1. Общие положения.
- Система бухгалтерского учета – это совокупность конкретных форм и методов, обеспечивающих возможность для данной организации вести учет своего имущества, обязательств путем сплошного, непрерывного, документального и взаимосвязанного их отражения в учетных регистрах на основании первичных документов, т. е. осуществлять ведение бухгалтерского учета, а также формировать бухгалтерскую отчетность.
- Система бухгалтерского учета включает:
- учетную политику;
- рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета;
- формы первичных документов, применяемые для оформления хозяйственных операций, как типовые, так и утвержденные организацией при отсутствии типовых форм первичных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности;
- порядок проведения инвентаризации и методы оценки видов имущества и обязательств;
- правила документооборота и технологию обработки учетной документации;
- порядок контроля за хозяйственными операциями, а также другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета, включая организационную структуру бухгалтерии и распределение полномочий между ее сотрудниками (см. Бланк III-C «Информация о деятельности клиента»).
- первичные учетные документы;
- сводные учетные документы;
- регистры бухгалтерского учета;
- данные внутренней бухгалтерской отчетности.
2. Организация работы аудитора.
- При первоначальном аудите у клиента должны быть получены документы, регламентирующие его учетную политику и систему бухгалтерского учета.
- Необходимая информация может быть получена также путем устного опроса и письменных пояснений.
- При повторяющемся аудите клиент должен либо предоставить информацию об изменениях в учетной политике и системе бухгалтерского учета по сравнению с периодом, проверенным в ходе предыдущей аудиторской проверки, либо подтвердить, что никаких изменений не было.
- На странице 1 Бланка III-E приводится перечень рабочей документации по описанию системы учета.
- На странице 2 Бланка III-E и далее приводится описание процедур ведения учета по отдельным разделам учета. На одной странице бланка может быть описание одного или более разделов учета, описание некоторых разделов учета могут превысить одну страницу.
- Рекомендуемая структура и содержание каждого раздела приводятся в Приложении.
- Описание системы учета может включать и другие разделы учета, не указанные в Приложении.
- Документооборот может быть представлен в виде текста, графика, схемы.
3. Особенности изучения и описания системы бухгалтерского учета в субъектах, использующих упрощенную форму учета.
- К субъектам, использующим упрощенную форму учета, относятся те, которые ведут два вида учетных регистров: книгу учета хозяйственных операций и ведомость учета соответствующих объектов учета.
- При описании системы бухгалтерского учета в субъектах, использующих упрощенную форму учета, рекомендуется ответить на следующие вопросы:
- количество бухгалтеров и работников, отвечающих за сохранность товарно-материальных ценностей;
- наличие учетной политики;
- наличие рабочего плана счетов и его особенности;
- наличие утвержденного графика документооборота и осуществление контроля за его выполнением;
- применение в учете и управлении компьютерных программ;
- наличие форм первичных учетных документов отличных от типовых;
- порядок проведения инвентаризации;
- порядок ведения книги учета хозяйственных операций;
- состав регистров и порядок записи в них;
- применяемый порядок учета затрат на производство и формирования себестоимости;
- направления использования прибыли;
- процедуры текущего контроля за наличием и использованием товарно-материальных ценностей;
- процедуры текущего контроля за правильностью расчетов с дебиторами и кредиторами;
- особенности в движении внеоборотных активов и товарно-материальных ценностей за отчетный период;
- особенности в расчетах с дебиторами и кредиторами за отчетный период.
Общая организация бухгалтерского учета
- состав бухгалтерии и структурная схема бухгалтерии;
- наличие учетной политики;
- наличие должностных инструкций, фактические обязанности работников бухгалтерии и их полномочия;
- наличие рабочего плана счетов и его особенности;
- наличие утвержденного графика документооборота и осуществление контроля за его выполнением;
- форма бухгалтерского учета;
- применение в учете и управлении компьютерных программ;
- наличие утвержденной внутренней отчетности и осуществление контроля за ее составлением и предоставлением;
- наличие форм первичных учетных документов отличных от типовых;
- наличие положения о порядке проведения инвентаризации и организация инвентаризации (утверждение комиссии по проведению инвентаризации, наличие протоколов заседаний комиссии).
Нематериальные активы
- оценка нематериальных активов;
- основные источники поступления нематериальных активов и структурные подразделения/отделы осуществляющие закупки/создание объектов нематериальных активов;
- документооборот по учету нематериальных активов;
- документы, устанавливающие сроки полезного использования нематериальных активов;
- основные места/участки использования нематериальных активов;
- принятые методы начисления амортизации по объектам нематериальных активов;
- процедуры текущего контроля за наличием и использованием нематериальных активов;
- особенности в движении нематериальных активов за отчетный период.
Основные средства
- оценка основных средств;
- основные источники поступления основных средств, структурные подразделения/отделы, осуществляющие закупки/создание объектов основных средств;
- документооборот по учету основных средств;
- принятые методы начисления амортизации по объектам основных средств;
- используемые методы переоценки основных средств;
- процедуры текущего контроля за наличием и использованием основных средств;
- особенности в движении основных средств за отчетный период.
Незавершенные капитальные вложения
- хозяйственные операции, отражаемые на счете «Капитальные вложения»;
- документооборот по счету «Капитальные вложения» по различным объектам капитальных вложений: по строительству объектов основных средств; по приобретению объектов основных средств и нематериальных активов; по вложениям в ценные бумаги и др.;
- процедуры текущего контроля за формированием инвентарной стоимости объектов капитальных вложений;
- особенности капитальных вложений за отчетный период.
Финансовые вложения
- виды финансовых вложений;
- структурные подразделения/отделы, занимающиеся финансовыми инвестициями;
- документы, обосновывающие принятие к учету различные виды финансовых инвестиций;
- документооборот по учету финансовых инвестиций;
- процедуры текущего контроля за эффективностью финансовых вложений;
- особенности финансовых инвестиций за отчетный период.
Запасы сырья и материалов
- основные виды производственных запасов, наличие нормативов запасов;
- методы оценки производственных запасов;
- документооборот по движению сырья и материалов начиная со склада до списания на производство;
- процедуры текущего контроля за наличием производственных запасов и правильностью их списания на производство;
- особенности в движении сырья и материалов за отчетный период.
Товары
- методы оценки товаров;
- основные источники поступления товаров;
- основные виды/номенклатура товаров;
- документооборот по движению товаров начиная со склада до момента реализации;
- процедуры текущего контроля за наличием товаров и возможностью их реализации;
- особенности в движении товаров за отчетный период.
Реализация продукции
- структурные подразделения/отделы, осуществляющие выпуск готовой продукции, выполнение работ и оказание услуг;
- документооборот по выпуску готовой продукции (работ, услуг);
- процедуры текущего контроля за правильностью отражения в бухгалтерском учете операций, связанных с выпуском готовой продукции (работ, услуг).
Незавершенное производство
- состав незавершенного производства и наличие нормативов запасов незавершенного производства;
- метод оценки незавершенного производства;
- процедуры текущего контроля за величиной незавершенного производства;
- особенности незавершенного производства за отчетный период.
Издержки обращения
- состав издержек обращения;
- места/участки формирования издержек обращения;
- документооборот по формированию и списанию издержек обращения;
- процедуры текущего контроля за величиной издержек обращения и правильностью их списания;
- особенности в формировании и списании издержек обращения за отчетный период.
Расходы будущих периодов
- состав расходов будущих периодов;
- документы, устанавливающие сроки и порядок списания расходов будущих периодов;
- процедуры текущего контроля за формированием расходов будущих периодов и обоснованностью их списания;
- особенности в формировании и списании расходов будущих периодов за отчетный период.
Денежные средства
- Касса
- структурные подразделения/отделы, осуществляющие кассовые операции;
- виды кассовых операций и их периодичность;
- наличие в кассе денежных документов;
- поступление в кассу наличной выручки;
- лимит кассовой наличности;
- документооборот по кассе;
- особенности в ведении кассовой книги;
- процедура выдачи денег на заработную плату;
- процедуры текущего контроля за правильностью ведения кассовых операций и кассовой наличностью;
- процедуры текущего контроля за правильностью корреспонденции по счетам;
- особенности в ведении операций по кассе за отчетный период.
- перечень расчетных/текущих счетов в организации и структурных подразделениях;
- структурные подразделения/отделы, осуществляющие операции по расчетным/текущим счетам;
- основные виды операций по расчетным/текущим счетам;
- документооборот по расчетным/текущим счетам;
- процедуры текущего контроля за правильностью ведения операций по расчетным/текущим счетам;
- процедуры текущего контроля за правильностью корреспонденции по счетам;
- особенности в ведении операций по расчетным/текущим счетам за отчетный период.
- перечень валютных счетов в организации и структурных подразделениях;
- структурные подразделения/отделы, осуществляющие операции по валютным счетам;
- основные виды операций по валютным счетам;
- документооборот по валютным счетам;
- процедуры текущего контроля за правильностью ведения операций по валютным счетам;
- процедуры текущего контроля за правильностью корреспонденции по счетам;
- особенности в ведении операций по валютным счетам за отчетный период.
- виды денежных документов, имеющихся в организации;
- места хранения денежных документов;
- основные виды операций с денежными документами;
- документы, обосновывающие принятие к учету и списание денежных документов;
- процедуры текущего контроля за наличием денежных документов, правильностью их оценки и списанием.
Капитал, резервы, фонды
- виды капитала, резервов и фондов, созданных в организации и источники их образования;
- документы, в соответствии с которыми создаются резервы и фонды;
- основные виды операций по движению капитала, резервов и фондов;
- документы, обосновывающие формирование и использование резервов и фондов в течение отчетного периода;
- процедуры текущего контроля за формированием и использованием капитала, средств резервов и фондов;
- особенности в формировании и использовании капитала, средств резервов и фондов за отчетный период.
Целевые финансирование и поступления
- основные источники и направления целевого финансирования и поступлений;
- структурные подразделения/отделы, использующие средства целевого финансирования;
- документооборот по целевым финансированию и поступлениям;
- процедуры текущего контроля за поступлением и использованием средств целевых финансирования и поступлений;
- отчетности по использованию целевых финансирования и поступлений;
- особенности поступления и использования целевых финансирования и поступлений за отчетный период.
Заемные средства
- Кредиты банков
- виды кредитов, полученных организаций, цель получения кредита и срок кредитования, валюта кредита и банк, предоставивший кредит;
- документы, подтверждающие получение и погашение кредитов;
- процедуры текущего контроля за целесообразностью получения кредитов, за их использованием и погашением;
- особенности в получении и погашении кредитов за отчетный период;
- порядок учета расходов и процентов, связанных с получеными кредитами.
- виды займов и от кого получены, цель получения займа и условия предоставления;
- документы, подтверждающие получение и возврат средств займа;
- процедуры текущего контроля за целесообразностью получения займа, за использованием и возвратом заемных средств;
- особенности в получении и возврате заемных средств за отчетный период;
- порядок учета расходов и процентов, связанных с полученными займами.
Покупатели и заказчики
- структурные подразделения/отделы, отвечающие за работу с покупателями и заказчиками;
- документооборот по расчетам с покупателями и заказчиками;
- процедуры текущего контроля за правильностью расчетов с покупателями и заказчиками и состоянием дебиторской задолженности;
- особенности в расчетах с покупателями и заказчиками за отчетный период.
Поставщики и подрядчики
- структурные подразделения/отделы, отвечающие за работу с поставщиками и подрядчиками;
- документооборот по расчетам с поставщиками и подрядчиками;
- процедуры текущего контроля за правильностью расчетов с поставщиками и подрядчиками и состоянием кредиторской задолженности;
- особенности в расчетах с поставщиками и подрядчиками за отчетный период.
Расчеты, не связанные с реализацией и поставками
- Расчеты с дочерними и зависимыми обществами
- структурные подразделения/отделы, взаимодействующие с дочерними и зависимыми обществами;
- документооборот по расчетам с дочерними и зависимыми обществами;
- процедуры текущего контроля за правильностью расчетов с дочерними и зависимыми обществами;
- особенности в расчетах с дочерними и зависимыми обществами за отчетный период.
- структурные подразделения/отделы, взаимодействующие с дебиторами и кредиторами, расчеты с которыми осуществляются с использованием счета 76 «Расчеты с прочими дебиторами и кредиторами»;
- документооборот по расчетам с прочими дебиторами и кредиторами;
- процедуры текущего контроля за правильностью расчетов с прочими дебиторами и кредиторами и состоянием дебиторской и кредиторской задолженности;
- особенности в расчетах с прочими дебиторами и кредиторами за отчетный период.
- структурные подразделения, расчеты между которыми осуществляются с использованием счета «Внутрихозяйственные расчеты»;
- документооборот по внутрихозяйственным расчетам;
- процедуры текущего контроля за правильностью внутрихозяйственных расчетов и состоянием взаиморасчетов;
- особенности во внутрихозяйственных расчетах за отчетный период.
- документы, определяющие круг лиц, которые могут получать деньги под отчет, и порядок отчета по израсходованным суммам;
- документооборот по расчетам с подотчетными лицами;
- процедуры текущего контроля за правильностью расчетов с подотчетными лицами и состоянием задолженности по подотчетным суммам;
- особенности в расчетах с подотчетными лицами за отчетный период.
Расчеты с бюджетом
- Расчеты по налогу на прибыль
- структурные подразделения, осуществляющие расчеты по налогу на прибыль;
- процедуры текущего контроля за правильностью расчетов по налогу на прибыль;
- были ли в отчетном периоде налоговые проверки расчетов по налогу на прибыль и их результаты.
- структурные подразделения, осуществляющие расчеты по налогу на добавленную стоимость;
- процедуры текущего контроля за правильностью расчетов по налогу на добавленную стоимость;
- были ли в отчетном периоде налоговые проверки расчетов по налогу на добавленную стоимость и их результаты.
- структурные подразделения, осуществляющие расчеты по налогам, взносам и сборам, связанным с реализацией;
- процедуры текущего контроля за правильностью расчетов по налогам, взносам и сборам, связанным с реализацией;
- были ли в отчетном периоде внешние проверки расчетов по налогам, взносам и сборам, связанных с реализацией, и их результаты.
- структурные подразделения, осуществляющие расчеты по прочим налогам, взносам, сборам, акцизам, пошлинам и т.п., не связанным с реализацией;
- процедуры текущего контроля за правильностью расчетов по прочим налогам, взносам, сборам, акцизам, пошлинам и т.п., не связанным с реализацией;
- были ли в отчетном периоде налоговые проверки расчетов по прочим налогам, взносам, сборам, акцизам, пошлинам и т.п., не связанным с реализацией и их результаты.
Выручка от продажи товаров, работ, услуг
- структурные подразделения/отделы, осуществляющие продажу товаров, продукции, работ и услуг;
- документооборот по продаже товаров, продукции, работ и услуг;
- процедуры текущего контроля за правильностью отражения в бухгалтерском учете выручки от продажи товаров, продукции, работ и услуг;
- особенности реализации товаров, продукции, работ и услуг за отчетный период.
Учет затрат и себестоимости проданных товаров, продукции, работ, услуг
- структурные подразделения/места/участки, затраты которых включаются в себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг;
- структурные подразделения/отделы, осуществляющие планирование и расчет себестоимости продукции, работ, услуг;
- применяемый порядок учета затрат на производство;
- применяемый порядок расчета себестоимости готовой продукции;
- применяемый порядок определения себестоимости проданных товаров, продукции, работ, услуг;
- процедуры текущего контроля за величиной затрат на производство;
- процедуры текущего контроля за формированием себестоимости проданных товаров, продукции, работ, услуг;
- особенности в формировании себестоимости проданных товаров, продукции, работ, услуг за отчетный период.
Коммерческие расходы
- структурные подразделения/места/участки, затраты которых отражаются на счете «Коммерческие расходы»;
- состав коммерческих расходов;
- применяемый порядок учета коммерческих расходов и их списания на себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг;
- процедуры текущего контроля за формированием и величиной коммерческих расходов;
- особенности в формировании и списании коммерческих расходов за отчетный период.
Управленческие расходы
- структурные подразделения/отделы, затраты которых отражаются на счете «Общехозяйственные расходы»;
- состав управленческих расходов;
- применяемый порядок учета управленческих расходов и их списания на себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг;
- процедуры текущего контроля за формированием и величиной управленческих расходов;
- особенности в формировании и списании управленческих расходов за отчетный период.
Операционные доходы и расходы
- состав операционных доходов и расходов;
- процедуры текущего контроля за формированием операционных доходов и величиной операционных расходов;
- особенности в формировании операционных доходов и расходов за отчетный период.
Внереализационные доходы и расходы
- состав внереализационных доходов и расходов;
- процедуры текущего контроля за внереализационными доходами и расходами;
- особенности в формировании внереализационных доходов и расходов за отчетный период.
Чрезвычайные доходы и расходы
- состав чрезвычайных доходов и расходов;
- процедуры текущего контроля за чрезвычайными доходами и расходами;
- особенности в формировании чрезвычайных доходов и расходов за отчетный период.
Учет заработной платы
- документы, устанавливающие порядок расчета/начисления заработной платы;
- порядок расчета/начисления заработной платы;
- документооборот по учету заработной платы, удержаний и начислений;
- процедуры текущего контроля за правильностью расчета/начисления заработной платы, удержаний и начислений;
- были ли в отчетном периоде внешние проверки расчетов по заработной плате, удержаниям и начислениям и их результаты;
- особенности в учете заработной платы за отчетный период.
Все необходимые Бланки можно скачать Здесь
Приложение «Структура и содержание разделов учета» можно скачать Здесь