Минимизация: Как снизить стоимость основных средств в налоговом учете.
С одной стороны, каждая фирма заинтересована снизить первоначальную стоимость основных средств. С другой стороны, фирма должна заплатить поставщику ту сумму денег, которую он требует. О способах снижения стоимости основных средств и пойдет речь в этой статье.
Основные средства отражают в бухгалтерском и налоговом учете по первоначальной стоимости (то есть исходя из суммы всех расходов, связанных с их покупкой).
Порядок формирования первоначальной стоимости основного средства во многом зависит от условий договора его купли-продажи. Вы можете так сформулировать условия договора, чтобы максимально снизить стоимость основного средства и при этом перечислить поставщику ту сумму денег, которая ему требуется.
Если фирма снизит первоначальную стоимость основного средства, то она получит сразу несколько преимуществ. Дело в том, что стоимость основных средств включается в расходы в течение длительного периода времени (по мере начисления на них амортизации). Снижая их стоимость в налоговом учете, вы сможете часть расходов по покупке основного средства включить в расходы единовременно и уменьшить налогооблагаемую прибыль. Более того, если стоимость основного средства понизится как в налоговом, так и в бухгалтерском учете, вы сможете сэкономить и на налоге на имущество.
Первый способ
В бухгалтерском и налоговом учете первоначальная стоимость основного средства формируется по-разному. Так, некоторые расходы по правилам бухгалтерского учета увеличивают его первоначальную стоимость, а по правилам налогового учета – нет.
К таким расходам, в частности, относятся отрицательные суммовые разницы. Такие разницы возникают, если цена основного средства установлена в условных денежных единицах или иностранной валюте. Законом это не запрещено, однако цены, установленные в условных денежных единицах (иностранной валюте), нужно пересчитывать в рубли.
Как сказано в Гражданском кодексе, если цена того или иного имущества установлена в условных денежных единицах, то пересчет осуществляется либо по официальному курсу условной единицы на день платежа, либо по тому курсу, который установлен в договоре (ст. 317 ГК РФ).
Согласно Положению по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» (ПБУ 6/01), такой пересчет делается:
- на дату оприходования основного средства;
- на дату оплаты основного средства.
Если основные средства приходуются по одному курсу, а оплачиваются по другому (более высокому), то в учете фирмы-покупателя возникнет отрицательная суммовая разница.
По правилам бухгалтерского учета отрицательные суммовые разницы, связанные с приобретением основного средства, увеличивают его первоначальную стоимость.
В налоговом учете отрицательные суммовые разницы учитывают как внереализационные расходы. На стоимость основного средства они не влияют.
В результате в налоговом учете основное средство будет числиться по меньшей стоимости, нежели в бухгалтерском учете. Поэтому вы можете так сформулировать условия договора, чтобы максимально снизить стоимость основного средства, по которой оно будет отражено в налоговом учете.
Для этого следует установить более низкий курс условной единицы, действующий на день оприходования основного средства, нежели курс, действующий на день его оплаты.
Например, фирма договорилась купить основное средство за 30 000 рублей. Необходимое условие договора может звучать так:
«Стоимость основного средства составляет 1000 условных единиц по курсу 20 руб./USD. Если основное средство оплачивается после его отгрузки покупателю, то оплата производится по курсу 30 руб./USD».
Если деньги за основное средство будут перечислены после его отгрузки, вы заплатите поставщику требуемую сумму денег (30 000 рублей). При этом доплата будет квалифицирована как суммовая разница.
В бухгалтерском учете суммовая разница будет включена в стоимость основного средства, а в налоговом – отражена в составе внереализационных расходов и полностью учтена при налогообложении прибыли.
Как применить этот способ на практике, покажет пример.
Пример 1. 10 мая 2003 года ООО «Пассив» купило станок. Согласно договору, стоимость станка составляет 1200 долл. США (в том числе НДС – 200 долл. США) по курсу 20 руб./USD. По условиям договора, если деньги за станок перечисляются после 15 мая 2003 года, то оплата производится по курсу 30 руб./USD. Деньги за станок были перечислены «Пассивом» 16 мая 2003 года. При покупке и оплате станка бухгалтер «Пассива» сделал записи: 10 мая 2003 года Дебет 19 Кредит 60 – 4000 руб. (200 USD x 20 руб./USD) – учтен НДС по станку; Дебет 08 Кредит 60 – 20 000 руб. (1000 USD x 20 руб./USD) – оприходован станок; 16 мая 2003 года Дебет 60 Кредит 51 – 36 000 руб. (1200 USD x 30 руб./USD) – оплачен станок; Дебет 19 Кредит 60 – 2000 руб. (200 USD x (30 руб./USD – 20 руб./USD)) – учтен НДС с суммы доплаты; Дебет 08 Кредит 60 – 10 000 руб. (1000 USD x (30 руб./USD – 20 руб./USD)) – увеличена стоимость станка на отрицательную суммовую разницу; Дебет 01 Кредит 08 – 30 000 руб. (20 000 + 10 000) – введен станок в эксплуатацию; Дебет 68 субсчет «Расчеты по НДС» Кредит 19 – 6000 руб. (4000 + 2000) – принят к налоговому вычету НДС по станку. В результате первоначальная стоимость станка составит:
|
У этого способа есть и недостаток. Так как основное средство будет числиться в бухгалтерском и налоговом учете по разной стоимости, вам придется вести по такому имуществу дополнительные регистры налогового учета.
Второй способ
Существует и другой способ снижения первоначальной стоимости основного средства. Вы можете определить, что, если основное средство будет оплачено после той или иной даты, покупатель должен доплатить неустойку (штраф).
В бухгалтерском и налоговом учете уплаченные штрафы учитывают одинаково (как внереализационные расходы). На стоимость основного средства они не влияют.
Например, 10 мая 2003 года фирма купила основное средство за 30 000 рублей. Необходимое условие договора может звучать так:
«Стоимость основного средства составляет 20 000 рублей. Если деньги за основное средство перечисляются после 15 мая 2003 года, то покупатель уплачивает неустойку в сумме 10 000 рублей».
В результате вы заплатите поставщику ту сумму, которая ему необходима. Сумма доплаты отражается в составе внереализационных расходов и полностью списывается в уменьшение налогооблагаемой прибыли.
Преимущества этого варианта в том, что вы, во-первых, сэкономите на налоге на имущество, так как стоимость основного средства будет снижена, а во-вторых, дополнительных налоговых регистров по учету основных средств не потребуется.
Пример 2. 10 мая 2003 года ООО «Пассив» купило станок. Согласно договору, стоимость станка составляет 24 000 руб. (в том числе НДС – 4000 руб.). По условиям договора, если деньги за станок перечисляются после 15 мая 2003 года, то «Пассив» доплачивает неустойку в сумме 12 000 руб. Деньги за станок были перечислены «Пассивом» 16 мая 2003 года. При покупке и оплате станка бухгалтер «Пассива» сделал записи: 10 мая 2003 года Дебет 19 Кредит 60 – 4000 руб. – учтен НДС по станку; Дебет 08 Кредит 60 – 20 000 руб. – оприходован станок; 16 мая 2003 года Дебет 19 Кредит 76 – 2000 руб. (12 000 руб. x 20 : 120) – учтен НДС с суммы неустойки; Дебет 91-2 Кредит 76 – 10 000 руб. (12 000 – 2000) – начислена неустойка; Дебет 60 Кредит 51 – 24 000 руб. – перечислены деньги за станок; Дебет 76 Кредит 51 – 12 000 руб. – перечислена неустойка; Дебет 01 Кредит 08 – 20 000 руб. – введено в эксплуатацию основное средство; Дебет 68 субсчет «Расчеты по НДС» Кредит 19 – 6000 руб. (4000 + 2000) – принят к налоговому вычету НДС по станку и неустойке. В результате первоначальная стоимость станка и в бухгалтерском, и в налоговом учете составит 20 000 руб. Неустойка (10 000 руб.) будет отражена в составе внереализационных расходов. Она полностью списывается в уменьшение налогооблагаемой прибыли «Пассива». |