Информация от ЦБ РФ по переводу банковской системы на МСФО (IFRS), 9 сентября 2005 г

Банковский бизнес в России...
Источник: Официальные материалы ЦБ РФ www.cbr.ru
Опубликовано: 20 Сентября 2005

1. В каком виде представлять отчетность по МСФО в территориальные учреждения Банка России: в электронном или на бумажных носителях? Планируется ли разработка программы Банка России и прием отчетности по МСФО (IFRS) в электронном виде?
Финансовая отчетность кредитных организаций в соответствии с МСФО представляется в территориальные учреждения Банка России на бумажных носителях.
Рекомендации о возможности использования ИТ-продуктов в процессе подготовки кредитными организациями финансовой отчетности в соответствии с МСФО размещены на WEB-сайте Банка России в сети Интернет в разделе «Переход банковской системы Российской Федерации на МСФО» 03.11.2004 (ответ на вопрос № 6).

2. Что входит в состав финансовой отчетности. Нужно ли сдавать учетную политику и другие внутренние документы, разработанные кредитной организацией для составления финансовой отчетности в соответствии с МСФО (IFRS)?
Состав финансовой отчетности в соответствии с МСФО определен параграфом 7 МСФО 1 «Представление финансовой отчетности» и приведен в Методических рекомендациях Банка России от 25.12.2003 № 181-Т «О порядке составления и представления кредитными организациями финансовой отчетности» (пункт 1.2). Учетная политика входит в состав финансовой отчетности. Внутренние документы кредитной организации (регламент составления финансовой отчетности, ведомости перегруппировки и корректировок статей бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках, задокументированные профессиональные суждения) в составе финансовой отчетности представляться в территориальные учреждения Банка России не должны, но территориальные учреждения Банка России вправе запросить их у кредитных организаций.

3. Какие существуют планы по сокращению перечня существующей отчетности кредитных организаций в связи с переходом на регулярную отчетность по МСФО?
Будут ли внесены изменения в положения Банка России о публикуемой отчетности и консолидированной отчетности в связи с отменой Инструкции Банка Росси от 01.10.1997 № 17 и выходом Указаний от 16.01.2004 № 1376-У?

В 2003-2004 годах Банком России была проведена работа по оптимизации отчетности, в ходе которой изучен опыт ряда европейских стран по построению форм пруденциальной отчетности, а также предложения банковского сообщества по оптимизации отчетности. В результате было отменено 7 форм отчетности, эффективность использования которых в рамках надзора была невелика (30% от общего числа действующих пруденциальных форм отчетности на 1 января 2004 года). Ряд форм отчетности был переработан в целях повышения их информативности о рисках, принимаемых кредитными организациями.
В частности, Указанием Банка России от 22.09.2004 № 1503-У «Об упорядочении отдельных актов Банка России» отменена инструкция от 01.10.1997 № 17 «О составлении финансовой отчетности», а также входящие в нее приложения, обеспечивавшие в свое время приближение отчетности кредитных организаций к МСФО (Агрегированный балансовый отчет (ф.113), Агрегированный отчет о прибылях и убытках (ф.114), Данные о движении денежных средств (ф.123)). Другие формы пруденциальной отчетности, содержащиеся в указанной инструкции, перенесены в Указание Банка России от 16.01.2004 № 1376-У «О перечне, формах и порядке составления и представления форм отчетности кредитных организаций в Центральный банк Российской Федерации».
Работа по оптимизации надзорных форм отчетности в настоящее время продолжается в рамках проекта ЕС/ТАСИС «Банковский надзор и отчетность», основной целью которого является создание системы пруденциальной отчетности, соответствующей мировой надзорной практике.
Уточненные формы публикуемой отчетности и консолидированной отчетности и порядок их заполнения приведены в Указании Банка России от 16.01.2004 № 1376-У.

4. Может ли кредитная организация, которая готовит отчетность по МСФО впервые, не применять стандарт № 29 согласно разделу 3 приложения 1 к Методическим рекомендациям «О порядке составления и представления кредитными организациями финансовой отчетности» от 25.12.2003 № 181-Т?
В ответах на вопросы 4, 5 и 10, размещенных на WEB-сайте Банка России в сети Интернет в разделе «Переход банковской системы Российской Федерации на МСФО» 03.11.2004 года, даны рекомендации по применению кредитными организациями стандарта 29. Финансовая отчетность, при составлении которой не применялись все стандарты, действующие на начало отчетного периода, в том числе МСФО 29 «Финансовая отчетность в условиях гиперинфляции», не является отчетностью подготовленной в соответствии с требованиями МСФО. Несмотря на тот факт, что характеристики экономической ситуации в Российской Федерации указывают на прекращение гиперинфляции, начиная с 1 января 2003 года, СМСФО требует ретроспективного применения всех МСФО, в том числе МСФО 29, при составлении финансовой отчетности впервые для целей правильного расчета входящих сальдо.

5. Для определения справедливой стоимости отдельных инструментов потребуется на основании статистических и экономических данных «смоделировать» определенные рынки инструментов. Что будет, в данном случае, считаться независимой экспертизой, подтверждающей реальность данных, полученных в результате моделирования рынков?
В соответствии с МСФО 39 для финансовых инструментов, не имеющих котировок на активном рынке, справедливая стоимость может определяться расчетным путем, при этом МСФО требуют раскрытия методов ее определения и существенных исходных данных, используемых для расчета справедливой стоимости.
В целях обеспечения достоверного расчета справедливой стоимости кредитной организации следует предусмотреть внутренние процедуры, определяющие порядок разработки и утверждения методик расчета справедливой стоимости, а также периодичность их пересмотра и проведения проверок достоверности расчетов справедливой стоимости финансовых инструментов.
Результаты расчетов справедливой стоимости финансовых инструментов и проверок ее правильности должны предоставляться исполнительному органу кредитной организации. В тех случаях, когда оценка справедливой стоимости финансовых инструментов имеет критическое значение для формирования финансового результата деятельности кредитной организации, отчет о результатах проверки достоверности расчета справедливой стоимости должен представляться органу управления кредитной организации, который несет ответственность за определение справедливой стоимости.
Внешняя оценка достоверности определения банком справедливой стоимости финансовых инструментов будет производиться внешним аудитором в рамках аудита финансовой отчетности, составленной кредитной организацией в соответствии с МСФО.

6. Может ли кредитная организация, решив все вопросы с отчетностью по МСФО, претендовать на получение генеральной лицензии вне зависимости от величины капитала?
Будут ли применяться для оценки финансового состояния кредитной организации обязательные нормативы, установленные Инструкцией Банка России № 110-И, и показатели финансовой устойчивости, установленные Указанием Банка России № 1376-У, или будут другие критерии для оценки финансового состояния? Когда начнет производиться оценка финансового состояния на основании отчетности, составленной в соответствии с МСФО?
Если в результате применения 29 стандарта «Финансовая отчетность в условиях гиперинфляции» у кредитной организации возник непокрытый убыток прошлых лет, как на это будет реагировать Банк России?
Официальное сообщение Банка России о переходе банковского сектора Российской Федерации на международные стандарты финансовой отчетности, опубликованное в июне 2003 года в «Вестнике Банка России», предусматривает концептуальные основы перехода, порядок и сроки составления финансовой отчетности по МСФО, а также использование отчетности, составленной в соответствии с МСФО, для применения мер надзорного реагирования в процессе надзора с 1 января 2006 года.
Банк России будет анализировать финансовую отчетность, составленную в соответствии с МСФО, представленную кредитными организациями с целью определения влияния применения подходов МСФО на показатели деятельности кредитных организаций, и причин, вызвавших отклонения однородных показателей в финансовой отчетности по МСФО и отчетности, составленной в соответствии с российскими правилами бухгалтерского учета.
Вопрос об использовании финансовой отчетности в целях надзора после 1 января 2006 года Банком России будет рассмотрен дополнительно.

7. Существенное влияние на финансовый результат деятельности банков в соответствии с МСФО оказывает требование стандарта МСФО по учету отложенного налогообложения. Ведется ли совместная работа Банка России, Минфина России, Федеральной налоговой службы России в части приведения налогового законодательства в соответствие с МСФО? Когда появится возможность исчислять налоги на основе учета по МСФО?
Регулирование налогового законодательства является функцией Министерства финансов Российской Федерации. Концепция развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу предусматривает снижение затрат на формирование налоговой отчетности путем существенного приближения правил налогового учета к правилам бухгалтерского учета.
Банк России при рассмотрении проектов актов Российской Федерации по вопросам налогообложения вносит предложения по его совершенствованию с учетом требований международных стандартов.

8. Методические рекомендации, подготовленные Банком России совместно с ЗАО «ПрайсвотерхаусКуперс», отличаются от подходов и внутренних стандартов, применяемых другими аудиторскими компаниями. Должна ли отчетность, подготовленная банками в точности соответствовать по своей структуре и содержанию «иллюстративной финансовой отчетности», приведенной в Приложении 1 к Методическим рекомендациям Банка России «О порядке составления и представления кредитными организациями финансовой отчетности» от 25.12.2003 № 181-Т? В случае противоречий между МСФО и Методическими рекомендациями, каким из документов должна руководствоваться кредитная организация при составлении отчетности по МСФО?
Ответ Банка России по указанному вопросу, размещен на WEB-сайте Банка России в сети Интернет в разделе «Переход банковской системы Российской Федерации на МСФО» 03.11.2004 (ответ на вопрос № 16). Банк России не усматривает противоречий между МСФО и Методическими Рекомендациями Банка России от 25.12.2003 № 181-Т. В Методических рекомендациях приведен иллюстративный пример, включающий примерные формы финансовой отчетности, которыми рекомендуется пользоваться кредитным организациям при составлении финансовой отчетности. При составлении финансовой отчетности по МСФО кредитным организациям следует руководствоваться действующими МСФО и ПКИ. При определении структуры форм финансовой отчетности кредитной организации следует использовать МСФО 1, в соответствии с которым каждая существенная статья (активов, обязательств, собственных средств, доходов (расходов)) должна представляться в финансовой отчетности отдельно, в том случае если какая –либо статья в обособленном виде не является существенной, она может быть объединена с другими статьями финансовой отчетности.

9. Надо ли представлять консолидированную отчетность, если дочерние компании проданы на отчетную дату и доля дочерних компаний в активах группы менее 0,001%?
В соответствии с параграфом 23 МСФО 27 «Консолидированная и индивидуальная финансовая отчетность» результаты деятельности выбывшей дочерней компании включаются в консолидированный отчет о прибылях и убытках до даты выбытия, которая является датой утраты материнской компанией контроля над этой дочерней компанией.
Отчетность дочерних компаний включается в консолидированную отчетность с учетом принципов уместности и существенности. При этом существенность зависит от размера объекта, включаемого в консолидированную отчетность. Информация считается существенной, если ее отсутствие или искажение могли бы повлиять на экономические решения пользователей, принятые на основании консолидированной отчетности.

10. Будут ли применяться какие-либо санкции к кредитной организации, которая представит отчетность по стандартам МСФО за 2004 год, аудированную фирмой, не отвечающей по квалификационным характеристикам своих специалистов рекомендациям Банка России?
Немногие аудиторские компании могут проводить аудит по МСФО, в частности, из-за отсутствия специалистов. Заключения каких российских аудиторских компаний будут приниматься Банком России?
Будут ли установлены нормативные требования к аудиторским организациям, которые могут подтверждать отчетность по МСФО за 2005 год со стороны Банка России?
Рекомендации Банка России по применению критериев, применяемых при отборе аудиторских организаций, размещены на WEB-сайте Банка России в сети Интернет в разделе «Переход банковской системы Российской Федерации на МСФО» 31.03.2004 (ответ на вопрос № 2).

11. Когда будут внесены изменения в Положение Банка России от 05.12.2002 № 205-П с целью его приближения к МСФО?
Приказом Минфина РФ от 01.07.2004 № 180 одобрена Концепция развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации, которая определяет этапы развития бухгалтерского учета и отчетности в среднесрочной перспективе. На первом этапе развития (2004-2007г.г.) предусмотрено утверждение основного комплекса российских стандартов индивидуальной финансовой отчетности общественно значимых субъектов. Второй этап (2008-2010 г.г.) предусматривает переход на МСФО и составление консолидированной финансовой отчетности всех хозяйствующих субъектов.
Переход на применение принципов международных стандартов в бухгалтерском учете кредитных организаций будет осуществляться одновременно с реальным сектором экономики. Процесс перехода банковского и реального сектора экономики на ведение бухгалтерского учета в соответствии с принципами международных стандартов должен координироваться датой введения соответствующих изменений Министерством финансов Российской Федерации совместно с Банком России.

