Как определить устойчивость банка в период кризиса

Банковский бизнес в России...

Автор:
Источник: Ценные бумаги
Опубликовано: 7 Февраля 2009

Финансовый кризис будет продолжиться ещё некоторое время. В этот период предприятиям, являющимся клиентами разных банков следует внимательно проследить как работает банк, обслуживающий это предприятие.

Банк по разным причинам может неожиданно прекратить проводить или серьёзно задерживать платежи между контрагентами, может запретить снимать деньги с депозитов предприятия. В такие моменты у клиентов появляется беспокойство о сроках возможных задержек при переводах средств, выдачи наличных, списании средств, расчётов с налоговыми органами и другими расчётами. У руководства предприятия в связи с этим возникает вопрос – не находится ли банк на грани банкротства и не пора ли выводить из банка свои средства?

По каким признакам клиенту банка можно предугадать надёжность банка, где он обслуживается. Какую информацию клиент вправе требовать у своего банка, чтобы убедиться в его надёжности; как поступать в случае задержки платежа на один- три дня или на более длительный срок?

Первый признак – это отношение банка к государству. Есть ли господдержка банка со стороны государства?

В период кризиса Российское правительство через Минфин РФ и Центробанк РФ оперативно реагировало на финансовый кризис и оказывало финансовую помощь некоторым банкам.

Эксперты утверждают: если банк, где вы обслуживаетесь, оказался в числе тех, по отношению к которым государство предпринимает меры в рамках планов по санации банковской системы, если проводится сделка по слиянию или присоединению, то клиент может не сомневаться в том, что с этим банком, скорее всего, всё будет в порядке, и забирать из него деньги не стоит. Конечно, временные трудности могут быть, но практика показала, что по тем банкам, которые были куплены другими банками в последнее время, все неплатежи и задержки были ликвидированы в течение недели. То есть, если у вас деньги находятся в государственных банках или огосударствленных, то для вас не предвидится никаких проблем.

По другим же банкам руководству предприятия в период кризиса желательно иметь как можно больше информации о финансовом состоянии банка. Конечно, если предприятие давно обслуживается в конкретном банке, то оно должно иметь постоянную информацию о состоянии банка и быть готовым к возможным изменениям ситуаций в нём. Но на практике большинство предприятий начинают прогнозировать ситуацию с банком и принимать «взвешенное» решение только тогда, когда вдруг начинаются задержки с платежами и списанием денежных средств со счетов и т.п. В идеальном варианте на предприятии должна существовать служба риск-менеджмента в компетенцию которой входила бы, в том числе, оценка рисков взаимодействия с банками. Но, к сожалению, оценка кредитоспособности банка – это работа, требующая большого объёма информации, специальных знаний для её анализа и времени на то, чтобы делать это постоянно, а риск-менеджеры присутствуют лишь на крупных предприятиях.

Другим важным моментом, который следует принимать во внимание руководству предприятия при оценке риска сотрудничества с банком – это отказ банка от кредитования предприятия.

В данном случае возможно на решение банка повлияли общеэкономические условия в стране, проблемы с ипотечными кредитами, невозможностью выплаты по облигационным и вексельным займам и т д.. Эксперты считают, что сокращение сумм и сроков кредитов, повышение процентных ставок, пересмотр оценок риска, связанного с кредитованием, – всё это является нормальной реакцией любого банка на кризисные явления в финансовом секторе. И именно такая реакция помогает кредитной организации проводить в срок платежи и, в конечном счёте, выживать.

Следует также изучить информацию о том, насколько сильно диверсифицирована структура клиентов банка. Такую информацию, можно почерпнуть на сайте самого банка.

Предприятию необходимо в условиях кризиса провести анализ и сделать прогноз того, какие опасности могут возникнуть для предприятия при задержке платежей банком.

Если отменившиеся кредиты ставят крест на планах по развитию предприятий, то длительная задержка банком платежей между контрагентами может стать угрозой для репутации и дальнейшего существования компании.

Тревожным сигналом должны стать задержки даже в один-два дня, особенно если ранее средства списывались и перечислялись на счёт день в день. Должны насторожить задержки с зачислением выручки на счета. А неперечисление платежей контрагентам и даже на счета налоговых органов в федеральный бюджет уже является серьёзным основанием для приостановки обслуживания в данном банке.

В то же время некоторые эксперты предлагают не делать скорых выводов и не паниковать из-за задержки платежа на один-два дня. В период, когда временные трудности испытывают практически многие крупные относительно стабильные в финансовом отношении банки, то вопрос прогнозирования устойчивости банка в нынешнее непростое время, очень сложен. Хотя такая ситуация должна насторожить клиента банка.

Оформляя перевод или платёж в том или ином банке, эксперты советуют смотреть, насколько обширна сеть его банков-корреспондентов, кто они, какая у них репутация. Системы межбанковских расчётов в разных странах различны. Нужно понимать, что системы переводов в рублях и иностранной валюте кардинально отличаются друг от друга. В России для расчётов в рублях, как правило, используется единая система расчётов Банка России или же система корреспондентских отношений самого банка, и, как правило, перевод денежных средств осуществляется в течение одного-двух дней со дня регистрации платёжного поручения в обслуживающем банке.

Если ваш перевод списан с вашего счёта, а получателю не поступил – нет необходимости незамедлительно поднимать панику, следует запросить у банка объяснение причин, в крайнем случае – выписку его корреспондентского счёта с указанием списанной суммы. Если же перевод осуществляется в иной валюте, то проверьте, насколько плохо или хорошо чувствует себя иностранный банк, в адрес которого был направлен клиентский перевод средств, и через какие промежуточные корреспондентские банки он мог пройти.

Если же организация видит, что наряду с задержками в перечислении платежей банк увеличивает проценты по кредитам, существенно сокращает объёмы кредитования, закрывает офисы, сокращает персонал и предлагает досрочно погасить кредит, – пришла пора задуматься о том, чтобы расторгнуть договор банковского счёта, снять остаток и оформить взаимоотношения с другим банком.

Дополнительную информацию о деятельности кредитных организаций, в том числе и вашего банка можно поискать у официального источника – Центробанке РФ. На сайте www.cbr.ru существует раздел «кредитные организации», где можно почерпнуть много полезного: регистрационный номер, адрес, телефон, размер уставного капитала, число филиалов, представительств и дополнительных офисов; используемые системы расчётов, список кредитных организаций, у которых отозвана лицензия. Помимо этого здесь содержится информация, отражающая финансовые показатели. Это данные оборотной ведомости по счетам бухгалтерского учёта и отчёт по прибылям и убыткам.

Безусловно, информация, содержащаяся в бухгалтерских формах, будет понятна, скорее, специалистам. Однако формы содержат и такие сведения, которые понятны не специалистам. Речь идёт о показателях доходов и расходов, которые, в свою очередь, складываются из нескольких составляющих. Так, доходы могут быть от вложений в долговые обязательства, от векселей, от открытия и ведения банковских счетов, от операций с ценными бумагами. Расходы могут быть по полученным кредитам, по депозитам, по долговым обязательствам.

При анализе группировок различных показателей, содержащихся в бухгалтерских формах, можно узнать финансовые результаты банка за определённый период. Например, данные о том, убыточной ли оказалась деятельность банка или прибыльной и насколько, также можно определить по разделу 3 Отчета о прибылях и убытках (форма № 102), не производя никаких расчётов. Кроме того, на сайте Центробанка РФ размещена отчётность кредитных организаций за предыдущие годы, что даёт возможность проследить динамику роста или, наоборот, снижения активов. Помимо прочего, Центробанк РФ размещает ежеквартальные отчёты кредитных организаций по ценным бумагам, в которых содержится подробная информация о банке, например: динамика объёма предоставленных кредитов; размер просроченной задолженности, в том числе по платежам в бюджет; данные о динамике рентабельности и др.

Правда, указанная информация содержится в отношении не всех банков. На сайте Центробанка РФ указан общий список кредитных организаций, давших согласие на раскрытие информации финансового характера. Отсутствие банка в этом списке – потенциальная возможность усомниться в надёжности его финансовых показателей.

Полезно будет поинтересоваться и такими фактами: не применялись ли к банку со стороны ЦБ РФ такие меры воздействия, как ограничение операций или ввод внешнего управления. Эту информацию можно попытаться узнать и в самом банке, скрывать её для банка нет никакого смысла. Стоит упомянуть, что выводы о действиях внешнего управляющего могут быть неоднозначными. С одной стороны, внешнее управление далеко не всегда заканчивается хорошо, и в данном случае считать его спасением или оздоровлением не всегда разумно. Но с другой стороны, многие банки, куда вводили внешнее управление или ограничивали какие-то операции, в дальнейшем успешно восстанавливали свою деятельность.

Информацию о финансовом положении вашего банка можно получить из неофициального рейтинга банков, который публикуется в различных СМИ. Но эти рейтинги зачастую не отражает реального положения дел в сфере кредитной политики. Поэтому у вас могут возникнуть сомнения в их достоверности. Как оказывается на практике, рейтинговые агентства основываются на публикуемой отчётности или аналитических данных, но никак не на оперативной, ежедневно меняющейся информации. Сама по себе публикуемая отчётность банка также не является оперативной, к тому же известны случаи, когда при отзыве лицензии банка всплывает формулировка «за предоставление недостоверной отчётности». Получается, что даже Центробанк РФ не всегда владеет полноценной и достоверной информацией о положении дел в банках.

Существуют также другие неофициальные источники, из которых можно почерпнуть необходимую информацию. Помимо периодических массовых изданий есть сайты, ориентированные на банковское сообщество, например, на сайте http://www.banks-rate.ru.

Просмотр этого сайта даёт возможность лицам, не являющимся специалистами в банковском деле, самостоятельно проводить простейший анализ финансового состояния любого из российских банков. На основе банковских балансов каждого банка за последние три года, рассчитывается ряд интегрированных (сводных) показателей, которые, будучи представлены в динамике (помесячно), позволяют оценить успешность работы того или иного банка, основные направления и акценты в его деятельности, «запас прочности», а также перспективы его дальнейшего развития. Подобный анализ объективно выгоден и для самой банковской системы России. Это, с одной стороны, укрепляет доверие к надёжным и достойным её представителям, а с другой, предостерегает от разочарований и потерь при работе с банками, скажем так, рискованными или не совсем достойными. Кроме того, если кому нужна более полная информация для решения более «продвинутых» задач, то за определённую плату можно получить самые свежие и полные отчётные данные каждого российского банка (оборотные балансы по 101 форме, отчёты о прибылях и убытках – форма 102, и многие другие сведения и формы), а также уникальные методики в виде автоматизированных технологий анализа этих показателей, разработанные с участием лучших специалистов банковской сферы России.

Используя информацию этого сайта кто-то сможет выбрать надёжного партнера в лице конкретного банка, кто-то – совершить удачную сделку, кому-то это поможет выяснить где искать пропавшие деньги, а кому-то – спрогнозировать общие тенденции банковской системы в целом и выбрать наиболее оптимальное направление собственного развития. Для кого-то будут нужны различные рейтинги и сравнения отдельных банков.

Используя ежеквартальные отчёты банков, можно проанализировать структуру банковского портфеля определенного банка – определить, как соотносятся по срокам активы и пассивы банка, какую долю составляют размеры забалансовых обязательств, таких как опционы, форварды, фьючерсы, насколько велика графа «прочее» в активах.

Ещё один источник, на который можно попытаться положиться, – это инсайдерская информация самого банка. Но этот источник также не гарантирован: дать информацию должен либо руководитель самого высшего уровня, который вряд ли будет распространять такую информацию, особенно негативную, а менеджер среднего звена не владеет полными данными.

Бывают ситуации, когда внутренняя информация банка оказывается недостоверной или ошибочной. В качестве примера можно привести случаи, когда клиент, состоявший в тёплых дружеских отношениях с руководством одного из банков, регулярно консультировался с ним, и был уверен, что в банке всё в порядке. Но как показала практика, ошибаться относительно своего положения может и само руководство банка. В этой ситуации руководители банка до последнего верили, что смогут справиться с временными трудностями, но средства, на которые они рассчитывали, так и не пришли. Они просто переоценили свои возможности, и системный кризис не позволил им выполнить все свои обязательства. Приходится констатировать, что с подтверждением реального положения дел в банке всё очень и очень сложно. Можно порекомендовать одно — оценивать информацию комплексно и всесторонне.

Важно прояснить, насколько чётко и последовательно банк следует выбранной и анонсированной стратегии развития, не слишком ли часто она меняется. Как правило, стратегия развития разрабатывается на период от трёх до пяти лет

Если у банка имеется филиальная сеть в различных регионах, в том числе и в крупных промышленных центрах, то это также увеличивает шансы банка выстоять перед лицом неблагоприятных обстоятельств. Наличие сети структурных подразделений означает диверсификацию банковского бизнеса и, как следствие, обычно способствует повышению устойчивости банка.

Информационная открытость банка для клиентов позволяет клиентам иметь дополнительную информацию о финансовом состоянии и надёжности банка.

В кризисной ситуации очень важным становится понятие «лояльность клиента». Зависит оно очень часто от того, насколько банк открыт и честен перед своими клиентами и контрагентами и насколько клиенты верят банку. Отзывы клиентов можно легко найти на специализированных тематических банковских сайтах.

Организации очень важно оценить, в каком объёме, с какой степенью детализации банк готов предоставить ей информацию о текущей ситуации. Честность и открытость в предоставлении любых, даже негативных сведений говорит о том, что банк адекватно оценивает ситуацию и готов приложить все усилия к предотвращению потенциально возможных проблем. В любой ситуации банк должен своевременно информировать клиента о любых проблемах, в том числе и проблемах с проведением платежей. Это не приводит к панике, к оттоку средств с депозитов, и может более или менее нормализовать ситуацию с платежами.

При грамотно выстроенной коммуникации с клиентами банк всегда объясняет причину отказа в кредитовании или изменении его параметров, при этом не допуская нарушений с юридической точки зрения. Между тем недомолвки, с которыми очень часто сталкиваются клиенты банков в сложные моменты, вполне объяснимы. Сказать клиентам во многих случаях бывает просто нечего, а порядочность не позволяет руководству банка уверять клиентов, что всё хорошо, В период кризиса банкам было бы разумно наладить частичное информирование клиентов, например, объявить, что «хотя банк и не обязан делиться оперативной информацией, но с целью поддержания отношений с клиентами банк принимает решение о раскрытии информации о положении дел в банке». Банк такую информацию может в определённые дни предоставлять отдельным клиентам, желающим ознакомится с определёнными документами.

Открытие хотя бы частичного доступа к информации — это нормальная клиентская работа, которая может снизить панические настроения и сохранить наиболее важных клиентов. В то же время крупное предприятие помимо обычного знакомства с информацией может даже приехать в банк с нанятыми аудиторами, чтобы ознакомиться с оперативной отчётностью. Если банк заинтересован в этом клиенте и может обосновать свои проблемы или показать, что у него всё порядке, — это отличный цивилизованный метод поведения в сложный период.

Косвенной приметой неблагоприятного положения дел в банке является информация о проблемах в аффилированных с банком структурах: ПИФах и ОФБУ, лизинговых и страховых компаний.

В некоторых банках во время кризиса клиенты проверяли надёжность банка простым способом. Забирали свои вклады, переносили их в этом же банке в сейфовые ячейки. Ждали несколько дней и если ситуация в банке не ухудшалась открывали снова счёт.

В то же время иногда несвоевременное проведение платежей или отказ банка от ранее согласованного предоставления средств в рамках открытой кредитной линии может свидетельствовать не о трудностях банка, а о проблемах самого клиента.
Эксперты советуют: руководству предприятия прежде всего определить, не является ли оно само виновником сложной ситуации. Причин справедливого отказа банка от платежей может быть множество. Например, перекредитованность или убытки, или несвоевременное предоставление финансовой отчётности, или наличие акционерного конфликта с неблагоприятными правовыми последствиями, которые могут отразиться на финансовом состоянии предприятия. Перечисленные факторы надёжности обслуживания в банке необходимо учитывать в совокупности.

Но любые кризисы имеют обыкновение благополучно завершаться, но пережить их удаётся не всем. Поэтому чем раньше вы отреагируете на возможные риски, тем больше шансов выйти из кризиса без потерь. Если невозможно получить кредиты, то может быть надо пересматривать свои планы.

Во-первых, отложите реализацию масштабных инвестиционных проектов, которые не приводят к притоку денежных средств в обозримой перспективе. Прекратите или пересмотрите программы инвестиций, сохранив только те, невыполнение которых может привести к остановке или ухудшению работы предприятия. Используйте аренду и лизинг для приобретения требуемых активов, включая лизинг с обратным выкупом имеющейся в собственности недвижимости.

Во-вторых, снизьте запасы сырья, материалов и комплектующих до минимума. Оптимизируйте производственный процесс с целью сокращения незавершённого производства. Перейдите на договоры поставки точно в срок небольшими партиями.

В-третьих, введите процедуры регулярного контроля текущего уровня дебиторской задолженности. Интенсифицируйте работу с должниками, назначьте специального сотрудника. Фокусируйтесь на потребителях, готовых платить без задержек. Используйте повышение цен для потребителей (дистрибуторов), задерживающих платежи, вводите в контракты штрафные санкции за задержки платежей. Ужесточите процедуры предоставления кредитов. Используйте скидки за авансовые платежи или оплату частями.

В-четвертых, попытайтесь получить или увеличить кредит со стороны ключевых поставщиков. Осуществляйте срочные платежи только при условии дисконта. Переходите на поставщиков, для которых приемлемы поставки в кредит.

В-пятых, введите процедуру краткосрочного и среднесрочного планирования денежных потоков. Отложите выплаты дивидендов. Проведите переговоры с банками о консолидации долговых обязательств и пересмотрите где это возможно, условия кредитования в сторону увеличения сроков и снижения стоимости заимствований. Конвертируйте долговые обязательства в акционерный капитал или привлекайте дополнительный акционерный капитал.

Проблемы каждого предприятия уникальны. Конечно, не всё из вышеперечисленного может быть вами реализовано, но почему не попробовать.

И главный совет аналитиков – необходимо следовать здравому смыслу, продолжать вести свою деятельность в нормальном режиме, но при этом надо быть более внимательным, следить за происходящими изменениями в финансовом секторе и постоянно анализировать сложившуюся ситуацию.

Автор: