ИНКОТЕРМС во внешнеэкономической деятельности

Коротко о главном

Автор:
Источник: журнал «Финансовый Директор ISSN 1680 - 1148» № 1-2004 г
Опубликовано: 16 Сентября 2005

ИНКОТЕРМС во внешнеэкономической деятельности

"Законы пишутся для обыкновенных людей,
поэтому они должны основываться
на простых правилах здравого смысла"
(Т. Джефферсон)

Данная статья преследует несколько целей: во-первых, провести анализ правил ИНКОТЕРМС-2000, во-вторых, ознакомить читателей с особенностями каждой из базисных условий поставки и показать возможности использования их в деятельности предприятия. Во второй части статьи вы прочтете о предостережениях от неправильного применения базисных условий поставки, предусмотренных правилами ИНКОТЕРМС, т. к. это может привести не только к снижению рентабельности проводимой хозяйственной операции, но и к таким малоприятным последствиям как судебные разбирательства и финансовые потери.

ИНКОТЕРМС – коротко о главном

Впервые ИНКОТЕРМС был опубликован в 1936 г. Основной причиной его последовательных редакций была необходимость адаптировать их к современной коммерческой практике, что повлекло за собой опубликование последующих редакций ИНКОТЕРМС: 1953, 1967, 1976, 1980, 1990, 2000 гг. При этом в каждую редакцию вносились новые изменения в условия поставок. Так, в 1980 г. был введен термин «Франко перевозчик» (теперь FCA) для рассмотрения частых случаев, когда пунктом получения товара при морской торговле более не являлся традиционный пункт FOB (прохождения через поручни судна), а стал пункт на суше перед погрузкой на борт судна, где товар был уложен в контейнер для последующей транспортировки морем или комбинацией различных транспортных средств (так называемые смешанные или мультимодальные перевозки).

При пересмотре в 1990 г. статьи ИНКОТЕРМС, касающейся обязанности продавца предоставить подтверждение поставки, позволили заменить бумажную документацию EDI-сообщениями при условии, что стороны заранее договорились осуществлять общение посредством электронной почты.

В процессе изменений и усовершенствований предыдущих редакций ИНКОТЕРМС, участие в которых принимал широкий круг работников мировой торговли из различных секторов экономики национальных комитетов и посредством которых работает Международная торговая палата, результатом стало появление ИНКОТЕРМС-2000. По сравнению с ИНКОТЕРМС-1990, в этот документ значительные изменения были внесены в две области: в таможенную очистку и осуществление таможенных платежей по терминам FAS и DEQ, а также в обязанности по погрузке и разгрузке по термину FCA.

В Украине обязательное применение ИНКОТЕРМС субъектами ВЭД введено Указом Президента Украины «О применении Международных правил интерпретации коммерческих терминов» № 567/97 от 04.10.1994 г. (далее – Указ № 567), согласно которому на Кабмин была возложена задача по обеспечению опубликования на государственном языке Украины всех изменений к правилам ИНКОТЕРМС. Правила ИНКОТЕРМС в редакции 2000 г. были введены в действие 21.04.2002 г. С этого момента предприятия, заключая договоры по ВЭД, начали их официально использовать.

Прежде всего, хотелось бы обратить внимание на то, что до вступления в силу с 1 января 2004 г. новых Гражданского и Хозяйственного кодексов Украины, внутригосударственные договоры поставки заключались и исполнялись согласно Положениям о поставках, утвержденным Советом Министров СССР, как было указано в ст. 252 Гражданского кодекса УССР, а вопрос правильности применения правил ИНКОТЕРМС во «внутренних» договорах с резидентами оставался спорным. Сегодня Хозяйственный и Гражданский кодексы Украины более четко и скрупулезно регулируют отношения между субъектами по договору поставки. Так, в ч. 4 статьи 265 Хозяйственного кодекса Украины указывает, что «условия договоров поставки должны излагаться сторонами в соответствии с требованиями Международных правил толкования терминов »ИНКОТЕРМС". К отношениям поставки, не урегулированные ХК, применяются соответствующие положения Гражданского кодекса Украины о договоре купли-продажи (ч. 6 ст. 265 ХК), которые, в свою очередь (ст. 628 ГК Украины), оставляют на усмотрение сторон условия договора, кроме тех, которые являются обязательными согласно актов гражданского законодательства. Это, в принципе дает право сторонам при заключении договора купли-продажи также применять базисные условия поставок, предусмотренные правилами ИНКОТЕРМС.