12. С какого момента необходимо инфлировать взнос в уставный капитал: с момента взноса или с момента регистрации уставного капитала в Банке России?
Рекомендации Банка России об инфлировании взноса в уставный капитал размещены на WEB-сайте Банка России в сети Интернет в разделе «Переход банковской системы Российской Федерации на МСФО» 03.11.2004 (ответ на вопрос № 10). Неденежные статьи, включая акционерный капитал, пересчитываются с учетом положений МСФО 29 «Финансовая отчетность в условиях гиперинфляции» (п.п. 24,25) путем применения общего индекса цен с начала первого периода применения стандарта или даты взноса, если она оказывается более поздней.

13. Когда кредитные организации получат указание Банка России о периодичности представления отчетности, составленной в соответствии с МСФО в Банк России? Какая периодичность планируется?
В соответствии с пунктом 4.4 Методических рекомендаций Банка России «О порядке составления и представления кредитными организациями финансовой отчетности» от 25.12.2003 № 181-Т кредитным организациям рекомендуется составлять финансовую отчетность ежеквартально. Данная финансовая отчетность может быть использована в целях повышения качества управления кредитной организацией.
В настоящее время вопрос о периодичности представления финансовой отчетности кредитными организациями рассматривается.

14. Как планирует Банк России проводить обучение специалистов коммерческих банков для подготовки финансовой отчетности по МСФО? До настоящего времени эффективность этого вида обучения мала. Обучение хорошего специалиста МСФО по времени оценивается в срок до семи лет.
Планирует ли Банк России и когда выпуск дополнительных методических рекомендаций по МСФО?

На семинарах по введению в МСФО и их применению, проведенных Банком России, сообщалось, что обучение проводится организациями, имеющими право на обучение МСФО и соответствующих сертифицированных специалистов.
Обучение специалистов кредитных организаций задачей Банка России не является.
Банком России в настоящее время подготовлен проект методических рекомендаций о порядке составления и представления кредитными организациями финансовой отчетности с учетом выхода новых стандартов и внесения изменений и дополнений в действующие стандарты, которые будут доведены до кредитных организаций в установленном порядке.

15. Какие санкции будут применяться к кредитным организациям за непредставление отчетности в установленные сроки?
За непредставление финансовой отчетности, составленной в соответствии с требованиями МСФО в сроки, определенные Указаниями Банка России от 25.12.2003 № 1363-У «О составлении и представлении финансовой отчетности кредитными организациями», территориальные учреждения Банка России вправе применять меры воздействия, предусмотренные статьей 74 Федерального Закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».

16. Когда будут внесены изменения в Федеральный закон «Об аудиторской деятельности»? Когда будет отменено лицензирование? Какие аудиторские объединения будут признаны органами регистрации аудиторской деятельности?
Проект Федерального закона о внесении изменений в Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» находится на рассмотрении в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации.
Законопроектом «О внесении изменений в Федеральный закон »Об аудиторской деятельности« предусматривается передача ряда функций регулирования аудиторской деятельности саморегулируемым аудиторским объединениям, сведения о которых будут внесены в государственный реестр саморегулируемых аудиторских объединений уполномоченным федеральным органом государственного регулирования аудиторской деятельности в случае их соответствия требованиям, установленным федеральным законом.
Лицензирование аудиторской деятельности по инициативе Минэкономразвития России планируется отменить с 1 января 2006 года путем внесения соответствующих изменений в федеральные законы »О лицензировании отдельных видов деятельности« и »Об аудиторской деятельности«.

17. Должен ли аудитор получать доступ к закрытой информации, касающейся защиты информации в организации? Где гарантии, что технические аспекты информационной безопасности не станут известны злоумышленникам?
Пунктом 3 части 2 статьи 6 Федерального закона »Об аудиторской деятельности« предусмотрено, что при проведении аудиторской проверки аудируемое лицо и (или) лицо, заключившее договор оказания аудиторских услуг, обязано не предпринимать каких бы то ни было действий в целях ограничения круга вопросов, подлежащих выяснению при проведении аудиторской проверки.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона »Об аудиторской деятельности" аудиторские организации и индивидуальные аудиторы обязаны хранить тайну об операциях аудируемых лиц и лиц, которым оказывались сопутствующие аудиту услуги, и обеспечивать сохранность сведений и документов, получаемых и (или) составляемых ими при осуществлении аудиторской деятельности. В случае разглашения сведений, составляющих аудиторскую тайну, аудиторской организацией, индивидуальным аудитором аудируемое лицо или лицо, которому оказались сопутствующие аудиту услуги, вправе потребовать от виновного лица возмещения причиненных убытков, что должно быть предусмотрено условиями договора на оказание аудиторских услуг.