Затраты на рекламу в некоторых случаях нормируются, а в некоторых нет. Все зависит от способа рекламы. Поэтому прежде, чем выбрать тот или иной подход к рекламе, руководство компании, вместе с главным бухгалтером, должно определить, какой из них будет наиболее оптимален для предприятия с точки зрения налогов.
Приведем небольшой пример. Торговая компания заказала рекламный видео-ролик. Она должна была решить, где его показывать: в витрине магазина или торговом зале. Выяснилось, что учесть затраты на создание ролика полностью можно только при трансляции видео в витрине. Поэтому в торговом зале рекламный ролик показывать не стали.
Как видим, очень важно точно знать, какие рекламные расходы нормируются, а какие нет. Ведь если фирма изначально учтет нормируемые затраты в фактическом объеме, то налоговая инспекция может привлечь ее к ответственности за неуплату налога на прибыль (ст. 122 НК РФ).
Особенности налогового учета
Расходы на рекламу входят в состав затрат, связанных с производством и реализацией, в качестве прочих (пп. 28 п.1 ст. 264 НК РФ). Перед тем, как установить дату признания расходов, бухгалтер должен определить, являются ли они «длящимися». По общему правилузаказчик рекламы может учесть затраты в момент предъявления ему документов, подтверждающих факт оказания рекламной услуги (пп. 3 п. 7 ст. 272 НК РФ). Проще говоря, по дате актов выполненных работ, отчетов и иных документов, подтверждающих факт оказания услуг. Однако при этом следует учитывать условия размещения рекламы, указанные в договоре.
Пример 1
ООО «Терция» разместило рекламные плакаты в вагонах метро на 3 месяца. Сумма расходов составила 30 тысяч руб. (без НДС). «Терция» перечислила стопроцентный аванс исполнителям 15 февраля 2006 года, плакаты были размещены 1 марта. Предположим, что норматив позволяет признать расходы на рекламу полностью.
В налоговом учете рассматриваемые расходы надо списывать равномерно в течение срока размещения рекламы (п. 1 ст. 272 НК РФ). Стороны договора установили срок в три месяца. Таким образом, ООО «Терция», начиная с марта, ежемесячно уменьшает налоговую базу на 10 тысяч руб. в течение трех месяцев.
– рекламные мероприятия через средства массовой информации (СМИ) и телекоммуникационные сети;
– световая и иная наружная реклама (плакаты, стенды, световые табло);
– участие в выставках, ярмарках, экспозициях;
– оформление витрин, выставок-продаж, комнат образцов и демонстрационных залов; уценка товаров, полностью или частично потерявших свои первоначальные качества при экспонировании;
– изготовление рекламных брошюр и каталогов, содержащих информацию о реализуемых товарах, выполняемых работах, оказываемых услугах, товарных знаках и знаках обслуживания, и (или) о самой организации.
То есть компания учтет эти расходы в сумме фактических затрат. А все остальные затраты (например, на призы, вручаемые победителям конкурсов розыгрышей, проводимых в рамках массовых рекламных кампаний) нужно признать в налоговом учете в размере 1 процента от выручки.
Обратимся к конкретным рекламным мероприятиям, реализуемым компаниями на практике. Информация о нормировании (или ненормировании) расходов на них представлена в таблице 1.
Таблица 1. Нормирование расходов на рекламные мероприятия
Рекламное мероприятие |
Нормирование |
Показ рекламного ролика в зале розничного магазина на специально установленном мониторе |
Да |
Рекламные аудиообъявления в розничном магазине |
Да |
Аудиореклама в метро, наземном транспорте |
Да |
Размещение рекламных плакатов в вагонах метро, переходах метро |
Да |
Реклама в сети Интернет |
Нет |
Распространение рекламных каталогов |
Нет |
Размещение рекламы на бортах наземного транспорта |
Да |
Рекламные растяжки в городе |
Нет |
Почтовая рассылка рекламной информации (письма УФНС по г. Москве от 16 марта 2005 г. № 20-08/16391, от 9 марта 2005 г. № 20-12/14600) |
Да |
Раздача рекламных листовок у метро, магазинов |
Да |
Раздача пробников, образцов продукции у станций метро |
Да |
Дегустация продукции, товаров независимо от места ее проведения |
Да |
Раскладка информации почты по почтовым ящикам физических лиц |
Да |
Безадресная почтовая доставка (раскладка по почтовым ящикам физических лиц) сотрудниками почты на основании договоров возмездного оказания услуг, заключенных с ФГУП «Почта России» |
Да |
Расходы на приобретение (изготовление) призов, вручаемых победителям конкурсов, проводимых в рамках рекламных кампаний |
Да |
Однако вопрос о нормировании необходимо решать исходя из конкретных обстоятельств.
Например, компания приняла участие в выставке. Она провела для посетителей дегустацию своей продукции. Расходы на участие в выставке являются ненормируемыми. Но по мнению автора, а к таким затратам относятся траты, непосредственно на участие в выставке (например, аренда площади, стенда, взнос за участие). А расходы на мероприятия, проводимые в рамках выставки, нельзя квалифицировать как «затраты на участие», поэтому они нормируются.
Может быть еще такая ситуация. Компания заключила договор со службой курьерской доставки. Курьер должен был раскладывать рекламные каталоги в почтовые ящики граждан. Расходы на раскладку по почтовым ящикам нормируются, а расходы на изготовление каталога принимаются в сумме фактических затрат.
Для того, чтобы компания верно рассчитала норматив для признания рекламных расходов в налоговом учете, необходимо правильно определить базис такого расчета – сумму доходов от реализации.
К доходам от реализации в налоговом учете относится выручка от реализации продукции, приобретенных товаров, прочего имущества, работ, услуг, имущественных прав. При этом не имеет значения, в денежной или натуральной форме получена выручка. В ее состав не входят НДС и акцизы. Естественно, вместе с изменением суммы доходов от реализации меняется и размер норматива.
Расчет НДС
Фирма может возместить НДС по ненормируемым расходам в общеустановленном порядке. А вот для нормируемых расходов установлено особое правило: НДС принимается к вычету в размере, соответствующим сумме расходов, признаваемым в налоговом учете (п. 7 ст. 171 НК РФ).
Пример 2
Норматив рекламных расходов в 1 квартале 2006 года у ЗАО «Бизнес» составил 4860 руб., а по итогам полугодия – 10360 руб. ЗАО «Бизнес» в 1 квартале 2006 года в рамках рекламной акции провело розыгрыш автомобиля, стоимость которого составила 212400 руб., в том числе НДС – 32400 руб. Приз вручен победителю. Поскольку в целях уменьшения налоговой базы по налогу на прибыль вся сумма фактических расходов принята быть не может, то и НДС принять к вычету в полной сумме нельзя.
Предположим, что ЗАО «Бизнес» представляет налоговые декларации по НДС поквартально. (см. таблицу 2). Таким образом, НДС в сумме 30535,20 руб. (32400 – 874,80-990) к вычету по итогам двух кварталов не может быть принят.
Таблица 2. Расчет вычета НДС по рекламным расходам ЗАО «Бизнес»
Период |
Расходы на рекламу, признанные в налоговом учете (руб.) |
Сумма вычета НДС по рекламным расходам (руб.) |
1 квартал |
4860 |
874,80 |
2 квартал |
5500 |
990 |
Законодатели расширили состав необлагаемых операций (закон от 22 июля 2005 г. № 119-ФЗ). Так, с 1 января 2006 года была освобождена от налогообложения передача в рекламных целях товаров (работ, услуг), которые стоят не дороже 100 рублей.
Контролирующие органы и раньше пытались передачу товаров в рекламных целях облагать НДС как безвозмездную (письма Минфина РФ от 25 ноября 2004 г. № 03-04-11/209, от 16 августа 2005 г. № 03-04-11/205, УМНС по г. Москве от 15 июля 2004 г. № 24-14/47585). Теперь эта позиция законодательно закреплена. Включив в состав льготируемых операцию по передаче недорогой продукции, законодатель тем самым косвенно указал на то, что передача иных рекламных товаров НДС облагается.
Пример 3
Вернемся к примеру 2. Для упрощения пренебрегаем нормами статьи 163 Налогового кодекса РФ и допускаем, что налоговым периодом является квартал. Поскольку ЗАО «Бизнес» в 1 квартале передало призовой автомобиль победителю, то в данном периоде необходимо начислить НДС в сумме 32400 ((212400 – 32400) х 18%).
По общему правилу входной НДС по товарам (работам, услугам), использованным для облагаемых НДС операций, принимается к вычету. Но принять налог к вычету в полной сумме нельзя, поскольку в отношении входного НДС по нормируемым расходам установлена специальная норма (п. 7 ст. 171 НК РФ). ЗАО «Бизнес» в 1 квартале возместит НДС в сумме 874,80 (см. пример 2).
Такая ситуация влечет негативные налоговые последствия. Но если в итоге норматив позволяет принять к вычету полную сумму НДС или при передаче, например, рекламных каталогов, расходы на изготовление которых не нормируются, выгода налогоплательщика очевидна.
Пример 4
Компания распространила рекламные каталоги, стоимость единицы которых превышает 100 руб. За их изготовление фирма заплатила 11800 руб., в том числе НДС – 1800 руб. Компания начисляет НДС со стоимости переданных каталогов – 1800 руб. ((11800 – 1800) х 18%). Поскольку изготовленные каталоги использованы для облагаемых налогом операций, НДС по услугам изготовления каталогов в размере 1800 руб. может быть принят к вычету при наличии счета-фактуры. Таким образом, по данной операции сумма НДС, подлежащего уплате в бюджет, равна нулю. Но при этом компания, рассчитывая налог на прибыль, учтет сумму начисленного НДС– 1800 руб. (пп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ). Итак, НДС в бюджет фактически платить не нужно, а база по налогу на прибыль уменьшается на сумму начисленного НДС.
Однако и с дешевыми рекламными товарами не все так просто.
Во-первых, тем налогоплательщикам, которые решат воспользоваться льготой, придется подтвердить, что расходы на создание единицы такого товара не превышают 100 руб. Для этого придется скалькулировать все затраты, связанные с созданием рекламной продукции, а это порой нелегко.
Во-вторых, компания должна будет наладить раздельный учет входного НДС по необлагаемым операциям (п. 4 ст. 170 НК РФ). Делать это нужно для того, чтобы НДС в части необлагаемых операций был отнесен в стоимость товаров (работ, услуг), а по облагаемым – принят к вычету.
Таким образом, налогоплательщику необходимо просчитать, рационально ли применять вновь введенную льготу. К тому же нужно учесть, что, облагая передачу рекламных товаров, налогоплательщик вовсе не остается в накладе (см. пример 4).
Поскольку рассматриваемая льгота установлена пунктом 3 статьи 149 Налогового кодекса РФ, налогоплательщик вправе отказаться от ее применения. Такая возможность предусмотрена в пункте 5 статьи 149 Налогового кодекса РФ. Для этого компания должна представить в налоговую инспекцию заявление в произвольной форме. Документ подается не позднее 1 числа налогового периода, с которого фирма намерена отказаться от льготы.
Взаимная выгода в рекламе
Валентина Волчкова, независимый консультант по вопросам налогообложения
«Если производственная компания оказывает услуги рекламной фирме, то она может оформить плату за рекламу в виде скидки на собственные услуги. Такой дисконт по сути является фактической оплатой. Следовательно, на сумму скидки можно снизить налогооблагаемую прибыль компании, включив ее в прочие расходы, связанные с производством и реализацией. Конечно, если затраты будут документально подтверждены».