Какие инвесторы нам нужны?
Необходимость создания в России привлекательного инвестиционного климата уже давно ни у кого не вызывает сомнения. Основные атрибуты привлекательного инвестиционного климата также широко известны: благоприятный налоговый режим, развитое законодательство, условия для справедливой конкуренции, эффективная судебная система, минимальные административные барьеры и качественная инфраструктура для развития бизнеса. В последнее время, большое внимание справедливо уделяется вопросам культуры корпоративных отношений: взаимодействия акционеров, менеджмента, персонала и общества (Corporate Governance). Однако, создавая привлекательный инвестиционный климат, мы должны отчетливо представлять себе, что инвесторы – это довольно широкий круг субъектов рынка, имеющих различные цели, приоритеты, принципы принятия инвестиционных решений и отношение к рискам. Какие же инвесторы нам нужны? Не простой вопрос, так как растущий российский рынок кровно заинтересован в любых инвестициях, во всех их формах и проявлениях. Однако, конкретные российские предприятия нуждаются в совершенно конкретных типах инвесторов. Таким образом, наши предпочтения в выборе инвесторов должны базироваться на более глубоком понимании структуры отечественной экономики и особенностей ее развития.
Рассмотрим довольно типичный пример. Директор российского предприятия, не скрывая гордости, говорит потенциальным инвесторам: «Мы старейшее предприятие в отрасли, нам уже более 100 лет». Через неделю он получает экспертное заключение, в котором инвесторы оценивают вложения в компанию как очень рискованные. Причина такой оценки неожиданно проста: по мнению экспертов, данное предприятие находится на ранней стадии развития бизнеса, а, следовательно, говорить уверенно о его успешном будущем, для серьезных и опытных инвесторов, неприемлемо. Первое, что приходит директору в голову – послать этих инвесторов как можно подальше: «Нам более 100 лет, а мы все еще на ранней стадии развития?!». Обидно, но следует признать реальность: с точки зрения развития бизнеса подавляющие большинство российских компаний находятся на ранних стадиях развития. Главное – компания должна быть конкурентоспособна и только тогда она будет привлекательная для инвесторов
В результате структурных изменений на рынке, слияний и поглощений, а также банкротств, из перечня крупнейших международных компаний – 500 Fortune, за 10 летний период исчезают до половины. А ведь это не новички, это – лидеры бизнеса. Следует также учитывать, что в информационный век и в результате глобализации, процессы изменений в экономике еще более ускоряются, а непредсказуемость возрастает. Все это означает, что возрастают риски инвесторов, тем более тех из них, которые финансируют компании на ранних стадиях развития. Сегодня в конкурентной борьбе побеждает не та компания, которая обладает значительными активами, а та, которая способна быстрее создавать и развивать новые активы. То есть, лидерство в конкурентной борьбе зависит от ключевых компетенций, которыми обладает компания, а также ее динамических способностей. Ключевые компетенции должны создавать реальные барьеры для конкурентов: бизнес-процессы, организационные структуры, специфические навыки персонала, научно-исследовательские работы, связи с дилерами и дистрибьюторами и т.п. Однако, об одной важнейшей компетенции часто забывают. Это способность быстро и эффективно привлекать капитал, без которой о лидерстве на рынке можно забыть. Без внешнего капитала, ни о каких способностях быстро создавать и развивать новые активы не может быть и речи. Специалисты уже давно говорят: «Деньги – это commodities (сырье)». Компания должна иметь возможность, в случае необходимости быстро и недорого привлекать капитал, как любое другой ресурс, требуемый для развития бизнеса. К сожалению, подавляющее большинство российских компаний пытаются, в основном безуспешно, финансировать рост бизнеса исключительно за счет банковских кредитов, либо собственной прибыли. При этом, они не располагают достаточным обеспечением для получения займов, а потерянное время на аккумулирование собственной прибыли, приводит к проигрышу конкурентам, способным привлекать внешний капитал.
Различные стадии развития бизнеса характеризуются стратегической позицией на рынке, опытом работы в отрасли, объемом и эффективностью операций, уровнем менеджмента, эффективностью ключевых бизнес-процессов и систем. Другими словами, уровнем развития ключевых компетенций, обеспечивающих лидерство компании на рынке.
