться в нескольких регионах (субъектах) Российской Федерации или в нескольких районах или городах субъекта Российской Федерации. К примеру, автомобиль, закрепленный за филиалом, может участвовать в междугородних и международных перевозках, а передвижная киноустановка может обслуживать население одного или нескольких районов. Поэтому для налогового учета организаций необходимо использовать не только адрес (место нахождения) исполнительного органа юридического лица (организации), но и место нахождения этой организации, т.е. место деятельности и место нахождения недвижимости. Гармонизация ГК РФ и НК РФ будет достигнута, если местом нахождения обособленных подразделений для налогового органа признать район или город того или иного субъекта Российской Федерации, в которых находится недвижимое имущество или осуществляется деятельность этого подразделения.
Если адрес исполнительного органа необходим в основном для связи с организацией, в том числе с органами ее управления, то место деятельности и место нахождения недвижимого имущества необходимы для контроля за правильным исчислением налогов, своевременным погашением недоимки.
Так как налоговое законодательство не расшифровывает такие понятия как «место государственной регистрации», «территориальная обособленность», «место осуществления деятельности», то невозможно однозначно определить (установить) наличие обособленного подразделения в следующих случаях:
- работник командирован в другой район или регион (субъект) Федерации на срок более одного месяца (с автомобилем и компьютером), при этом организация, куда он командирован, предоставила ему рабочее место (стол и стул);
- здание одновременно находится на землях двух трех районов, а стационарные рабочие места расположены на землях всех этих районов;
- передвижная механизированная колонна постоянно передвигается, но передвижной вагончик и складская площадка используются в течение 40 дней.
- основными работниками организации являются женщины-надомницы, некоторые из которых, используя собственные инструменты (иголки и пяльцы) и материалы организации, вышивают изделия (полуфабрикаты), а другие, используя материалы и швейные машинки организации, шьют перчатки и рукавицы для организации (оплата труда сдельная, рабочая неделя – 5 дней, ежедневная сдача продукции организации в часы, указанные в трудовом договоре).
Обособленные подразделения организаций не являются самостоятельными участниками гражданских и налоговых правоотношений, но могут выступать от имени самих организаций (юридических лиц). В состав организации входят ее обособленные подразделения, поэтому, встав на налоговый учет по месту нахождения исполнительного органа управления, указанному в учредительных документах и государственном реестре, организация автоматически ставит на налоговый учет свои обособленные подразделения независимо от места нахождения последних. Некоторые из обособленных подразделений могут быть расположены на территориях (административно-территориальных единицах), подконтрольных другому налоговому органу, в этом случае организация обязана второй раз встать на налоговый учет по месту нахождения этих обособленных подразделений. Если часть недвижимого имущества, закрепленного за такими обособленными подразделениями, находится на территории, подконтрольной третьему налоговому органу, то организация встает на налоговый учет в третий раз.
С точки зрения фискальных интересов государства нет необходимости вставать на налоговый учет по постоянно меняющемуся месту фактического нахождения автомобилей: налог с владельцев транспортных средств уплачивается по месту осуществления государственной регистрации; налог на пользователей автодорог уплачивает обособленное подразделение, имеющее отдельный баланс и расчетный счет в банке (если оно не имеет отдельного баланса и расчетного счета, то налог уплачивает сама организация; налог на имущество, налог на доходы физических лиц и единый социальный налог уплачивают сами организации по месту своего нахождения (т.е. по месту нахождения головного подразделения)и по месту нахождения каждого из обособленных подразделений. Если автомобиль зарегистрирован органом ГИБДД другого района и там же осуществляется технический осмотр, то организации необходимо встать на налоговый учет в налоговом органе, контролирующем территорию прохождения технического осмотра автомобиля. Поэтому в НК РФ необходимо уточнить, что местом нахождения автомобильного транспорта признается место (район, город)государственной регистрации или место (район, город) прохождения технического осмотра.
Бухгалтерский учет движения имущества между филиалами
Бухгалтерский учет движения имущества между филиалами (обособленными подразделениями), выделенными на отдельный баланс, осуществляется с применением следующих бухгалтерских проводок:
Наименование хозяйственных операций | Корреспонденции счетов | Сумма, руб. | |||
По старому плану счетов | По новому плану счетов | ||||
Дебет | Кредит | Дебет | Кредит | ||
По головному филиалу: | |||||
1 . Головной филиал передал другому новый объект основных средств, составлен акт по форме ОС-1 , выписано извещение (авизо) на 10 000 руб. | 791 | 01 | 791 | 01 | 10000 |
2. Головной филиал передал другому материалы, составлены накладные на внутреннее перемещение, а также извещение | 79.2 | 10 | 79.2 | 10 | 500 |
3. От другого филиала получено извещение, что работнику головного филиала выданы деньги в сумме 700 руб. под отчет на командировочные расходы, получено извещение на 700 руб. | 71 | 79.2 | 71 | 79.2 | 700 |
4. Расходы по управлению распределены между филиалами, выписано извещение на 19 200 руб. | 79.2 | 26 | 79.2 | 26 | 19200 |
5. С расчетного счета филиала поступили деньги в сумме 20 000 руб. | 51 | 79.2 | 51 | 79.2 | 20000 |
6. Перераспределен фонд потребления в пользу филиала, выписано извещение на 15 000 руб. | 88 | 79.2 | 84 | 79.2 | 15000 |
7. От филиала поступило извещение, подтверждающее начисление налогов в сумме 30 000 руб. для последующей уплаты в бюджет в централизованном порядке или перераспределения между филиалами | 79.2 | 68 | 79.2 | 68 | 30000 |
По филиалу: | |||||
1 . От головного филиала получен объект основных средств, (акт ОС-1 и извещение поступили) | 01 | 791 | 01 | 791 | 10000 |
2. От головного филиала получены материалы, (накладная и извещение поступили) | 10 | 79.2 | 10 | 79.2 | 500 |
3. Работнику головного филиала по указанию руководителя организации выданы деньги в сумме 700 руб. на покрытие командировочных расходов, выписано извещение | 79.2 | 50 | 79.2 | 50 | 700 |
4. От головного филиала приняты расходы по управлению, извещение получено | 26 | 79.2 | 26 | 79.2 | 19200 |
5. Перечислены деньги на расчетный счет головного филиала | 79.2 | 51 | 79.2 | 51 | 20 000 |
6. Получен фонд потребления по результатам перераспределения между филиалами (извещение получено) | 79.2 | 88 | 79.2 | 84 | 15000 |
7. Головному филиалу переданы суммы начисленных налогов | 68 | 79.2 | 68 | 79.2 | 30 000 |