Механизм GAAP буксует.
Данный материал является главой из книги « Революция в корпоративной отчетности » Роберт Дж. Экклз, Роберт Х. Герц, Э. Мэри Киган, Дейвид М.Х. Филлипс, 2002 г. Издательства «Олимп-Бизнес»
Заказать книгу можно здесь
Председатель и главный бухгалтер SEC часто провозглашают действующую в Соединенных Штатах систему финансовой отчетности лучшей в мире. Если ее качество определяется неисчислимостью официальных заявлений, норм и правил, а также доскональностью и сложностью регламентации, то Америка и впрямь впереди планеты всей. Общепринятые в США принципы бухгалтерского учета (то бишь GAAP) воплощают в себе бессчетный сонм официальных заявлений, исходивших за последние 40 лет от различных ведомств, включая FASB и его предшественников, Управление принципов бухгалтерского учета (APB) и Комитет бухгалтерских процедур (CAP), Чрезвычайную комиссию при FASB и Исполнительный комитет стандартов бухгалтерского учета при Американском институте дипломированных независимых бухгалтеров (AICPA).
Подобные заявления принимали разнообразные формы: постановления, инструкции по их применению, комментарии и технические бюллетени FASB; решения Чрезвычайной комиссии FASB; протоколы Исполнительного комитета стандартов бухгалтерского учета; отраслевые руководства по бухгалтерскому учету и аудиту – и это лишь верхушка айсберга. Одно только FASB выпустило 130 постановлений, 44 комментария, более 400 решений Чрезвычайной комиссии, 7 концептуальных деклараций, более 50 технических бюллетеней и массу специальных инструкций по сотням вопросов. Если этого мало, для открытых акционерных компаний создан еще целый комплекс правил и нормативов, разъясняющих и дополняющих GAAP. Любопытствующие могут найти их в сводах правил SEC (Regulations S?X и S?K), а также в более чем 100 специальных бухгалтерских бюллетенях (Staff Accounting Bulletins), почти 50 сборниках нормативных актов по финансовой отчетности (Financial Reporting Releases) и сотнях выпусков из серии «Бухгалтерия» (Accounting Series Releases).
Теперь-то хватит? Как бы не так. Для того чтобы держаться в русле GAAP, недостаточно знать только официальные документы: время от времени сотрудники SEC считают нужным озвучить свои взгляды по конкретным вопросам отчетности в выступлениях на заседаниях Чрезвычайной комиссии и на других профессиональных собраниях, которые, хотя и не носят официального характера, не менее важны для всякого, кто хочет следовать абсолютно всем правилам.
В итоге получился невероятно детализированный и запутанный набор правил, диктующих компаниям, что они могут, а чего не могут себе позволить в своей внешней финансовой отчетности. Эти правила стали настолько сложными, что число руководителей компаний и профессиональных бухгалтеров, которые в полной мере разбираются в них и умеют их применять, стремительно убывает. Ради иллюстрации достаточно сказать, что PricewaterhouseCoopers, крупнейшая в «Большой пятерке» бухгалтерских фирм, только в США держит более 100 технических экспертов, каждый из которых специализируется на одном или нескольких аспектах бухгалтерского учета и правил SEC.
Замкнутый круг.
Будучи чрезвычайно доскональными и подробными, регулирующие правила к тому же приобрели «способность» к самовоспроизводству, что сулит еще большее их усложнение. Всякое новое правило, конкретизирующее процедуры учета того или иного определенного типа сделок, побуждает «творческих» инвестиционных банкиров искать лазейки и пути в обход регулирования. Это, в свою очередь, создает потребность в новых правилах, перекрывающих все новые лазейки, или в новых регулирующих структурах. Страницы этой истории неотвратимо множатся. Правила плодят правила, которые плодят еще больше правил. Изменения и дополнения льются непрерывным потоком, но найти среди них реальные улучшения трудно, чтобы не сказать невозможно.
Небольшой урок из лизинга.
Возьмем для примера правила учета лизинговых операций. Исходное постановление по этому вопросу FAS 13 «Бухгалтерский учет лизинга» было выпущено FASB в ноябре 1976 г. Здесь важно, к какому типу лизинга относится сделка: к простому операционному лизингу, как обычный договор аренды, или к капитальному лизингу. В последнем случае арендодатель обязан отразить стоимость лизинга в своем балансе. Один из критериев, на основании которых сделка причисляется к капитальному лизингу, заключается в следующем: приведенная стоимость минимального арендного платежа составляет по меньшей мере 90% обоснованной рыночной стоимости арендованного имущества. Для создания лазеек в обход этого критерия возникла целая отрасль специалистов по структурированию лизинга, изобретающих такие схемы аренды, в которых, помимо прочего, минимальная сумма платежа не превышала бы 89,9% рыночной стоимости имущества.
Обычная реакция FASB и SEC на подобные хитроумные попытки обойти их решения – выпуск множества новых решений. Как сказано в «Пособии для бухгалтеров» Джеймса Адлера, с тех пор как вышло исходное постановление FAS 13, FASB выпустило еще 10 дополнительных постановлений, 6 комментариев, 11 технических бюллетеней и 24 служебных документа по этому вопросу!
Адлер отмечает: «Такое количество официальных бумаг свидетельствует о сложности и спорности процедур учета лизинговых операций»13. Но сочинение все новых и новых правил едва ли поможет решить проблему, поскольку базовый критерий, отграничивающий операционный лизинг от капитального, неизбежно зависит от субъективных оценок менеджеров, в частности от того, как менеджеры определяют срок экономической жизни активов. Точно так же и два недавних постановления FASB «Бухгалтерский учет оборота и обслуживания финансовых активов, а также погашения обязательств» (FAS 125) и «Бухгалтерский учет производных ценных бумаг и хеджинговых операций» (FAS 133) уже успели обрасти пространными дополнениями, комментариями и инструкциями.
Заказать книгу можно здесь