Международные стандарты инвестиционной деятельности, новые возможности для России

Другие вопросы

Автор:
Источник: "Про-Инвест"
Опубликовано: 16 Сентября 2005

Международные стандарты инвестиционной деятельности,
новые возможности для России.

Глобализация мировых отношений стала уже настолько привычной темой, что без нее сейчас невозможно представить ни одно серьезное исследование в области политики, экономики или финансов. Дискуссии по поводу преимуществ и недостатков глобализации продолжаются, однако сам факт уже давно никем не оспаривается (за исключением социологов, которые не распространяют глобализацию на проблемы миграции населения, где напротив осуществляется политика выстраивания барьеров).

В России о глобализации финансовых рынков активно заговорили в 1997-1998 гг., когда присутствие иностранных портфельных инвесторов на российском рынке финансов было очень велико (что и послужило одной из причин краха рынка ГКО в 1998 г.). После августовского кризиса, усилившего бегство капитала из России, некоторые «горячие головы» призывали к проведению политики экономической и финансовой изоляции страны (пик активности данных воззваний приходился на периоды сложных переговоров с МВФ и западными кредиторами). Однако как только новый президент внятно обозначил свою позицию по этому поводу, пена улеглась, и даже высокопоставленные чиновники министерств и ведомств официально признают, что «Россия открыта для сотрудничества с Западом».

ГЛОБАЛИЗАЦИЯ И СТАНДАРТИЗАЦИЯ – ДВЕ СТОРОНЫ ОДНОЙ МЕДАЛИ

Хорошо это или плохо, но Россия уже реально вовлечена в систему мировых экономических и финансовых отношений.Учитывая уровень экономического развития нашей страны и соответствующий уровень рисков (не позволяющих рассчитывать на иные источники финансирования, кроме как на венчурный капитал), а также колоссальную недоинвестированность промышленных предприятий, говорить о серьезных инвестициях можно только с оглядкой на мировые финансовые потоки. А для них Россия – большой, стратегически важный, но далеко не единственный объект инвестирования, конкурирующий с другими стратегическими полигонами.

В данных условиях унификация подходов и критериев является не прихотью финансистов, а единственно возможной альтернативой неопределенности, которая, как известно из теории риск-менеджмента, и является сутью рыночных рисков.Стандартизация правил и процедур для участников инвестиционных процессов позволяет нивелировать влияние специфических национальных особенностей (очень часто весьма надуманных) и сосредоточиться на решении главных вопросов – где капитал будет работать с максимальной эффективностью и гармонией, где удается достичь желаемого компромисса целей инвестора и предприятия.

Мировое финансовое сообщество (в лице соответствующих объединений и ассоциаций) в последние годы проводит активную работу в области стандартизации и унификации ключевых аспектов инвестиционной деятельности. В частности, 10 октября 1999 г. на заседании высшего координационного органа конфедераций финансовых аналитиков – Международного совета инвестиционных ассоциаций (ICIA) – обсуждался вопрос внедрения в Европе Глобальных стандартов инвестиционной деятельности (Global Investment Performance Standards, GIPS). Представители ассоциаций Азии (ASAF), Европы (EFFAS), Южной Америки (IASSA), а также Ассоциация по инвестиционному менеджменту и исследованиям (AIMR) согласовали порядок работы Совета по инвестиционной деятельности (International Performance Committee, IPC), главной целью которого будет внедрение и поддержание GIPS.

Глобальные Стандарты инвестиционной деятельности – не единственное направление унификации и стандартизации в области финансов и инвестиций. В этой связи необходимо также отметить Международный этический кодекс, учрежденный по инициативе ICIA и согласованный практически со всеми объединениями специалистов в области финансов и инвестиций. Кроме того, Международный комитет по стандартам бухгалтерского учета (IASC) ведет сложную и кропотливую работу по согласованию позиций последователей международных стандартов бухгалтерского учета (IAS) и конкурирующей системы – американского стандарта GAAP (окончательное введение в действие международных стандартов, по словам представителей IASC, ожидается через 3-4 года). Усиливается взаимодействие ICIA и с другой международной организацией, объединяющей национальные комиссии по ценным бумагам (IOSCO). Хотя IOSCO еще и не является действительно международным регулирующим органом, однако эта организация развивает активность по многим существенным направлениям.

