Информационное обеспечение лизинговой деятельности

Лизинг
Источник: Круглый стол по лизингу. Журнал «Консультант». 29 июня 2005 г.
Опубликовано: 16 Сентября 2005

Что можно понимать под информационно-методическим обеспечением лизинговой деятельности:

  • создание банков данных, обучающих и консультационных экспертных систем для получения и обмена необходимой информацией с предоставлением прав пользования персоналу субъектов лизинга;
  • организация периодических изданий, специализирующихся на освещении проблем лизинга;
  • организация иных мероприятий, способствующих развитию рынка лизинга

Тема информационного обеспечения лизинга тесно увязывается с вопросами маркетинга. Информация о рынке, естественно, необходима как лизингодателям, так и лизингополучателям. Так, лизингодатель должен иметь постоянную и доступную информацию о клиентах, которые обслуживаются в данный момент (то есть являются финансовыми арендаторами), о потенциальных клиентах и о производственных предприятиях, способных обеспечить выполнение условий сделки.
Очевидно, что необходимо и ведение баз данных, содержащих информацию о предприятиях, способных выпускать требуемую продукцию в необходимых количествах. Естественно также, что предприятие может входить в банки данных различных лизингодателей. Таким образом, по данному субъекту лизинговой деятельности мы получаем необходимость создания структурированного блока информации, который может быть доступен в рамках установленных условий.
Как известно, в банковской сфере была сделана попытка создания единых центров информации в рамках кредитных бюро. Пока не ясно, насколько эффективно создание таких единых центров. Однако, в случае с базой предприятий, с которыми возможно взаимодействие в рамках лизинговых программ, попытка может быть оправданной. Ясное дело, речь идет не об эксклюзивных сделках крупного бизнеса, а о предоставлении лизинга малому и среднему бизнесу. В данном случае, введение аналога кредитной истории также может быть полезным. Однако, помимо этого, возможно создание своеобразного бюро заявок, где, на конкурсной основе, проходил бы тендер на исполнение того или иного крупного заказа, а также распределялись бы мелкие заказы.
Третья составляющая – банк информации по лизингодателям. Ее важность в развитии рыночных отношений и увеличения прозрачности лизинговой деятельности представляется неоспоримой. Во-первых, представленные в таком банке информации компании, получили бы возможность уменьшить расходы на маркетинг (при условии широкого использования банка данных клиентами), в результате чего возможно было бы уменьшение общего уровня процентных и маржинальных ставок.
Во-вторых, клиент выбирал бы компанию с реально более выгодными условиями, а не более активную в маркетинговом плане. Как представляется, эта мера могла бы значительно улучшить положение бизнеса, особенно малого и среднего. Далее, четкое разделение компаний по нишам предоставления лизинговых услуг помогло бы избежать определенной путаницы, связанной с нечетким определением понятия «лизинг» в сознании потребителей данной услуги.
В целом, на данном этапе, при существующих высоких темпах роста отрасли, необходимость в подобных мерах еще до конца не осознана. Рынок растет значительными темпами, существует также диспропорция в рамках рынка кредитования в целом. В Европе лизинговые сделки составляют примерно 40 процентов от объема всех сделок по кредитованию, в России же эти цифры значительно меньше. Очевидно, что лизинговые компании сегодня не нуждаются в особых мерах для развития отрасли. Но стоит напомнить о долгосрочных перспективах развития лизинга в стране. Рано или поздно отрасль подойдет к необходимости коренного изменения своей структуры. Снижение темпов роста рынка объективно приведет к тому, что конкуренция на рынке возрастет, а с ней возрастет и цена информации. Потребность в создании таких банков информации будет ощущаться все больше и больше.
Но озаботиться проблемой их создания нужно уже на нынешнем этапе. Организации банков информации может вызвать определенные технические трудности. Ситуация с бюро кредитных историй показывает, насколько серьезными могут быть трудности при введении в действие централизованных банков информации. По оценкам экспертов, реально действовать кредитные бюро смогут только через 2-3 года, соответственно, при построении плана по введению банков информации для лизинговых компаний, необходимо закладывать в сроки реализации не менее 3-4 лет.

Справка:

Информационное обеспечение лизинговой деятельности

В настоящее время, лизинговая деятельность в России регулируется Гражданским кодексом, Федеральным законом «О финансовой аренде (лизинге)», Федеральным законом «О присоединении Российской Федерации к Конвенции УНИДРУА «О международном финансовом лизинге»», законодательными актами субъектов РФ, а также постановлениями Правительства. Ни в Гражданском кодексе, ни в Федеральном законодательстве об информационном обеспечении лизинга не упоминается. В региональном законодательстве об информационном обеспечении говорится, например, в законе «О государственной поддержке субъектов лизинга в Самарской области». В статье 7 сказано, что «Субъекты лизинга, осуществляющие свою деятельность на территории Самарской области, имеют право на информационно – методическое обеспечение их деятельности».

 

Все статьи цикла «Круглый стол по лизингу. Журнал «Консультант». 29 июня 2005 г. »

(состоит из 7 статей)

Как воспользоваться кредитом иностранных банков при лизинге (16 Сентября 2005)

Юридические аспекты лизинговых сделок (16 Сентября 2005)

Программа страховой защиты имущественных интересов участников лизинговых проектов в сфере малого и среднего бизнеса (16 Сентября 2005)

Информационное обеспечение лизинговой деятельности (16 Сентября 2005)

Налоговый шоппинг для россиян (16 Сентября 2005)

Налоговые преимущества лизинга (16 Сентября 2005)

Международный лизинг дает импульсы для развития (16 Сентября 2005)