Многие холдинговые структуры создают вспомогательные компании, применяющие упрощенную систему налогообложения. Такие фирмы наравне с любыми другими вправе воспользоваться лизингом. На практике инвестирование для столь рисковых лизингополучателей возможно, если предмет лизинга высоколиквиден, а это, в первую очередь, легковые автомобили и пассажирские микроавтобусы. Попробуем разобраться, выгодно ли малым предприятиям, в том числе внутрихолдинговым, приобретение транспорта через лизинговые схемы в период использования УСН.
Упрощенная система налогообложения предусматривает замену налога на прибыль (или налога на доходы физических лиц – для предпринимателей), налога на имущество и ЕСН единым налогом. В рамках статьи проанализируем ситуацию, при которой объект налогообложения – доходы минус расходы.
Существуют альтернативные лизингу, более традиционные формы финансирования, например, кредитование или покупка за счет собственных средств. Для применяющих УСН их привлекательность связана, прежде всего, с тем, что они позволяют единовременно принять к налоговому учету расходы на приобретение основных средств. Напомним, что моментом принятия может быть либо дата ввода в эксплуатацию, либо дата оплаты объекта. Та из них, которая является более поздней, и становится датой списания стоимости основного средства в налоговом учете (п. 3 ст. 346.16 и п. 2 ст. 346.17 НК РФ).
Лизинг: условия финансирования
Проведем сравнительный анализ лизинга, покупки за счет собственных средств и кредита для предприятия, применяющего УСН. Объект – автомобиль стоимостью 694 125 рублей (с учетом НДС).
Стандартный аванс лизингополучателя – 20 процентов от цены машины, что составляет 138 825 рублей (с учетом НДС). Ориентировочная валовая лизинговая ставка (ВЛС) по таким сделкам – 18 процентов. Лизинговые платежи уплачиваются ежемесячно, уменьшаясь при этом с течением времени из-за снижения базы начисления ВЛС (невозмещенного остатка инвестиций на соответствующую дату). Общая сумма лизинговых платежей составит 821 900 (с учетом НДС). Первый лизинговый платеж – 25 мая 2006 года, последний – 25 мая 2008 года (всего 25 месяцев). Сумма ежемесячных лизинговых платежей приведена в таблице 1.
По договору лизинга автомобиль находится на балансе лизингодателя (на счете 03). Полная амортизация имущества происходит в течение 25 месяцев, поскольку лизингодатель применил максимально возможный коэффициент ускорения 1,5. Данный коэффициент рассчитывается как произведение коэффициента ускорения 3 на понижающую норму 0,5. Напомним, что норма 0,5 применяется по легковым автомобилям и пассажирским микроавтобусам, имеющим первоначальную стоимость более 300 000 и 400 000 рублей соответственно (п. 9 ст. 259 НК РФ).
Таблица 1. Краткий график лизинговых платежей, руб.
№ лизингового платежа | Дата | Распределение аванса (в т. ч. НДС) | Лизинговые платежи (ВЛС=18%) с НДС без учета аванса |
1 | 25.05.06 | 5 553 | 32 041 |
2 | 25.06.06 | 5 553 | 31 648 |
3 | 25.07.06 | 5 553 | 31 255 |
4 | 25.08.06 | 5 553 | 30 861 |
5 | 25.09.06 | 5 553 | 30 468 |
6 | 25.10.06 | 5 553 | 30 075 |
7 | 25.11.06 | 5 553 | 29 682 |
8 | 25.12.06 | 5 553 | 29 289 |
9 | 25.01.07 | 5 553 | 28 896 |
10 | 25.02.07 | 5 553 | 28 502 |
11 | 25.03.07 | 5 553 | 28 109 |
12 | 25.04.07 | 5 553 | 27 716 |
13 | 25.05.07 | 5 553 | 27 323 |
14 | 25.06.07 | 5 553 | 26 930 |
15 | 25.07.07 | 5 553 | 26 537 |
16 | 25.08.07 | 5 553 | 26 144 |
17 | 25.09.07 | 5 553 | 25 750 |
18 | 25.10.07 | 5 553 | 25 357 |
19 | 25.11.07 | 5 553 | 24 964 |
20 | 25.12.07 | 5 553 | 24 571 |
21 | 25.01.08 | 5 553 | 24 178 |
22 | 25.02.08 | 5 553 | 23 785 |
23 | 25.03.08 | 5 553 | 23 391 |
24 | 25.04.08 | 5 553 | 22 998 |
25 | 25.05.08 | 5 553 | 22 605 |
Всего | 138 825 | 683 075 |
Альтернативный вариант
В качестве альтернативы берется кредит в размере 80 процентов от цены автотранспортного средства (555 300 рублей). Кредит также выдан на 25 месяцев, возвращается ежемесячно равными долями с выплатой процентов. То есть фирма погашает его в течение такого же времени, что и лизинговую задолженность. Процентная ставка ниже. Для целей данной статьи она подбирается так, чтобы конечная стоимость автотранспортного средства при лизинге и кредите совпадала.
Отметим, что при упрощенной системе налогообложения НДС, уплаченный по основным средствам, включается в их стоимость (письмо Минфина РФ от 4 ноября 2004 г. №03-03-02-04/144). Иначе говоря, как самостоятельный вид расходов он не учитывается.
Уже упоминалось, что упрощенная система не предусматривает уплату налога на имущество. Поэтому рассмотрим наиболее оптимальную для лизингополучателя ситуацию, когда затраты по налогу на имущество не возмещаются лизингодателю. Например, если лизингодатель имеет персональное разъяснение Минфина о необложении данным налогом имущества, приобретенного в целях конкретной лизинговой сделки и учтенного на счете 03.
Расчет конечной стоимости
Оценка денежных потоков при всех формах финансирования начинается 25 апреля 2006 года. Это дата выплаты аванса и подписания акта приемки имущества в лизинг или дата покупки (при альтернативных формах финансирования). Соответственно, 25 июля 2008 года будет датой выплаты последнего платежа по единому налогу, на сумму которого повлияло отнесение на расходы последнего лизингового платежа. В рассматриваемом примере единый налог уплачивается 25 числа первого месяца, следующего за отчетным периодом.
Денежные потоки при различных источниках финансирования капитальных вложений по-разному распределены во времени. В результате, для корректного сравнения суммарных затрат при лизинге, покупке и кредите, применяется метод, основанный на концепции временной стоимости денег (дисконтирования). Расчет текущей, или, иначе говоря, приведенной, стоимости денежных средств определяется по формуле:
CFn – денежный поток за n-ый интервал;
k – ставка дисконтирования, принятая равной 13 процентов годовых.
Таким образом, при дисконтировании денежные потоки приводятся к 25 апреля 2006 года. Приведенные платежи за вычетом приведенной экономии по единому налогу (их детализация отражена в таблице 2) дают конечную стоимость автомобиля. Данный показатель и будет являться результирующим.
Таблица 2. Сравнение параметров при лизинге, покупке за счет собственных средств и кредите
Показатель | Лизинг | Покупка за счет собственных средств | Кредит |
приведенные платежи за автомобиль = дисконтированная стоимость следующих платежей: | аванс (с НДС)+ фактические выплаты лизинговых платежей с НДС (без учета аванса) | платеж поставщику (с НДС) | оплата 20% из собственных средств (с НДС) + платежи по погашению кредита и выплате процентов |
приведенная экономия по единому налогу = дисконтированное произведение 15%-й ставки по единому налогу и следующих расходов, уменьшающих налоговую базу: | лизинговые платежи (с НДС) | расходы на приобретение (с НДС) | проценты по кредиту и расходы на приобретение (с НДС) |
Таблица 3. Сравнительная таблица конечной стоимости автомобиля
Показатель | Лизинг по ВЛС 10,77% | Покупка за счет собственных средств | Лизинг по ВЛС 18% | Кредит по ставке 23,77% |
приведенные платежи за автомобиль | 692 531 | 694 125 | 739 207 | 753 059 |
приведенная экономия по единому налогу | 99 223 | 100 841 | 106 086 | 119 963 |
приведенный финансовый результат (конечная стоимость автомобиля) | 593 308 | 593 284 | 633 121 | 633 096 |
Выводы на основе таблицы 3
Дисконтированные оттоки денежных средств при лизинге и кредитовании равны (633 121 и 633 096 рублей соответственно), если ВЛС составляет 18 процентов, а кредит привлекается под 23,77 процента годовых. Таким образом, данное значение сопоставимой кредитной ставки превышает среднее по рынку заемного капитала.
Коэффициент удорожания (с учетом налоговой экономии и временной стоимости денег) определяется как частное от деления конечной стоимости автомобиля при лизинге на конечную стоимость при покупке. Для рассматриваемой лизинговой сделки (по ВЛС в размере 18 %) данный показатель рассчитывается как соотношение 633 121 рубля и 593 284 рублей, что дает удорожание 1,07. Следовательно, стоимость лизингового финансирования выше покупки за счет собственных средств.
Практический интерес представляет определение предельного значения ВЛС. Иными словами, установление значения валовой лизинговой ставки, выше которого лизинговое финансирование менее эффективно, чем покупка за счет собственных средств. Таким образом, при использовании ставки дисконтирования в размере 13 процентов и учете налоговой экономии была рассчитана предельная валовая лизинговая ставка. В результате при валовой лизинговой ставке выше 10,77 процента (подобранное значение предельной ВЛС) лизинг оказался менее эффективен, чем покупка автомобиля за счет собственных средств.
Тем не менее, нельзя забывать о большей доступности лизингового финансирования. Это преимущество для малого бизнеса возникает за счет нахождения имущества в собственности лизингодателя в течение срока лизинга. Следует помнить также о неналоговых преимуществах финансовой аренды, например о быстроте оформления сделки.