1. Стадия зарождения бизнеса
На этой стадии имеется только бизнес-идея, результаты НИОКР и патенты или, иногда, образцы продукции. Группа лиц – инициаторов проекта, возможно зарегистрировано юридическое лицо, менеджмент не сформирован, а бизнес-процессы не определены. Финансирование столь ранней стадии развития может быть обеспечено только учредителями компании, друзьями, и, возможно, «ангелами» (богатыми частными лицами, имеющими опыт работы в инвестируемой отрасли).
2. Начальная стадия
Компания только, что создана, произведена первая продукция, делается попытка вывести ее на рынок, операции незначительны, компания убыточна, бизнес-процессы не отработаны, регулярные функции менеджмента только начинают формироваться. Финансирование бизнеса на начальной стадии, наряду с учредителями, друзьями и «ангелами», в редких случаях, может осуществляться венчурными фондами, которые специализируются в данной отрасли и финансируют Start Up бизнес.
3. Стадия раннего развития
Компания осуществляет операции и их объем растет. Организованно производство и сбыт продукции. Бизнес-процессы сформированы, но не окончательно, идет интенсивный поиск лучшей практики. Менеджмент имеет опыт работы, но нуждается в повышении квалификации и эффективности. Компания может иметь незначительную прибыль. На ранней стадии развития компания уже может представлять интерес для инвесторов, осуществляющих прямое рисковое финансирование. К таковым относятся венчурные фонды и фонды прямых инвестиций.
4. Стадия расширения
Объемы производства и сбыта растут, операции прибыльны. Компания является одним из лидеров на обслуживаемом рынке и осуществляет активное расширение бизнеса посредством выхода на новые рынки, выпуска новой продукции или поглощения смежных предприятий. Бизнес-процессы хорошо отработаны и могут быть перенесены на другие подразделения или предприятия (масштабирование лучшей практики). Эффективный менеджмент, все основные функции управления выполняются. Квалифицированный управленческий персонал. Возможно, менеджмент имеет недостаточный опыт управления ростом бизнеса. Хорошая история развития. Такие компании представляют высокий интерес для владельцев рискового капитала, венчурных фондов и фондов прямого финансирования. На этой стадии развития интерес к инвестированию в компанию могут также иметь некоторые институциональные инвесторы: банки и фонды.
5. Стадия зрелости
Хорошо управляемая, прибыльная и быстро растущая компания. Лидер или один из лидеров отрасли. Высококвалифицированный менеджмент и эффективные бизнес-процессы. Опыт успешного привлечения капитала посредством частного размещения акций инвесторам с хорошей репутацией. Впечатляющая история развития. На данной стадии развития бизнеса, компания может осуществить публичное размещение акций. Также, на этой стадии развития, акции компании могут приобретать институциональные инвесторы, включая пенсионные фонды. Первоначальные инвесторы, которые осуществляли финансирование компании на более ранних стадиях, могут предпочесть выйти из бизнеса и продать свои акции посредством публичного размещения, либо путем продажи стратегическим инвесторам или менеджменту компании. Если проанализировать состояние российских компаний, за исключением «голубых фишек», то подавляющее большинство из них попадут в диапазон между начальной стадией развития и стадией расширения бизнеса. К сожалению следует признать, что среди российских компаний доля таких, которые могут быть отнесены к категории зрелых – ничтожна. В первую очередь это связано с низким уровнем менеджмента.