Вторым, не менее важным моментом, является ограниченная сфера действия правил ИНКОТЕРМС-2000. В этих правилах рассматриваются вопросы, связанные с правами и обязанностями сторон договора купли-продажи только в отношении поставки товаров (в данном случае это только «материальные товары»). К тому же базисные условия поставки не регулируют все отношения между контрагентами. Правила ИНКОТЕРМС-2000 определяют только четко установленные аспекты отношений между продавцами и покупателями в рамках договоров купли-продажи.

В мировой практике ИНКОТЕРМС-2000 имеют, в определенной мере, рекомендательный характер, и применение изложенных в них базисных условий поставки происходит по правилу: «если иное не предусмотрено договором». Базисные условия поставки являются лишь одним из элементов целого перечня существенных условий, которые должны быть отражены при заключении контракта по ВЭД. То есть, приняв толкования ИНКОТЕРМС как общую основу контракта, стороны могут внести в условия поставки изменения и дополнения, поправки, вытекающие из непосредственной специфики соглашения.

Следует знать, что ИНКОТЕРМС не регулирует передачу права владения и другие вопросы перехода права собственности на товары. Согласно ст. 334 нового ГК предприятие имеет возможность определить момент перехода права собственности по своему усмотрению. Переход права собственности в экспортном контракте можно предусмотреть как в момент получения товара покупателем-нерезидентом или представителем покупателя на складе продавца-резидента, так и в другом указанном в контракте месте, а также при передаче имущества перевозчику. Право собственности может перейти к покупателю и без отгрузки товара продавцом. К передаче имущества приравнивается вручение коносамента или другого товарно-распорядительного документа на имущество. Также не регулируются вопросы нарушения условий договора и освобождения от ответственности. Их решают другие условия договора купли-продажи и соответствующие нормативные документы.

Термины и группы базисных условий ИНКОТЕРМС-2000

В правилах ИНКОТЕРМС-2000 дано толкование 13-ти терминов, каждый из которых обозначает условия ведения торговли. Это так называемые базисные условия поставки.

Прежде чем перейти непосредственно к характеристике конкретных базисных условий, следует остановиться на некоторых основных терминах. Термин «поставка» используется в ИНКОТЕРМС в двух различных смыслах. Во-первых, он используется для определения момента, когда продавец выполнил свои обязательства по поставке, определенные в статьях А. 4 ИНКОТЕРМС. Во-вторых, термин «поставка» также используется применительно к обязанности продавца получить или принять поставку товара – обязанность, которая появляется в статьях Б. 4 сборника ИНКОТЕРМС.

Важен также термин «переход рисков и расходов, связанных с товаром». Риск потери или повреждения товара, а также обязательство нести расходы, связанные с товаром, переходит от продавца к покупателю, когда продавец выполнил свои обязательства поставки товара. Так как покупатель не вправе откладывать переход рисков и затрат, все условия предусматривают, что переход рисков и затрат может иметь место даже до поставки, если покупатель не принимает доставку в соответствии с договоренностью или не дает таких инструкций (в отношении времени отгрузки и/или места поставки), которые могут потребоваться продавцу для выполнения своих обязательств по поставке товара. Необходимым условием для опережающего перехода рисков и затрат является определение товара как идентифицированного для покупателя или, как предусмотрено в условиях, определенно обособленного для него (соответствие договору).

Оплате подлежат «сборы», которые являются необходимым следствием импорта как такового и должны быть оплачены согласно соответствующим правилам импорта. Любые дополнительные сборы (например, за хранение), взимаемые частными сторонами в связи с импортом, не связанные с обязанностью очистки товаров, не включаются в эти сборы. Однако результатом выполнения этого обязательства вполне могут оказаться некоторые расходы таможенных брокеров или экспедиторов грузов, если сторона, несущая это обязательство, не выполняет сама эту работу.

Все базисные условия поставки разделены на четыре группы. Классификация торговых терминов представлена в виде таблицы.

Таблица. Классификация торговых терминов

Группа Е. Отправление
EXW Франко-завод (… название места)
Группа F. Основная перевозка не оплачена
FCA Франко-перевозчик (… название места назначения)
FAS Франко-вдоль борта судна (… название порта отгрузки)
FOB Франко-борт (… название порта отгрузки)
Группа С. Основная перевозка оплачена
CFR Стоимость и фрахт (… название порта назначения)
CIF Стоимость, страхование и фрахт (… название порта назначения)
CPT Фрахт/перевозка оплачены до (… название места назначения)
CIP Фрахт/перевозка и страхование оплачены до (… название места назначения)
Группа D. Прибытие
DAF Поставка до границы (… название места доставки)
DES Поставка с судна (… название порта назначения)
DEQ Поставка с пристани (… название порта назначения)
DDU Поставка без оплаты пошлины (… название места назначения)
DDP Поставка с оплатой пошлины (… название места назначения)

Первая группа «Е» представлена единственным условием EXW, согласно которому продавец предоставляет товары покупателю на своем складе. При этом обязательства продавца минимальные и на него не возлагаются даже обязательства по погрузке продаваемого товара.

Ко второй группе «F» относятся условия поставки FCA, FAS и FOB, в соответствии с которыми продавец должен передать товар определенному перевозчику свободным от риска (free of risk) и за счет покупателя. Общим условием для этой группы является то, что:

  • риски потери и повреждения товара до момента его передачи перевозчику несет продавец;
  • таможенную очистку товара для вывоза обязан осуществлять продавец товара.

Термины группы «С» возлагают на продавца обязанность заключить договор перевозки на обычных условиях за свой собственный счет, не принимая на себя риск потери или повреждения товара, а также дополнительные расходы вследствие событий, произошедших после передачи товара перевозчику. В договоре обязательно должен быть указан пункт, до которого продавцом осуществляется оплата транспортных расходов. Существуют две группы терминов С: одна из них CFR и CIF применяются при морских перевозках товара, другая – CPT и CIP – может быть использована при осуществлении перевозки любым видом транспорта, включая морскую и смешанную перевозки.

Условия поставки «D» относятся к четвертой группе, согласно которой продавец принимает на себя все расходы и риски до момента доставки товара в согласованный пункт назначения. Продавец должен нести все риски потери товара до этого пункта. Таким образом, D-термины означают договоры прибытия. В эту группу включены условия поставки DAF, DES, DEQ, DDU и DDP. При всех условиях этой группы, за исключением DDP, продавец не обязан проводить таможенную очистку доставляемого товара в стране импорта.

Характеристика условий поставки товара

EXW – EX WORKS (…named place) – переводится «с завода» (… название места поставки). В соответствии с данным базисным условием поставки, продавец выполняет свое обязательство по поставке в момент предоставления товара в распоряжение покупателя на своем предприятии (складе). При этом продавец не отвечает за погрузку товара на транспортное средство, предоставленное покупателем, а также за очистку товара для экспорта. Однако продавец обязан по просьбе покупателя оказать последнему за его счет и на его риск полное содействие в получении любых документов, выдаваемых или используемых в стране поставки и (или) в стране происхождения товара, которые могут потребоваться покупателю для экспорта и (или) импорта товара. Эти обязательства продавца должны быть оговорены либо непосредственно в основном контракте, либо в дополнительном соглашении к нему. Иначе такая услуга будет считаться бесплатно предоставленной, т. к. согласно условиям EXW, названные обязательства на продавца не возложены.

Согласно данному условию, продавец не отвечает за заключение договора перевозки и страхования. Продавец несет все риски потери или повреждения товаров до момента их поставки. Хотя продавец не отвечает за погрузку товара, он при необходимости, обязан упаковать его и маркировать.

Поставка считается выполненной, если продавец в оговоренную дату или в пределах оговоренного срока предоставил в распоряжение покупателя в месте поставки, которое указано в договоре, не отгруженный в какое-либо транспортное средство товар. Если в договоре пункт поставки не указан, то продавец имеет право выбрать удобное для него место поставки. Продавец несет все расходы до осуществления поставки, а после ее осуществления расходы возлагаются на покупателя. Продавец также обязан предоставить покупателю вместе с товаром счет-фактуру или эквивалентное ему электронное сообщение.

FCA – FREE CARRIER (…named place), что переводится как «Франко-перевозчик» (… название места поставки). Это условие обозначает, что продавец выполняет свое обязательство по поставке товара после передачи им очищенного для вывоза товара под ответственность перевозчика, указанного покупателем, в назначенном месте. Особое внимание необходимо обратить на следующий момент: при данном базисном условии выбор места поставки влияет на обязательства по погрузке и разгрузке товара. Так, например, если в контракте предусмотрено осуществление поставки на складе продавца, то и обязательства по погрузке и расходы, связанные с этим возлагаются также на продавца. В данном случае поставка считается выполненной, если товар загружен в транспортное средство перевозчика, указанное покупателем.

Обязательств по погрузке у продавца не возникает в случае, если поставка осуществляется в любом другом месте. Поставка считается выполненной, если не разгруженный с транспортного средства продавца товар предоставляется в распоряжение перевозчика или любого другого лица, действующего от его имени. Продавец обязан предоставить покупателю вместе с товаром счет-фактуру или эквивалентное ему электронное сообщение, обеспечить обычными транспортными документами (оборотным коносаментом, авиагрузовой накладной, накладной железнодорожного иди автотранспортного сообщения, в зависимости от вида перевозки).

На продавца возлагаются обязательства по таможенному оформлению экспорта товаров, проверке товара (его качества, размера и количества), а также по упаковке и маркировке товара, необходимых для перевозки. Также продавец несет все риски потери или повреждения товара до момента поставки. Обязательств по перевозке и страхованию продавец не несет.

Условие FAS является сокращенным от FREE ALONGSIDE SHIP (… named port of shipment), что переводится как «свободно вдоль борта судна» (… название порта отгрузки) и применяется только в случае перевозки товара морским или внутренним водным транспортом. При этом условии продавец считается выполнившим свое обязательство по поставке, когда товар размещен у борта указанного судна на пристани в порту отгрузки в названном покупателем месте погрузки и оговоренный срок. На продавца возлагаются обязательства по таможенной очистке товара для экспорта. Продавец несет расходы, связанные с проверкой товара (вес, количество, качество), с упаковкой, маркировкой, необходимыми для перевозки товара. Продавец обязан предоставить покупателю товар, счет-фактуру или эквивалентное ему электронное сообщение, а также обычные транспортные документы (необоротную морскую накладную, оборотный коносамент и т. п.). Договоры перевозки от названного порта отгрузки обязан заключать покупатель.

FREE ON BOARD (… named port of shipment), сокращенно FOB, что в переводе «свободно на борту» (… название порта отгрузки). Согласно данному базисному условию поставки, продавец считается выполнившим свое обязательство с момента пересечения товаром поручней судна в указанном порту отгрузки, и с этого же момента покупатель должен нести все расходы и риски потери или повреждения товара. Продавец обязан предоставить покупателю товар, счет-фактуру или эквивалентное ему электронное сообщение, обеспечить обычными транспортными документами (например, оборотным коносаментом).

На продавца возлагаются обязательства по таможенной очистке товара для экспорта. Он несет расходы, связанные с проверкой товара (качества, количества, веса), с упаковкой, маркировкой, необходимыми для перевозки товара.

Продавец не обязан заключать договор перевозки – это обязательство возложено на покупателя. Также покупатель берет на себя расходы, связанные с любым предпогрузочным осмотром товара. Как и при условии FAS, данным условием не предусмотрено обязательное страхование груза.

Применяется базисное условие FOB лишь при перевозке товара морским или внутренним водным транспортом.

СFR – COST AND FREIGHT (… named port of destination) – «стоимость и фрахт» (… название порта назначения), применяемое при перевозке товара морским или внутренним водным транспортом. В соответствии с этим базисным условием поставки, продавец считается выполнившим ее только после того, как товар пересечет поручни судна в порту отгрузки. Риск потери или повреждения товара, а также любые дополнительные расходы, понесенные вследствие событий, имевших место после доставки на борт судна, переходят от продавца к покупателю в момент осуществления поставки. При этом продавец должен заключить договор перевозки товара до названного порта назначения по обычному судоходному маршруту за свой счет. Также именно продавец несет расходы по выгрузке товара в порту назначения, что указывается в договоре перевозки. Продавец обязан нести расходы, связанные с проверкой качества, количества и веса товара, с его упаковкой и маркировкой, необходимыми для перевозки товара. По условию СFR от экспортера требуется таможенная очистка товара для его вывоза. Продавец обязан предоставить покупателю товар, счет-фактуру или эквивалентное ему электронное сообщение. Документом, подтверждающим поставку, может быть оборотный коносамент, который должен действовать относительно проданного товара, быть датированным в пределах срока, согласованного для отгрузки товара, и предоставлять покупателю возможность получить товар от перевозчика в порту назначения. Обязательное страхование угроз потери или повреждения товара данным условием не предусмотрено.

CIF – COST, INSURANCE AND FREIGHT (… named port of destination), что переводится как «стоимость, страхование и фрахт» (… название порта назначения). Это базисное условие, как и предыдущих три, можно применять только при перевозке товара морским или внутренним водным транспортом. Согласно данному базисному условию поставки, продавец обязан выполнить поставку, которая будет считаться осуществленной после того, как товар пересек поручни судна в порту отгрузки. Продавец обязан оплатить расходы и фрахт, необходимые для доставки товара в порт назначения. Он же согласно договору перевозки обязан нести расходы по выгрузке товара в порту назначения. На продавца, в соответствии с базисными условиями CIF, возлагаются обязательства по таможенной очистке товара для экспорта. Он обязан предоставить товар и документ, подтверждающий поставку. Таким документом может быть оборотный коносамент. Продавец несет расходы, связанные с проверкой товара (по весу, количеству, качеству), упаковкой, маркировкой, необходимыми для перевозки товара.

CPT – CARRIAGE PAID TO (… named place of destination) – «фрахт/перевозка оплачены до» (… название места назначения). Данное условие можно применять для всех видов перевозок, включая смешанные. По этому базисному условию поставки продавец обязан доставить товар названному им перевозчику. Также он должен оплатить расходы по перевозке товара до указанного места назначения. Риск потери или повреждения товара, а также любое увеличение издержек, возникающих после передачи продавцом товара перевозчику, переходят от продавца к покупателю.

Термин «перевозчик» означает любое лицо, которое на основании договора перевозки обязуется осуществить лично или организовать перевозку товара железнодорожным, автомобильным, воздушным, морским, внутренним водным транспортом или смешанным транспортом.

Договор перевозки товара до согласованного пункта в указанном месте назначения продавец должен заключить за свой счет на обычных условиях. Если это предусмотрено договором перевозки, то он же несет расходы по выгрузке товара в месте назначения. Обязательства по проведению таможенной очистки товара, необходимой для вывоза, возлагаются, по условию CPT, на экспортера.

При данном условии продавец не имеет обязательств по страхованию товара. Он обязан предоставить товар и документ, подтверждающий поставку. Таким документом может быть оборотный коносамент. Продавец несет расходы, связанные с проверкой товара (по весу, количеству, качеству), упаковкой, маркировкой, необходимыми для перевозки товара.

CIP – CARRIAGE AND INSURANCE PAID TO (… named place of destination) – «фрахт/перевозка и страхование оплачены до» (… название места назначения). Это условие может быть применено для всех видов перевозок, включая смешанные. Дабы не повторяться, отметим, что в соответствии с этим базисным условием поставки продавец несет такие же обязательства, что и по ранее охарактеризованному условию СРТ. Только дополнительно он должен обеспечить страхование груза от риска потери или повреждения во время перевозки. От продавца требуется обеспечение страхования с минимальным покрытием.

DAF – DELIVERED AT FRONTIER (…named place), что переводится как «поставка до границы» (… название места поставки). В данном условии поставки следует обратить внимание на термин «граница». Под этим термином понимают любую границу, включая границу страны экспортера. Поэтому чрезвычайно важно точно ее определить, указав в контракте конкретный пункт или место.

При названном базисном условии обязанности продавца считаются выполненными, когда товар, неразгруженный с транспортного средства продавца, прошедший таможенную очистку для экспорта, предоставлен в распоряжение покупателя в названном пункте или месте на границе (до поступления товара на таможенную границу сопредельной страны).

Продавец обязан нести расходы, связанные с проверкой товара (его качества, количества, веса), упаковкой, маркировкой, необходимыми для перевозки товара. Он должен предоставить товар и документы, подтверждающие поставку. При наличии обоюдной договоренности о дальнейшей транспортировке товара продавцом (с названного места на границе до места в стране импорта, которое указал покупатель), он обязан предоставить покупателю транзитный документ.

Базисное условие поставки DAF предназначено, прежде всего, для применения при перевозке товара по железной дороге или автомобильным транспортом. Однако если товар поставляется до сухопутной границы, его можно применять для любого другого способа перевозки.

DES – полное название DELIVERED EX SHIP (… named port of destination) – «поставка с судна» (… название порта назначения). Продавец считается выполнившим свое обязательство по поставке товара с момента предоставления товара, который не прошел таможенную очистку для импорта, в распоряжение покупателя на борту судна в указанном порту назначения. Продавец несет все расходы и риски по доставке товара в указанный порт назначения до момента разгрузки, а также расходы, связанные с проверкой товара (его качества, количества, веса), упаковкой, маркировкой, необходимыми для его перевозки. Продавец должен предоставить покупателю товар и документы, подтверждающие поставку. Договор перевозки товара до указанного порта назначения также заключает продавец.

Условие DES используется при перевозке товара морским или внутренним водным транспортом либо в смешанных перевозках, когда товар прибывает в порт назначения на судне.

Условие DEQ – DELIVERED EX QUAY (… named port of destination) – «поставка с пристани» (… название порта назначения). В этом базисном условии поставки указано, что продавец считается выполнившим свое обязательство по поставке товара с момента предоставления товара, не прошедшего очистку для импорта. Таможенную очистку осуществляет покупатель, а продавец несет все расходы и риски, связанные с транспортировкой и выгрузкой товара на пристань. Данное базисное условие применимо только для перевозок морским, внутренним водным транспортом или в смешанных перевозках, когда товар выгружается с судна на пристань в порту назначения.

DELIVERED DUTY UNPAID (… named place of destination), сокращенно DDU – «поставка без уплаты пошлины» (… название места назначения). Это базисное условие поставки можно применять независимо от способа перевозки товара.

При таком условии поставки продавец считается выполнившим свое обязательство по поставке, когда он предоставил покупателю товар, не прошедший таможенную очистку, для ввоза и неразгруженный с прибывшего транспортного средства, в указанном месте в стране ввоза. Продавец несет расходы и риски, в связи с доставкой товара до названного места (сюда не входят пошлины, налоги и др. официальные сборы, обусловленные импортом), расходы, связанные с проверкой товара (его качества, количества, веса), упаковкой и маркировкой, необходимыми для его перевозки. Продавец обязан предоставить покупателю товар и документы, подтверждающие поставку.

Покупатель несет расходы, связанные с таможенной очисткой товаров для импорта, а также любые дополнительные расходы и риски в случае несвоевременной очистки им товара для ввоза.

DDP полностью это – DELIVERED DUTY PAID (… named place of destination) – «поставка с уплатой пошлины» (… название места назначения).

Данное условие предполагает максимальные обязанности продавца. В нем указывается, что продавец считается выполнившим свое обязательство по поставке, когда он предоставил покупателю товар, прошедший таможенную очистку для импорта и неразгруженный с прибывшего транспортного средства, в указанном месте в стране ввоза. Продавец должен нести риски и расходы, включая оплату пошлин, налогов и других официальных сборов, связанных с доставкой товаров в страну импорта, очищенных для импорта. Это условие не следует применять, если продавец прямо или косвенно не в состоянии получить лицензию на импорт, зато можно применять независимо от способа перевозки.

Таким образом, перед тем как подписать контракт, необходимо проанализировать предстоящую внешнеэкономическую сделку и выбрать оптимальные в каждом конкретном случае условия поставки. При этом учитываются такие нюансы, как погрузка, разгрузка, таможенная очистка, транспортировка, страхование товара и многое другое.

Как уже отмечалось вначале, в следующем номере журнала выйдет продолжение данной статьи, в которой вы прочтете о предостережениях от неправильного применения базисных условий поставки, изложенных в ИНКОТЕРМС, что позволит избежать налоговых «ловушек» при ВЭД.

Для справки:

Если исходить из теории международной экономики, то ИНКОТЕРМС – это правила толкования торговых терминов, изданные Международной торговой палатой на основании обобщения мировой коммерческой практики.

По своему содержанию ИНКОТЕРМС – это совокупность специализированных условий, определяющих обязанности контрагентов относительно поставок товара и устанавливающих момент перехода рисков от одной стороны к другой, а также конкретный срок поставки товара или его отдельных партий. Они также регламентируют обязанности очистки товара (т. е. уплаты таможенных платежей, связанных с импортом/экспортом пошлины, таможенных сборов, акцизного сбора, НДС и т. п.) для экспорта или импорта, особенности упаковки товара, уведомление о ходе осуществления поставок контрагента.

Коносамент – это документ, выдаваемый судовладельцем грузоотправителю в удостоверение принятия груза к перевозке морским путем. Он представляет собой расписку судовладельца или его уполномоченного, удостоверяющую, что определенные товары в указанном количестве и состоянии погружены на судно для перевозки к условленному месту или что товары приняты под охрану судовладельца в целях перевозки. Он представляет собой напечатанный типографским спсобом документ, который содержит сведения о названии судна и его владельце, тоннаже судна, наименовании портов погрузки и выгрузки, сумме фрахта с указанием где производится оплата фрахта – в порту погрузки или в порту назначения, а также о числе выданных экземпляров и подписывается капитаном судна или проходным агентом.

Оборотный коносамент – документ, права по которому могут быть переданы другому лицу, т. е. оригинал коносамента.


Автор: