Методические рекомендации Изучение системы бухгалтерского учета клиента

Методические рекомендации...
Источник: Научно-методическая конференция "Аудит в соответствии с МСА" в рамках проекта ТАСИС "Реформа Российского Аудита"
Опубликовано: 15 Сентября 2005

1. Общие положения.

  1. Система бухгалтерского учета – это совокупность конкретных форм и методов, обеспечивающих возможность для данной организации вести учет своего имущества, обязательств путем сплошного, непрерывного, документального и взаимосвязанного их отражения в учетных регистрах на основании первичных документов, т. е. осуществлять ведение бухгалтерского учета, а также формировать бухгалтерскую отчетность.
  2. Система бухгалтерского учета включает:
  • учетную политику;
  • рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета;
  • формы первичных документов, применяемые для оформления хозяйственных операций, как типовые, так и утвержденные организацией при отсутствии типовых форм первичных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности;
  • порядок проведения инвентаризации и методы оценки видов имущества и обязательств;
  • правила документооборота и технологию обработки учетной документации;
  • порядок контроля за хозяйственными операциями, а также другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета, включая организационную структуру бухгалтерии и распределение полномочий между ее сотрудниками (см. Бланк III-C «Информация о деятельности клиента»).
  • Документация бухгалтерского учета – это совокупность материальных носителей информации, составляемая по установленным требованиям в ходе ведения бухгалтерского учета и включающая в себя:
    • первичные учетные документы;
    • сводные учетные документы;
    • регистры бухгалтерского учета;
    • данные внутренней бухгалтерской отчетности.
  • Описание системы учета включает описание на отдельных страницах, начиная со страницы 2, Бланка III-E «Описание системы бухгалтерского учета» порядка подготовки, оборота и хранения документов, отражающих хозяйственные операции по участкам (разделам) учета и процедур текущего контроля.
  • При проведении аудиторской проверки у клиента первый раз необходимо описать все аспекты системы учета. В дальнейшем собираются сведения об изменениях, происходящих каждый год. Существенные изменения в системе бухгалтерского учета клиента (переход с «ручного» учета на компьютерный, переход с одной компьютерной системы учета на другую, реорганизация предприятия и т. п.) документируются в Бланке III-F «Проверочный лист изменения системы учета».
  • 2. Организация работы аудитора.

    1. При первоначальном аудите у клиента должны быть получены документы, регламентирующие его учетную политику и систему бухгалтерского учета.
    2. Необходимая информация может быть получена также путем устного опроса и письменных пояснений.
    3. При повторяющемся аудите клиент должен либо предоставить информацию об изменениях в учетной политике и системе бухгалтерского учета по сравнению с периодом, проверенным в ходе предыдущей аудиторской проверки, либо подтвердить, что никаких изменений не было.
    4. На странице 1 Бланка III-E приводится перечень рабочей документации по описанию системы учета.
    5. На странице 2 Бланка III-E и далее приводится описание процедур ведения учета по отдельным разделам учета. На одной странице бланка может быть описание одного или более разделов учета, описание некоторых разделов учета могут превысить одну страницу.
    6. Рекомендуемая структура и содержание каждого раздела приводятся в Приложении.
    7. Описание системы учета может включать и другие разделы учета, не указанные в Приложении.
    8. Документооборот может быть представлен в виде текста, графика, схемы.

    3. Особенности изучения и описания системы бухгалтерского учета в субъектах, использующих упрощенную форму учета.

    1. К субъектам, использующим упрощенную форму учета, относятся те, которые ведут два вида учетных регистров: книгу учета хозяйственных операций и ведомость учета соответствующих объектов учета.
    2. При описании системы бухгалтерского учета в субъектах, использующих упрощенную форму учета, рекомендуется ответить на следующие вопросы:
    • количество бухгалтеров и работников, отвечающих за сохранность товарно-материальных ценностей;
    • наличие учетной политики;
    • наличие рабочего плана счетов и его особенности;
    • наличие утвержденного графика документооборота и осуществление контроля за его выполнением;
    • применение в учете и управлении компьютерных программ;
    • наличие форм первичных учетных документов отличных от типовых;
    • порядок проведения инвентаризации;
    • порядок ведения книги учета хозяйственных операций;
    • состав регистров и порядок записи в них;
    • применяемый порядок учета затрат на производство и формирования себестоимости;
    • направления использования прибыли;
    • процедуры текущего контроля за наличием и использованием товарно-материальных ценностей;
    • процедуры текущего контроля за правильностью расчетов с дебиторами и кредиторами;
    • особенности в движении внеоборотных активов и товарно-материальных ценностей за отчетный период;
    • особенности в расчетах с дебиторами и кредиторами за отчетный период.
  • При описании системы бухгалтерского учета в субъектах, использующих упрощенную форму учета, возможно на одной странице бланка поместить описание более, чем одного раздела учета или даже описание всей системы бухгалтерского учета.
  • Решение о выборе методики аудита, учитывающей особенности субъекта, использующего упрощенную форму учета, принимается на стадии определения стратегии аудита и отражается в Бланке III-A «Данные по планированию аудита» в разделе «Стратегия аудита».
  • Приложение

    Структура и содержание разделов учета

    Общая организация бухгалтерского учета

    • состав бухгалтерии и структурная схема бухгалтерии;
    • наличие учетной политики;
    • наличие должностных инструкций, фактические обязанности работников бухгалтерии и их полномочия;
    • наличие рабочего плана счетов и его особенности;
    • наличие утвержденного графика документооборота и осуществление контроля за его выполнением;
    • форма бухгалтерского учета;
    • применение в учете и управлении компьютерных программ;
    • наличие утвержденной внутренней отчетности и осуществление контроля за ее составлением и предоставлением;
    • наличие форм первичных учетных документов отличных от типовых;
    • наличие положения о порядке проведения инвентаризации и организация инвентаризации (утверждение комиссии по проведению инвентаризации, наличие протоколов заседаний комиссии).

    Нематериальные активы

    • оценка нематериальных активов;
    • основные источники поступления нематериальных активов и структурные подразделения/отделы осуществляющие закупки/создание объектов нематериальных активов;
    • документооборот по учету нематериальных активов;
    • документы, устанавливающие сроки полезного использования нематериальных активов;
    • основные места/участки использования нематериальных активов;
    • принятые методы начисления амортизации по объектам нематериальных активов;
    • процедуры текущего контроля за наличием и использованием нематериальных активов;
    • особенности в движении нематериальных активов за отчетный период.

    Основные средства

    • оценка основных средств;
    • основные источники поступления основных средств, структурные подразделения/отделы, осуществляющие закупки/создание объектов основных средств;
    • документооборот по учету основных средств;
    • принятые методы начисления амортизации по объектам основных средств;
    • используемые методы переоценки основных средств;
    • процедуры текущего контроля за наличием и использованием основных средств;
    • особенности в движении основных средств за отчетный период.

    Незавершенные капитальные вложения

    • хозяйственные операции, отражаемые на счете «Капитальные вложения»;
    • документооборот по счету «Капитальные вложения» по различным объектам капитальных вложений: по строительству объектов основных средств; по приобретению объектов основных средств и нематериальных активов; по вложениям в ценные бумаги и др.;
    • процедуры текущего контроля за формированием инвентарной стоимости объектов капитальных вложений;
    • особенности капитальных вложений за отчетный период.

    Финансовые вложения

    • виды финансовых вложений;
    • структурные подразделения/отделы, занимающиеся финансовыми инвестициями;
    • документы, обосновывающие принятие к учету различные виды финансовых инвестиций;
    • документооборот по учету финансовых инвестиций;
    • процедуры текущего контроля за эффективностью финансовых вложений;
    • особенности финансовых инвестиций за отчетный период.

    Запасы сырья и материалов

    • основные виды производственных запасов, наличие нормативов запасов;
    • методы оценки производственных запасов;
    • документооборот по движению сырья и материалов начиная со склада до списания на производство;
    • процедуры текущего контроля за наличием производственных запасов и правильностью их списания на производство;
    • особенности в движении сырья и материалов за отчетный период.

    Товары

    • методы оценки товаров;
    • основные источники поступления товаров;
    • основные виды/номенклатура товаров;
    • документооборот по движению товаров начиная со склада до момента реализации;
    • процедуры текущего контроля за наличием товаров и возможностью их реализации;
    • особенности в движении товаров за отчетный период.

    Реализация продукции

    • структурные подразделения/отделы, осуществляющие выпуск готовой продукции, выполнение работ и оказание услуг;
    • документооборот по выпуску готовой продукции (работ, услуг);
    • процедуры текущего контроля за правильностью отражения в бухгалтерском учете операций, связанных с выпуском готовой продукции (работ, услуг).

    Незавершенное производство

    • состав незавершенного производства и наличие нормативов запасов незавершенного производства;
    • метод оценки незавершенного производства;
    • процедуры текущего контроля за величиной незавершенного производства;
    • особенности незавершенного производства за отчетный период.

    Издержки обращения

    • состав издержек обращения;
    • места/участки формирования издержек обращения;
    • документооборот по формированию и списанию издержек обращения;
    • процедуры текущего контроля за величиной издержек обращения и правильностью их списания;
    • особенности в формировании и списании издержек обращения за отчетный период.

    Расходы будущих периодов

    • состав расходов будущих периодов;
    • документы, устанавливающие сроки и порядок списания расходов будущих периодов;
    • процедуры текущего контроля за формированием расходов будущих периодов и обоснованностью их списания;
    • особенности в формировании и списании расходов будущих периодов за отчетный период.

    Денежные средства

    1. Касса
    • структурные подразделения/отделы, осуществляющие кассовые операции;
    • виды кассовых операций и их периодичность;
    • наличие в кассе денежных документов;
    • поступление в кассу наличной выручки;
    • лимит кассовой наличности;
    • документооборот по кассе;
    • особенности в ведении кассовой книги;
    • процедура выдачи денег на заработную плату;
    • процедуры текущего контроля за правильностью ведения кассовых операций и кассовой наличностью;
    • процедуры текущего контроля за правильностью корреспонденции по счетам;
    • особенности в ведении операций по кассе за отчетный период.
  • Расчетные счета
    • перечень расчетных/текущих счетов в организации и структурных подразделениях;
    • структурные подразделения/отделы, осуществляющие операции по расчетным/текущим счетам;
    • основные виды операций по расчетным/текущим счетам;
    • документооборот по расчетным/текущим счетам;
    • процедуры текущего контроля за правильностью ведения операций по расчетным/текущим счетам;
    • процедуры текущего контроля за правильностью корреспонденции по счетам;
    • особенности в ведении операций по расчетным/текущим счетам за отчетный период.
  • Валютные счета
    • перечень валютных счетов в организации и структурных подразделениях;
    • структурные подразделения/отделы, осуществляющие операции по валютным счетам;
    • основные виды операций по валютным счетам;
    • документооборот по валютным счетам;
    • процедуры текущего контроля за правильностью ведения операций по валютным счетам;
    • процедуры текущего контроля за правильностью корреспонденции по счетам;
    • особенности в ведении операций по валютным счетам за отчетный период.
  • Денежные документы
    • виды денежных документов, имеющихся в организации;
    • места хранения денежных документов;
    • основные виды операций с денежными документами;
    • документы, обосновывающие принятие к учету и списание денежных документов;
    • процедуры текущего контроля за наличием денежных документов, правильностью их оценки и списанием.

    Капитал, резервы, фонды

    • виды капитала, резервов и фондов, созданных в организации и источники их образования;
    • документы, в соответствии с которыми создаются резервы и фонды;
    • основные виды операций по движению капитала, резервов и фондов;
    • документы, обосновывающие формирование и использование резервов и фондов в течение отчетного периода;
    • процедуры текущего контроля за формированием и использованием капитала, средств резервов и фондов;
    • особенности в формировании и использовании капитала, средств резервов и фондов за отчетный период.

    Целевые финансирование и поступления

    • основные источники и направления целевого финансирования и поступлений;
    • структурные подразделения/отделы, использующие средства целевого финансирования;
    • документооборот по целевым финансированию и поступлениям;
    • процедуры текущего контроля за поступлением и использованием средств целевых финансирования и поступлений;
    • отчетности по использованию целевых финансирования и поступлений;
    • особенности поступления и использования целевых финансирования и поступлений за отчетный период.

    Заемные средства

    1. Кредиты банков
    • виды кредитов, полученных организаций, цель получения кредита и срок кредитования, валюта кредита и банк, предоставивший кредит;
    • документы, подтверждающие получение и погашение кредитов;
    • процедуры текущего контроля за целесообразностью получения кредитов, за их использованием и погашением;
    • особенности в получении и погашении кредитов за отчетный период;
    • порядок учета расходов и процентов, связанных с получеными кредитами.
  • Прочие займы
    • виды займов и от кого получены, цель получения займа и условия предоставления;
    • документы, подтверждающие получение и возврат средств займа;
    • процедуры текущего контроля за целесообразностью получения займа, за использованием и возвратом заемных средств;
    • особенности в получении и возврате заемных средств за отчетный период;
    • порядок учета расходов и процентов, связанных с полученными займами.

    Покупатели и заказчики

    • структурные подразделения/отделы, отвечающие за работу с покупателями и заказчиками;
    • документооборот по расчетам с покупателями и заказчиками;
    • процедуры текущего контроля за правильностью расчетов с покупателями и заказчиками и состоянием дебиторской задолженности;
    • особенности в расчетах с покупателями и заказчиками за отчетный период.

    Поставщики и подрядчики

    • структурные подразделения/отделы, отвечающие за работу с поставщиками и подрядчиками;
    • документооборот по расчетам с поставщиками и подрядчиками;
    • процедуры текущего контроля за правильностью расчетов с поставщиками и подрядчиками и состоянием кредиторской задолженности;
    • особенности в расчетах с поставщиками и подрядчиками за отчетный период.

    Расчеты, не связанные с реализацией и поставками

    1. Расчеты с дочерними и зависимыми обществами
    • структурные подразделения/отделы, взаимодействующие с дочерними и зависимыми обществами;
    • документооборот по расчетам с дочерними и зависимыми обществами;
    • процедуры текущего контроля за правильностью расчетов с дочерними и зависимыми обществами;
    • особенности в расчетах с дочерними и зависимыми обществами за отчетный период.
  • Расчеты с прочими дебиторами и кредиторами
    • структурные подразделения/отделы, взаимодействующие с дебиторами и кредиторами, расчеты с которыми осуществляются с использованием счета 76 «Расчеты с прочими дебиторами и кредиторами»;
    • документооборот по расчетам с прочими дебиторами и кредиторами;
    • процедуры текущего контроля за правильностью расчетов с прочими дебиторами и кредиторами и состоянием дебиторской и кредиторской задолженности;
    • особенности в расчетах с прочими дебиторами и кредиторами за отчетный период.
  • Внутрихозяйственные расчеты
    • структурные подразделения, расчеты между которыми осуществляются с использованием счета «Внутрихозяйственные расчеты»;
    • документооборот по внутрихозяйственным расчетам;
    • процедуры текущего контроля за правильностью внутрихозяйственных расчетов и состоянием взаиморасчетов;
    • особенности во внутрихозяйственных расчетах за отчетный период.
  • Расчеты с подотчетными лицами
    • документы, определяющие круг лиц, которые могут получать деньги под отчет, и порядок отчета по израсходованным суммам;
    • документооборот по расчетам с подотчетными лицами;
    • процедуры текущего контроля за правильностью расчетов с подотчетными лицами и состоянием задолженности по подотчетным суммам;
    • особенности в расчетах с подотчетными лицами за отчетный период.

    Расчеты с бюджетом

    1. Расчеты по налогу на прибыль
    • структурные подразделения, осуществляющие расчеты по налогу на прибыль;
    • процедуры текущего контроля за правильностью расчетов по налогу на прибыль;
    • были ли в отчетном периоде налоговые проверки расчетов по налогу на прибыль и их результаты.
  • Расчеты по налогу на добавленную стоимость
    • структурные подразделения, осуществляющие расчеты по налогу на добавленную стоимость;
    • процедуры текущего контроля за правильностью расчетов по налогу на добавленную стоимость;
    • были ли в отчетном периоде налоговые проверки расчетов по налогу на добавленную стоимость и их результаты.
  • Расчеты по налогам, взносам и сборам, связанным с реализацией
    • структурные подразделения, осуществляющие расчеты по налогам, взносам и сборам, связанным с реализацией;
    • процедуры текущего контроля за правильностью расчетов по налогам, взносам и сборам, связанным с реализацией;
    • были ли в отчетном периоде внешние проверки расчетов по налогам, взносам и сборам, связанных с реализацией, и их результаты.
  • Расчеты по прочим налогам, взносам, сборам, акцизам, пошлинам и т.п.
    • структурные подразделения, осуществляющие расчеты по прочим налогам, взносам, сборам, акцизам, пошлинам и т.п., не связанным с реализацией;
    • процедуры текущего контроля за правильностью расчетов по прочим налогам, взносам, сборам, акцизам, пошлинам и т.п., не связанным с реализацией;
    • были ли в отчетном периоде налоговые проверки расчетов по прочим налогам, взносам, сборам, акцизам, пошлинам и т.п., не связанным с реализацией и их результаты.

    Выручка от продажи товаров, работ, услуг

    • структурные подразделения/отделы, осуществляющие продажу товаров, продукции, работ и услуг;
    • документооборот по продаже товаров, продукции, работ и услуг;
    • процедуры текущего контроля за правильностью отражения в бухгалтерском учете выручки от продажи товаров, продукции, работ и услуг;
    • особенности реализации товаров, продукции, работ и услуг за отчетный период.

    Учет затрат и себестоимости проданных товаров, продукции, работ, услуг

    • структурные подразделения/места/участки, затраты которых включаются в себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг;
    • структурные подразделения/отделы, осуществляющие планирование и расчет себестоимости продукции, работ, услуг;
    • применяемый порядок учета затрат на производство;
    • применяемый порядок расчета себестоимости готовой продукции;
    • применяемый порядок определения себестоимости проданных товаров, продукции, работ, услуг;
    • процедуры текущего контроля за величиной затрат на производство;
    • процедуры текущего контроля за формированием себестоимости проданных товаров, продукции, работ, услуг;
    • особенности в формировании себестоимости проданных товаров, продукции, работ, услуг за отчетный период.

    Коммерческие расходы

    • структурные подразделения/места/участки, затраты которых отражаются на счете «Коммерческие расходы»;
    • состав коммерческих расходов;
    • применяемый порядок учета коммерческих расходов и их списания на себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг;
    • процедуры текущего контроля за формированием и величиной коммерческих расходов;
    • особенности в формировании и списании коммерческих расходов за отчетный период.

    Управленческие расходы

    • структурные подразделения/отделы, затраты которых отражаются на счете «Общехозяйственные расходы»;
    • состав управленческих расходов;
    • применяемый порядок учета управленческих расходов и их списания на себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг;
    • процедуры текущего контроля за формированием и величиной управленческих расходов;
    • особенности в формировании и списании управленческих расходов за отчетный период.

    Операционные доходы и расходы

    • состав операционных доходов и расходов;
    • процедуры текущего контроля за формированием операционных доходов и величиной операционных расходов;
    • особенности в формировании операционных доходов и расходов за отчетный период.

    Внереализационные доходы и расходы

    • состав внереализационных доходов и расходов;
    • процедуры текущего контроля за внереализационными доходами и расходами;
    • особенности в формировании внереализационных доходов и расходов за отчетный период.

    Чрезвычайные доходы и расходы

    • состав чрезвычайных доходов и расходов;
    • процедуры текущего контроля за чрезвычайными доходами и расходами;
    • особенности в формировании чрезвычайных доходов и расходов за отчетный период.

    Учет заработной платы

    • документы, устанавливающие порядок расчета/начисления заработной платы;
    • порядок расчета/начисления заработной платы;
    • документооборот по учету заработной платы, удержаний и начислений;
    • процедуры текущего контроля за правильностью расчета/начисления заработной платы, удержаний и начислений;
    • были ли в отчетном периоде внешние проверки расчетов по заработной плате, удержаниям и начислениям и их результаты;
    • особенности в учете заработной платы за отчетный период.

    Все необходимые Бланки можно скачать Здесь

    Приложение «Структура и содержание разделов учета» можно скачать Здесь

     

    Все статьи цикла «"Научно-методическая конференция "Аудит в соответствии с МСА" в рамках проекта ТАСИС"»

    (состоит из 8 статей)

    Методические рекомендации Изучение системы внутреннего контроля клиента (15 Сентября 2005)

    Методические рекомендации Изучение системы бухгалтерского учета клиента (15 Сентября 2005)

    Методические рекомендации Получение информации о деятельности клиента (15 Сентября 2005)

    Методические рекомендации Документирование (15 Сентября 2005)

    Методические рекомендации Определение уровня существенности (15 Сентября 2005)

    Методические рекомендации Планирование (15 Сентября 2005)

    Методические рекомендации Аудиторская выборка (15 Сентября 2005)

    Новые Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности. (15 Сентября 2005)