Исследование «Бизнес-лидер сегодня и завтра: манифест профессии».
Ассоциация менеджеров завершила Исследование «Бизнес-лидер сегодня и завтра: манифест профессии».
В ходе исследования были получены мнения 460 руководителей высшего звена крупных и средних российских компаний – участников «Рейтингов профессионализма российских менеджеров», которые на регулярной основе готовятся Ассоциацией менеджеров.
В опросе принимали участие руководители следующих эшелонов и функциональных направлений:
- Руководители компаний (генеральные директора и президенты)
- Финансовые директора
- Коммерческие директора
- Директора по персоналу.
Участникам исследования было предложено оценить относительную важность приведенных на схеме управленческих качеств менеджеров:
Внешняя коммуникация |
|
Стратегическое видение |
|
Корпоративная коммуникация |
|
Личная компетентность и качества |
|
Высокий уровень участия топ-менеджеров в исследовании подтвердил практическую значимость задачи по выявлению наиболее ценных лидерских характеристик и качеств руководителей российских компаний.
Исследование позволило составить «портрет» наиболее успешного бизнес-лидера сегодняшнего дня и сделать прогноз тенденций по изменению этих качеств на 3-летнюю перспективу с разбивкой результатов по функциональному признаку (сфере деятельности руководителей внутри компании), а также в географическом и отраслевом разрезах.
Самые важные качества.
- Согласно результатам исследования, в большинстве случаев наиболее ценными для руководителей лидерскими качествами сегодня являются:
- навыки формирования управленческой команды;
- стратегическое видение развития бизнеса;
- умение управлять стратегическими изменениями в развитии бизнеса.
Относительная важность данных качеств изменяется в зависимости от функциональных особенностей или отрасли, однако главенствующая роль этой группы качеств в целом является универсальной для всего российского бизнеса
Стратегия vs. Неопределенность.
- Захват рыночной доли и достижение действительно впечатляющих успехов будут связаны не со следованием уже наработанным рецептам «зарабатывания денег», а скорее с реализацией новаторских идей, когда роль сознательно принятого риска возрастает
- Руководители российских компаний не относят вопросы стратегического развития к тем, при решении которых имеет место высокая неопределенность ситуации. Для многих российских компаний, наоборот, тактические действия связаны с большей неопределенностью, чем вопросы стратегии
- Обращает на себя внимание опасность, связанная с недооценкой роли принятия решений в условиях неопределенности в будущем. Это явление характерно как для высших руководителей компании, так и для коммерческих и финансовых директоров.
Управленческие команды.
- Умение формировать управленческую команду в перспективе будет снижать свое значение. Это демонстрирует уверенность руководителей в том, что в среднесрочной перспективе процесс активного формирования управленческих команд в российском бизнесе уже будет в основном завершен, а основной центр внимания переместится на вопросы стратегического управления.
- Многие руководители опасаются передавать функции стратегического управления компаниями членам управленческой команды. Видимо, многие генеральные директора рассматривают управленческую команду всего лишь как «наиболее приближенных исполнителей», а отнюдь не единомышленников.
Внешняя коммуникация.
- Мнение о российском бизнесе как об активно использующем ресурс внешних связей, (в большей степени, чем, например, европейцы или американцы), сильно преувеличено.
- Большинство деловых лидеров недооценивают важность переговоров и умения убеждать контрагентов в правоте свой позиции.
- Ожидается повышение значимости способностей налаживать и поддерживать конструктивные отношения с внешними сторонами. Этот сдвиг безусловно является позитивным, поскольку он говорит о большей ориентации компаний на конечного потребителя в будущем
Личностные аспекты
- Во внутрифирменной среде для высших руководителей компаний гораздо важнее «деловое», а не «личностное» измерение
- Руководители не просто стремятся быть довольно жесткими со своими сотрудниками, они стремятся выдвигать равные по жесткости требования и себе
Универсализм в управлении.
- Важность детального знания бизнес-процессов и производственной специфики своего предприятия (отрасли) существенно снизилась в пользу более «стратегичных» качеств. Это значит, что российская экономика перестала быть экономикой так называемых «красных директоров», со всеми вытекающими последствиями.
Коммерческие директора.
- Коммерческие директора уделяют недостаточно внимания отношениям своих компаний со внешней средой
HR-директора.
- Директора по персоналу склонны рассматривать сотрудников скорее как «краткосрочный производственный ресурс», а не как «долгосрочный актив» компании
- Настораживает тот факт, что и в будущем директора по персоналу будут скорее видеть в работниках компании лишь ресурс для достижения целей в бизнесе, а не наиболее ценный актив.
- HR-директора в первую очередь заинтересованы в эффективной работе своих сотрудников и готовы ради получения высоких деловых результатов «пожертвовать» внутренним климатом в трудовом коллективе.
Региональная специфика.
- В Москве по сравнению с остальными российскими регионами существенно выше роль умения делегировать полномочия и контролировать получение необходимых результатов
- В целом, московские руководители обращают больше внимания на внутренние резервы компании (работу с сотрудниками) для повышения эффективности работы, и при меньшей частоте контактов с внешней средой из-за уже сложившихся деловых связей и низкого уровня неопределенности они предпочитают получать максимум возможного в отношениях с существующими партнерами, а не искать новых контрагентов.
- В то же время региональные компании действуют в условиях большей неопределенности внешней среды, когда внутренним потребностям компании уделяется относительно меньше внимания. Интенсивность взаимодействия с внешними сторонами гораздо выше, однако частота и масштабы связей с ними пока не перешли в новое качество (роль переговоров остается относительно невысокой).
Отраслевая специфика.
- Отраслевой анализ будущих тенденций доказывает, что в будущем необходимые качества менеджеров будут еще сильнее зависеть от специфики отрасли, чем сегодня.
- Отрасли, где более других ценится стратегическое видение развития бизнеса, находятся на стадии наиболее активного «структурно-организационного переоформления», или, иначе говоря, в этих отраслях более активно изменяется структура собственности и распределение рыночных долей, поэтому стратегические видение перспективы в этих отраслях очень важно.