Данный материал является главой из книги « Революция в корпоративной отчетности » Роберт Дж. Экклз, Роберт Х. Герц, Э. Мэри Киган, Дейвид М.Х. Филлипс, 2002 г. Издательства «Олимп-Бизнес»
Заказать книгу можно здесь
Кто не любит быстрой езды?
Большинство корпоративных руководителей инстинктивно сопротивляется включению в отчетность дополнительных показателей, раскрывающих работу компании в новых ракурсах. Они полагают, что издержки большей прозрачности перевесят выгоды, особенно если им придется «обнажаться» первыми. Мы категорически отвергаем такую позицию, равно как и тщетную надежду на то, что регулирующие инстанции в состоянии удовлетворить информационные запросы рынка.
Вместе с тем мы сочувствуем мнению менеджеров, согласно которому в условиях слишком сильной регламентации внешней финансовой отчетности и повышенного интереса рынка к ближайшим прибылям, прежде чем пускаться в эксперименты, следует тщательно сопоставить потенциальные выгоды нововведений с присущими им издержками и риском. Менеджеры хоть и не жалуют Игру Прибыли, но и не собираются вступать в новую игру, пока все участники не договорятся о новых правилах. Воистину «мириться лучше со знакомым злом, чем бегством к незнакомому стремиться»*.
Институциональным инвесторам, храни их Бог, наверняка требуется больше информации. Но они хотят ее целиком для себя, рассчитывая таким образом добиться исключительных преимуществ. И поэтому они стараются раздобывать такую информацию в приватном общении с представителями компаний. Это ставит руководство компаний перед дилеммой: как снабдить крупных и важных инвесторов нужными им сведениями, не нарушая правил SEC, запрещающих избирательность в оглашении информации. Теперь ситуация еще больше осложнилась с принятием нового «Требования справедливой прозрачности», содержание которого мы обстоятельно разберем в главе 14.
Что касается аналитиков продающей стороны, то они, разумеется, совершенно не заинтересованы в изменении правил игры, принимая во внимание их центральную роль в ней. Их влиятельность и, можно поспорить, заработки безусловно пострадают, если у инвесторов появится возможность получать нужную им информацию непосредственно от компаний и если ежеквартальное объявление прибылей утратит свое чрезмерное значение. Пока же все складывается к вящему благу аналитиков, коль скоро они могут, пользуясь поступающими от компаний сведениями, раздавать советы по инвестиционным стратегиям, приносящие их фирмам щедрые комиссионные от торговых сделок.
Эти самые аналитики шикарно устроились. Они не подлежат никакой правовой ответственности за обладание информационными преимуществами; ответственность несут только компании и их руководители, если допускают избирательность при распространении информации. Несмотря на многочисленные нормы, регулирующие деятельность фирм, которые занимаются операциями с ценными бумагами (своего рода «Великую Китайскую стену», отделяющую исследовательские компании от инвестиционных банков), остается большое сомнение в эффективности этого регулирования и его последствиях.
Многие годы неровное игровое поле, созданное усилиями регулирования, искусственно ставило аналитиков в привилегированное положение по сравнению со всеми остальными, кроме, быть может, самых крупных инвесторов. Однако еще до принятия «Требования справедливой прозрачности» рыночные силы начали подтачивать эти преимущества. Крупные инвесторы теперь все меньше и меньше полагаются на рекомендации аналитиков продающей стороны. Интернет тоже помогает выровнять игровое поле, открывая всем инвесторам доступ к более обширной информации (основная часть которой поступает не от самих компаний, а из других источников) и к более мощным аналитическим инструментам.
Какими бы средствами информационного обмена ни предпочитали пользоваться менеджеры, у них есть выбор: сообщать только ту информацию, какую требуют нормы регулирования, а все прочее отдать на откуп сторонних рыночных сил либо занять более активную позицию, самостоятельно распространяя информацию независимо от того, требуют этого правила регулирования отчетности или нет. В интересах каждого, чтобы менеджеры в полной мере понимали информационные нужды акционеров и других заинтересованных сторон и брали на себя прямую ответственность за их удовлетворение.
Хочешь не хочешь, а перемен не миновать.
Совершенно очевидно, что все участники игры могли бы внести посильный вклад в подрыв институциональных барьеров на пути изменения самой природы корпоративной отчетности. Но возглавляют процесс компании, которые, сознавая неизбежность перемен, по примеру своих предшественников хотя бы на один шаг опережают систему регулирования. В конце концов, рынок лучше видит потребность в изменениях и готов содействовать их свершению, будет или не будет на то дозволение регулирующих инстанций.
Начало уже положено. 16 августа 2000 г. три фирмы, отслеживающие интенсивность посещения веб-сайтов (ABC Interactive, BPA International и Engage I/Pro), огласили свой план открыть новый совместный сайт под названием «Audit Central». В законченном варианте он должен содержать подробную информацию о посещении 600 прочих сайтов в режиме реального времени. Все участвующие в проекте клиенты согласились сделать «Audit Central» общедоступным. Впервые в жизни у инвесторов появится единый источник сведений о деятельности сопоставимых компаний по таким показателям, как «число посещений страницы» и «среднее число страниц, просмотренных за одно посещение сайта»1. (Более обстоятельное описание «Audit Central» см. в гл. 13.)
Заказать книгу можно здесь