Инвестиции в информационные технологии.
Проблема выбора финансово-экономической системы.
Конференция «Роль аналитика в управлении предприятием»
Москва, 29 июня 2001 года.
1. Тенденции рынка финансово-экономического программного обеспечения.
Менеджер любой компании понимает, что эффективное управление компанией сегодня не возможно без использования информационных технологий. Наш десятилетний опыт исследования рынка финансово-экономического программного обеспечения позволяет нам определить происходящие тенденции в спросе и предложении на этом рынке. Если в начале 90-х годов 20 века был высокий спрос на бухгалтерское программное обеспечение и учет, так называемой быстрой торговли (торгово-складское программное обеспечение), то в настоящее время этот спрос в большей части удовлетворен. Сегодня стоит задача обеспечить необходимой информацией каждого менеджера предприятия для эффективного принятия управленческих решений. То есть, стоит задача – в едином информационной поле данных обеспечить различные структуры предприятия необходимой функциональной насыщенностью. Мы уже привыкли к терминам и функциям, которые не были востребованы в начале 90-х годов: маркетинг, логистика, управленческий учет, финансовый анализ, бюджетирование, оценка инвестиционных проектов и т.п. Казалось бы, предложения предоставляются в избытке на рынке автоматизированных финансово – экономических систем. Мы знаем сотни программ, которые решают в той или иной степени отдельные вышеперечисленные функции, и десятки крупных информационных систем, которые все эти функции решают в комплексе.
Когда речь заходит о возможности (необходимости) спроектировать автоматизированную модель управления предприятием, то появляются новые термины. В Росси идут дебаты, как это называть – корпоративные информационные системы (КИС) или корпоративные системы управления (КСУ). Западные аналитики ввели свои термины и соответствующие им стандарты: MRP, MRPII, ERP и т.п., которые продвигаются на российский рынок дистрибуторами западных автоматизированных систем. Надо отдать должное западным аналитикам, что под определенным термином (MRPII) подразумевается четко разработанный стандарт. Поскольку в Росси аналогичного стандарта нет, то российские разработчики ПО взяли эти термины на вооружение, и на наш взгляд, поспешно декларируют о соответствии тому или иному международному стандарту. Например, всем известная и уважаемая нами фирма Интеллект-сервис заявляет о соответствии своей разработки БЭСТ-ПРО стандарту MRPII. Убедительно доказать соответствие этой разработки всем 16 пунктам указанного стандарта не решится, скорее всего, ни один менеджер этой фирмы. И вообще, скольким пунктам этого стандарта необходимо удовлетворять, чтобы автоматизированную систему в целом можно было отнести к стандарту МRPII? На этот вопрос вряд ли кто сможет ответить, во всяком случае, в России.
Это я говорю к тому, что когда к нам приходит клиент и просит подобрать ERP (MRP, MRPII) – систему для автоматизации управления его предприятием, наши консультанты, прежде всего, выясняют, какие требования он предъявляет к этой системе.
Чаще всего, он не может четко сформулировать необходимые требования, а термин этот слышал на последнем семинаре по автоматизации. Во время дальнейшей беседы или обследования предприятия выясняется, что не всегда нужна именно ERP или MRP система.
2. Выбор финансово-экономической системы (ФЭС) – самостоятельный инвестиционный проект
Задачи, решаемые экспертом при подборе ФЭС, сродни задачам аналитика предприятия, разрабатывающего инвестиционный проект.
Методика работы с клиентом.
Методика работы с клиентом и подбора ФЭС для автоматизации управления на конкретном предприятии строго структурирована и опробована в течение последнего десятилетия на примере многих предприятий.
Она состоит в следующем.
Мы предлагаем несколько видов работ:
- аналитические обзоры
- аналитические справки и экспертные заключения
- тендер.
Эти виды работ разнятся степенью погружения в решение конкретной проблемы.
Клиент выбирает необходимый ему вид работы.
В зависимости от выбранного вида работ клиент заполняет экспресс – опросник или наши эксперты обследуют предприятие с целью определения степени готовности предприятия к автоматизации.
1 этап. Определяются ряд показателей:
- инициатор проекта и его значимость на предприятии;
- виды деятельности;
- группы интересов;
- группы влияния;
- стиль предприятия;
- морально-психологический климат;
- организационно-штатная структура;
По результатам ответов или обследования предприятия делается предварительная оценка готовности предприятия к автоматизации.
2 этап. Сбор конкретной информации.
- изучение существующих бизнес-процессов и степень их формализации;
- определение задач, подлежащих автоматизации;
- уровень знаний специалистов предприятия в области информационных технологий;
- определение «узких» мест;
- определение потенциально-возможного уровня автоматизации и т.п.
По результатам 2-ого этапа вносятся коррективы в оценку готовности предприятия к автоматизации.
Работы по подбору ФЭС могут быть прерваны на любом этапе работ, если они признаются обеими сторонами не целесообразными.
При условии готовности предприятия к автоматизации, разрабатываются ряд показателей и критических факторов, по которым ведется отбор.
3. Методика отбора состоит из трех этапов.
1 этап. Метод исключения.
Собирается информация обо всех ФЭС и фирмах – потенциальных поставщиков решения. По определенным ранее критическим (исключающим) факторам ведется фильтрация на соответствие ФЭС или фирмы хотя бы одному фактору. В результате прохождения чрез это «крупное сито» остаются, как правило, не более 10-20 фирм – поставщиков решения.
2 этап. Метод предпочтений.
Идет сравнительный анализ по ряду разработанных ранее показателей.
Суммарный набор положительных показателей выводит 2-3 (редко 4) фирмы с их решениями в окончательный отбор.
3 этап. Процесс принятия окончательного решения.
В случае тендерных торгов тендерный комитет, предлагает лидерам отбора выполнить ряд работ. По результатам выполненных работ дается окончательная оценка в принятии решения.
В случае выполнения других видов работ, наши эксперты выставляют рейтинги фирм-поставщиков решения, предлагают окончательный выбор сделать клиенту самостоятельно.
Рейтинг фирм выстраивается для конкретного проекта, под решение определенных задач.
4. Обзор возможных решений.
1 вариант. По классификатору международной терминологии.
- Условное деление на классы: крупные, средние и мелкие предприятия.
- В выбранном классе соответствие автоматизированной системы международному стандарту: MRP, MRPII, ERP, CRM и т.п.
2 вариант. По классификатору Х конкурса ФЭС «Бизнес-Софт 2001».
- Информационно-справочные системы.
- Автоматизация бухгалтерского учета.
- Автоматизация экономического анализа.
- Автоматизация планирования, управления, маркетинга.
- Автоматизация работы с кадрами.
- Документооборот.
- Комплексные системы автоматизации управления.
- Специализированные отраслевые решения.