Стадия развития бизнеса
Как следует из вышесказанного, такие компании нуждаются именно в рисковом капитале. Причем привлечение капитала, в этом случае, осуществляется посредством частного, а не публичного, размещения акций. Проводниками рискового капитала, наряду с фондами прямых инвестиций – финансовыми инвесторами, могут быть также стратегические инвесторы – корпорации, действующие в аналогичных, что и объект инвестирования или смежных областях бизнеса. Главное отличие состоит в целях инвестирования. Целью финансового инвестора является рост стоимости бизнеса компании, так как он зарабатывает прибыль посредством продажи акций по возросшей, в результате эффективной работы компании, стоимости. Цели стратегических инвесторов принципиально другие: рост объема продаж продукции, сокращение издержек или ликвидация потенциального конкурента. При этом стратегический инвестор, в отличие от финансового, может вынести центр создания стоимости за пределы приобретаемой компании. Следует также учитывать, что основными способами приобретения бизнеса стратегическими инвесторам являются слияния и поглощения. Причем в мире происходит не более 10% слияний, когда владельцы одной и второй компаний фактически обмениваются акциями, обеспечив собственникам сторон баланс интересов. Часто ли нам, за последние десять лет, доводилось слышать о слияниях на территории России? Подавляющее большинство инвестиций стратегических инвесторов осуществлялось посредством поглощения российских предприятий. Это не означает, что стратегические инвесторы являются злом для российской экономики. Если стратегический инвестор строит 100% собственное предприятие на территории России или инвестирует в новое совместное предприятие с российским партнером, то честь им и хвала. Но если речь идет о действующем российском предприятии, имеющим традиции, собственный бренд и высокий потенциал роста, то имеет смысл хорошо подумать прежде, чем решить какой инвестор будет более предпочтительным. Зададимся вопросом: «Выгодно ли российским владельцам бизнеса, чтобы стоимость их вложений росла, а акции становились более ликвидными?». Ответ очевиден – должно быть выгодно! «Выгодно ли государству иметь на своей территории конкурентоспособные и растущие компании, привлекательные для институциональных инвесторов и банков, а, следовательно, способные обеспечивать эффективное финансирование своего развития?» Ответ также очевиден, – конечно да! Тогда нам следует наконец-то признать, что российская экономика, как никакая другая, остро нуждается в рисковом капитале, не кредитах и стратегических инвесторах, а, в первую очередь, в финансовых инвесторах, специализирующихся на прямых инвестициях в предприятия на ранних стадиях развития бизнеса. Потребность в рисковом финансировании еще более возрастает для страны, которая планирует отойти от сырьевой экономики в сторону экономики высоких технологий. В отличие от США и Европы, где действуют не сотни, а тысячи венчурных фондов (десятки, а иногда и сотни в каждом штате), в России, сегодня реально осуществляют операции не более десяти. Причем количество заключаемых этими фондами сделок ничтожно мало. Финансовые инвесторы – владельцы рискового капитала принимают инвестиционные решения, руководствуясь следующими критериями:
- Наличие работоспособной бизнес-модели и стратегии, обеспечивающей высокий потенциал роста (IRR=35% и более);
- Уровень квалификации менеджмента;
- Прозрачность бизнеса и возможность вовремя предотвратить негативные тенденции;
- Возможность выхода (продажи акций через 4-7 лет по существенно более высокой цене).
Несмотря на то, что с точки зрения формальных признаков подавляющее большинство предприятий могут рассчитывать исключительно на рисковый капитал, большинство из них не отвечает перечисленным выше инвестиционным критериям. Таким образом, разрабатывая меры по улучшению инвестиционного климата, правительство должно сосредоточить свое внимание на мероприятиях, содействующих российским предприятиям в подготовке к эффективному взаимодействию с инвесторами.
Потенциал роста
Дефицитный и слабоконкурентный российский рынок, к счастью, обеспечивает неограниченные возможности для роста, практические любой компании. Когда менеджмент российской компании заявляет, что такие показатели роста недостижимы, это чаще всего связано со стратегическими ошибками и квалификацией менеджмента. Компания без эффективной стратегии – это набор активов, отягощенных обязательствами. Поэтому необходимо обеспечивать профессиональную поддержку владельцам и менеджменту российских компаний, в части стимулирования процессов стратегического планирования и размещения акций.
Квалификация менеджмента
К сожалению, это одно из самых слабых мест российских компаний. Однако, в этом направлении в стране происходят впечатляющие изменения. И можно отметить, что за последние два года появились очень сильные российские менеджеры и число их растет. Однако, это не исключает необходимость просвещения руководителей предприятий и создание условий для подготовки предприятий к эффективному взаимодействию с инвесторами.
Прозрачность бизнеса
Многолетние дискуссии о необходимости перехода на международные стандарты финансовой отчетности (IAS) должны быть прекращены. Компании, которые нуждаются в капитале, должны иметь возможность предоставлять финансовую отчетность в международных стандартах. Для этого требуется разделить налоговую и финансовую отчетность. Налоговая декларация будет сдаваться в соответствии с требованиями Госналогслужбы, а финансовая в соответствии с потребностями инвесторов и менеджмента. Также следует принять во внимание, что проблема прозрачности российского бизнеса напрямую связана с системой налогообложения. Чем будут более либеральными налоги, тем более прозрачным будет бизнес. Также с проблемой прозрачности связан уровень культуры корпоративных отношений (Corporate Governance).
Выход из бизнеса
Вероятно, наиболее сложная проблема и не решаемая проблема. Инвесторы никогда не войдут в бизнес, если не будут четко понимать – как они будут из него выходить. К сожалению, не многие понимают насколько важно создать в России ликвидный рынок корпоративных ценных бумаг. Сегодня разместить на рынке акции по приемлемой цене практически невозможно. Причины в следующем. Во-первых, российский рынок малопривлекателен для инвесторов, потому что на нем не представлены первоклассные, зрелые компании. Их просто очень мало в стране. Во вторых, – на российском рынке не работают такие важные институциональные инвесторы, как пенсионные фонды, которые могли бы значительно улучшить ликвидность рынка, инвестируя в акции надежных компаний, которые успешно преодолели ранние стадии своего развития. Возможно, на первое время, следует подумать о создании государственного Exit фонда, который бы гарантировал инвесторам, в случае достижения компаниями определенных результатов, выкуп пакетов акций через несколько лет по определенной стоимости. По крайней мере, в этом случае риск потери государственных средств будет существенно ниже, а стимулирующий эффект по отношению к прямым инвестициям в промышленность будет значительным.
Российские источники рискового капитала
В нашей стране не просто ощущается недостаток рискового капитала. Дело обстоит куда хуже. В России практически нет ни одного профессионального российского венчурного фонда. За исключением Фонда Бортника, который играет очень важную роль, но все-таки, не может быть отнесен к профессиональным инвестиционным институтам, обеспечивающим доходность своим акционерам выше 40%. При всем желании, Россия не может и не должна обеспечивать потребности в рисковом финансировании только за счет иностранного капитала. Инвестиционные возможности, которые сегодня предлагает российский рынок для венчурного капитала уникальны. С одной стороны – огромный, неудовлетворенный спрос на рисковый капитал. С другой – дефицит предложения капитала.
Подавляющее большинство российских банков не располагают опытом и квалифицированным персоналом, способным обеспечить эффективное управление такими фондами. Для успешной работы фонда прямых инвестиций управляющая компания должна обладать двумя важнейшими компетенциями: квалифицированным персоналом, имеющим опыт экспертизы и практической подготовки российских предприятий для финансирования на ранних стадиях развития, а также опыт и знания в области стратегического планирования, управления ростом и реструктуризации бизнеса в условиях России. С другой стороны, не менее важным является доступ фонда к информационным ресурсам, позволяющим получать поток инвестиционных предложений, из которых, в результате жесточайшей экспертизы, могут быть отобраны наиболее привлекательные сделки.
Без эффективной национальной (не государственной) системы рискового финансирования создание полноценного инвестиционного рынка в России невозможно. Сегодня наступил очень благоприятный момент для создания небольших российских фондов прямых инвестиций, каждый из которых сможет обеспечить финансирование от 5 до 20 предприятий, на период до 5 лет. Именно работа венчурных фондов, способных принять на себя риски ранних стадий развития бизнеса, будет той важной подготовительной фазой для прихода крупных российских и международных институциональных инвесторов. При этом институциональные инвесторы, с одной стороны, обеспечат выход из бизнеса владельцев рискового капитала, с другой – с готовностью будут финансировать состоявшиеся, стабильные и эффективные компании.
Источник – www.GIFA.ru