Что касается Глобальных стандартов инвестиционной деятельности, то их особенность состоит в том, что они позволяют упростить понимание инвестиционных процессов не только инвесторам и регуляторам, но и предприятиям – объектам инвестиций. Это происходит за счет предъявления со стороны GIPS требований, в первую очередь институциональным инвесторам, что облегчает предприятиям процесс выбора и отсева потенциальных инвесторов за счет единой технологии в соответствии с мировыми стандартами.

ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ GIPS

Главная идея GIPS исходит из того, что инвестиционная практика и регулирование в разных странах различаются. В некоторых странах к настоящему времени еще вообще не сложился комплекс стандартных процедур по раскрытию информации, разрешению конфликтов, методологии оценки рыночной стоимости и т.п. как со стороны эмитентов, так и со стороны инвесторов и профессиональных участников рынка. Среди упомянутых в официальном документе целей GIPS можно отметить следующие:

  • добиться всемирного признания стандартов расчета и представления результатов инвестиционной деятельности в неискаженном и поддающемся сравнению виде, дающем возможность достижения полной открытости;
  • обеспечение аккуратности и последовательности данных об инвестиционной деятельности для отчетности, хранения, изучения и представления данных конечным потребителям;
  • поощрение честной и всеобщей конкуренции между инвестиционными фирмами на всех рынках и снятие барьеров на пути вступления в этот процесс новых фирм;
  • поощрение саморегулирования инвестиционной деятельности в международных масштабах.

Упорядочение инвестиционных стандартов в рамках GIPS позволит сравнивать результаты деятельности инвестиционных менеджеров независимо от их географического местоположения, а также облегчит диалог между менеджерами и клиентами на предмет того, как были достигнуты те, или иные результаты, и как менеджер собирается добиваться прогнозируемых результатов в будущем. GIPS в целом можно охарактеризовать следующим образом:

  • это стандарт раскрытия полной и достоверной информации о результатах инвестиционной деятельности того или иного инвестиционного менеджера;
  • это минимальный (базовый) стандарт, который дает возможность странам со слабым законодательством в этой области использовать мировой опыт. Данный стандарт может быть усилен (дополнен) местным регулирующим органом. Если GIPS вступают в противоречие с местным законодательством, компании должны подчиняться последнему и открыто декларировать эти противоречия;
  • это требование раскрытия информации по ставкам вознаграждения за управление портфелями со схожими стратегическими и/или инвестиционными целями за период не менее 5 лет;
  • это требование постоянства методик расчета параметров.

Текущая редакция GIPS содержит не только обязательные, но и рекомендательные положения. Стандарты не охватывают все без исключения аспекты инвестиционной деятельности и в дальнейшем будут совершенствоваться (рекомендуемая часть, возможно, станет обязательной).

Однако GIPS – это не только стандарты, но и определенная процедура, которую должны (могут) пройти институциональные инвестиционные менеджеры.

Компании, которые полностью подготовят отчет о результатах своей инвестиционной деятельности в соответствии с GIPS, смогут использовать официальную формулировку «Компания ХХХ подготовила и представляет данный отчет в соответствии с Глобальными стандартами инвестиционной деятельности». Потребители данной информации будут уверены, что информация о результатах деятельности представлена полностью и без искажений. Таким образом, ожидается, что главный отклик на принятие GIPS должен поступить от местных регулирующих организаций, на которых лежит обязанность проверки соответствия GIPS и местного законодательства (в той части, в которой оно разработано).Формально Глобальные стандарты инвестиционной деятельности состоят из следующих разделов:

  • входные данные;
  • методология расчетов;
  • комбинирование портфелей;
  • раскрытие информации;
  • представление и отчетность.

В разделе «Входные данные» отслеживается полнота представляемых данных, а также их «рыночная ориентация». Иными словами, все расчеты должны базироваться на рыночной стоимости активов в строгом соответствии с международными стандартами бухгалтерской отчетности. В разделе «Методология расчетов» проясняются конкретные вопросы, связанные с расчетами базовых характеристик при построении денежного потока и расчете совокупной нормы доходности для инвестиционного портфеля1 (1 В данной статье сознательно уделяется мало внимания описанию конкретных параметров стандартов: автор исходил из простого тезиса о том, что никакая беллетристика не заменит оригинального документа. Желающие ознакомиться с первоисточником могут найти его на сайте ГИФА по адресу www.gifa.ru.). Это необходимо для совместимости результатов и возможности их универсальной интерпретации.

В разделе «Комбинирование портфелей» устанавливается, что разные портфели должны комбинироваться по признаку преследования какой-либо определенной инвестиционной стратегии или цели. GIPS помогают провести осмысленное и правильное взвешивание по активам в комбинированном портфеле.

В разделе «Раскрытие информации» описывается, какую информацию следует раскрывать институциональным инвестиционным менеджерам. В разделе «Представление и отчетность» GIPS устанавливает рамки и направления для эффективного представления результатов. В некоторых случаях от компаний требуется представление какой-либо специальной информации, которую они смогут совмещать с рекомендациями GIPS.

Важно отметить, что в рамках процедуры подразумевается «Проверка соответствия GIPS», т.е. ознакомление третьего лица с процессом расчетов инвестиционных результатов деятельности компании. Отчет о проверке должен содержать в себе сведения обо всей компании в целом, не ограничиваясь отдельными направлениями бизнеса. Минимальный временной период, который должен подвергаться проверке – 1 год. Без такой проверки компания не имеет права заявлять, что ее отчетность соответствует стандартам GIPS.

GIPS В РОССИИ: ГОЛОВНАЯ БОЛЬ ИЛИ НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ?

Весть об утверждении стандартов Международным комитетом по инвестиционной деятельности еще не слишком разошлась в пределах России, однако некоторые аналитики российских инвестиционных компаний уже успели заявить о том, что при нынешнем состоянии финансового рынка в России внедрение указанных стандартов неактуально.Действительно, внедрение стандартов в России – задача не из легких. Можно вспомнить мучительную эпопею с переходом на международные стандарты бухгалтерской отчетности, когда простой логический шаг в сторону разделения финансовой информации по типу потребителя – отдельно для целей налоговой инспекции, отдельно для менеджмента и инвесторов – вызывает стойкое сопротивление в Министерстве финансов РФ. Неэффективно работают механизмы раскрытия финансовой информации по компаниям-эмитентам. Все это, на первый взгляд, активно говорит в пользу тезиса о преждевременности обсуждения данной темы.

В действительности GIPS могут стать одними из тех стандартов, которые в России будет внедрить сравнительно проще:

  • во-первых, стандартизации подлежит деятельность институциональных инвестиционных менеджеров, которые на порядок более лояльны к вопросам стандартизации по сравнению с эмитентами;
  • во-вторых, GIPS – это дополнительные возможности для эмитентов провести предварительный отсев потенциальных инвесторов с позиций устоявшихся международных подходов. Прежде всего речь идет о работающих в России иностранных (или про-иностранных) компаниях, для которых внедрение GIPS не должно вызвать особых проблем;
  • в-третьих, после кризиса 1998 г. вопросы стандартизации и контроля над рисками были по-новому осознаны субъектами финансового рынка в России. Таким образом, сейчас подходящий момент для «единения в едином порыве» регулирующих органов (в лице ФКЦБ) и объединений, представляющих интересы компаний (прежде всего, НАУФОР) и специалистов в области финансов и инвестиций (прежде всего ГИФА);
  • в-четвертых, нельзя не сказать об актуальности GIPS для финансовых аналитиков, которые являются своего рода лингвистическими посредниками между инвесторами, профессиональными участниками и эмитентами. Аналитики своими руками применяют принятые стандарты при подготовке аналитических отчетов и инвестиционных документов. Следовательно, единые стандарты существенно облегчат им работу в части налаживания коммуникаций между инвестором и эмитентом.

Одним словом, в международную практику внедряется очередной плод громадных усилий целого ряда серьезных специалистов в области инвестиций разных стран мира.

Многие страны, в том числе, например, Украина, уже активно внедряют стандарты в практику взаимоотношений субъектов финансовых рынков. Данные вопросы стоят перед Россией с той же остротой, с какой они стоят перед любой страной, входящей в систему мировых финансов.

Представляется, что стоит не «изобретать велосипед», а напротив, проведя критический анализ предъявленного подхода на предмет совместимости с российскими условиями, использовать его как дополнительную возможность содействовать развитию российских финансовых и фондовых рынков.

Автор: