Основные управленческие операции контроллинга – селекция и рефлексия – в общем управлении предприятием
На уровне «контроллинг в центрах ответственности» Контроллинг обладает большими возможностями в рамках операций селекции и меньшими в рамках рефлексии. В том же мсте Руководители Центров Ответственности имеют большие возмодности в рефлексии (из-за солидного знания дела и собственного опыта) и малыми озможностями в селекции (из=за малого собственного арсенала методического аппарата). Контроллерв обладают не только широким ассортиментом методических инструментов, но и возможностью связать их с генеральными целями предприятия и стоимостью бизнеса предприятия.
Концепции контроллинга: эволюция в упраленческую концепцию.
Признаки концепций | Ориентация на учет | Ориентация на информацию | Ориентация на координацию | |
Ориентация на планирование и контроль | Ориентация на общеу правление скую систему | |||
Основное содержание | Бухгалтерский учет с большей детализацией ( только финансовая информация ) | Совокупность бухучета и пространственного информационного менеджмента ( и нефинансовая информация ) | Координация планирования , контроля и необходимого информационного обеспечения | Координация всей управленческой системы для обеспечения целенаправленн ого руководства предприятием |
Характеристика ориентации | На оперативную прибыль и ограниченно на информацию | Координация подготовки информации с потребностями в ней | Достижение целей предприятия : глобальных , стратегических оперативные . | Целепостановка ( от стоимости бизнеса ) и достижение целей предприятия |
Базовое образование персонала служб Контроллинга | Бухучет . | Бухучет , статистика , финансы , частично менеджмент | Экономика предприятия , маркетинг , инженерные дисциплины , менеджмент , частично финансы ( больше из – за традиции ), появляется логистика | |
Соответствие критериям управленческой концепции | Совершенно не соответствует , т . к . работает с неизменным фактом | Минимальная рефлексия и малоэффективная селекция | Классическая управленческая концепция . |
Восьмиволновая формация Элиота как характеристика развития тенденции.
Восьмиволновая формация Элиота как характеристика развития тенденции. Динамика обеспечения молоком-сырьем молочного завода внутри года.
Восьмиволновая формация Элиота как характеристика развития тенденции. Динамика отгрузок продукции в адрес одного конкретного покупателя в течение двух лет.
Использование опционного ценообразования в коммерческих отношениях с конкретным покупателем продукции фабрики
Преобразование модели Break even point (точки критического объема производства) в опционную модель (график суммы покрытия и чистого оборота)
В сравнении: модель формирования прибыли предприятия (или центра ответственности предприятия) и прибыли по опционному контракту
Использование модели опционного формирования прибыли в решении задачи в «оперативном узком месте» при анализе инвестиций в новый бизнес
Примечание
Параллельность линий СПО означает равную степень суммы покрытия в обороте – решения на единицу узкого места равны. В первом случае (относительно финансового оборота) равная ставка суммы покрытия в цене (равная торговая наценка) при равных ценах на один и тот же ассортимент продукции. Во втором случае (относительно узкого места «сумма ежемесячной арендной платы») равны только свой новый вариант СПО и вариант СПО конкурента. При этом оборота (в данном случае постоянных издержек) по «узкому месту» требуется меньше. Результат виден через прибыль. То есть «расшивка» «узкого места» за счет увеличения оборота по «узкому месту» только вредит итоговому финансовому результату.
Необходимость корректного выражения оборота при использования опционной модели принятия решения в «оперативном узком месте»
Недостаток опционной модели принятия решения в «оперативном узком месте» – нет наглядной взаимосвязи со стоимостью бизнеса и генеральными целями предприятия
Некоторые типовые опционные стратегии, используемые в операциях с деривативами
Пример «интенсивного» решения задачи в «узком месте»
Основные причины трудностей внедрения полноценной системы контроллинга и малой эффективности управления предприятием
Причина общая для мировой практики контроллинга | Отечественная черта |
На предприятии не создана система и иерархия целей . Управленческие решения базируются на целях низкого порядка ( например : продать количество продукции , а не получить стоимость бизнеса ХХХХХ . или получить прибыль ХХХХ ) Отсутствие грамотных систем целей лишает контроллеров возможности использовать методический аппарат ( невозможна не только грамотная рефлексия , но и эффективная селекция — управление предприятием на низком уровне ) | Собственник не знает , что бизнес имеет стоимость как таковую , какие выгоды можно извлечь из значения стоимости бизнеса , каким образом можно управлять стоимостью бизнеса через постановку и достижение стратегических и оперативных целей ( монетарных и нефинансовых ). Менеджмент мотивирован собственником в противоречие целям собственника . Менеджеры действуют в интересах своей мотивации . |
На финансовых показателях методические компетенции контроллеров мало пригодны . Необходимо широкое использование количественных и качественных показателей и связь их с системой целей предприятия . | Как правило вся информация только для нужд бухучета . А это ответы на вопросы : что с капиталом было , что стало, куда делось то , что было . Невозможно выявить причины ( только следствия ), невозможно предложить конкретные рациональные действия по улучшению или управлению . |
Проблемы учетного характера : одно управленческое действие влияет на несколько целей ( разных центров ответственности ); несколько управленческих действий влияет на одну цель . Учетно – информационная система индивидуальна для каждого предприятия и предполагает оригинальное творчество в ее создании . | Менеджеры закрыты для контактов , т . к . видят в контроллере угрозу для своей карьеры . Причина – узкое образование менеджеров на курсах ; внушение , что их обучили «гениальному» ноу – хау ( а это «ноу – хау» не применимо на этом рабочем месте ). |