В РАЗНЫХ СТРАНАХ мира подготовка финансовой отчетности либо регламентируется подробными и конкретными юридическими правилами, как в России и Украине, либо закон предоставляет юридические рамки регулирования, а конкретные вопросы определяются стандартами, как, например, в Великобритании, либо в основном действуют стандарты, а роль законодательства невелика — США.
Международные стандарты финансовой отчетности (МСФО) (International Financial Reporting Standards, ранее известные как International Accounting Standards) выпускаются Комитетом, а с 2001 года Советом по Международным стандартам финансовой отчетности (СМСФО). СМСФО является негосударственным органом и не несет ответственности перед правительственными организациями. Он устанавливает стандарты финансовой отчетности общего назначения для компаний, относящихся к негосударственному сектору экономики. Целью Комитета по международным стандартам финансовой отчетности является гармонизация правил, бухгалтерских стандартов и процедур, связанных с подготовкой и представлением финансовой отчетности. Дальнейшая гармонизация может быть достигнута путем сосредоточения внимания на финансовой отчетности, составляемой в целях обеспечения информацией, необходимой в процессе принятия решений.
МСФО представляют собой важную международную систему общепризнанных принципов бухгалтерского учета. Они широко применяются и приняты в качестве основы подготовки финансовой отчетности во многих странах. Правила МСФО являются международно-признанными, и признанием полезности отчетности, составляемой по МСФО, является тот факт, что уже сегодня большинство фондовых бирж (например Лондонская) допускает представление ее иностранными эмитентами для котирования ценных бумаг. Международная организация комиссий по ценным бумагам согласилась рекомендовать с 2000 г. признавать МСФО для целей листинга на всех международных рынках (включая Нью-Йоркскую и Токийскую фондовые биржи).
МСФО используются наравне с местными стандартами, то есть в качестве национальных правил или основы для национальных правил.
Правила МСФО принимаются для предоставления консолидированной отчетности компаний, чьи акции котируются на бирже, используются крупнейшими международными корпорациями, транснациональными компаниями с целью привлечения финансирования на международных рынках капитала.
В некоторых компаниях зачастую возникает вопрос консолидации отчетности и ведения локального учета по нескольким стандартам, особенно если филиалы находятся в разных странах и в этих странах разные подходы к подготовке локальной финансовой отчетности. Например, предприятие холдинга ведет регламентированный учет по национальным стандартам, но обязано отправлять отчетность в головную компанию по стандартам IFRS, GAAP и т. д. Как можно автоматизировать этот процесс?
Основной задачей автоматизированной системы подготовки отчетности в соответствии с МСФО является сокращение времени подготовки за счет автоматизации этого процесса. В особенности это актуально для предприятий, которые обязаны публиковать свою отчетность в определенные сроки и к тому же несколько раз в год, например по требованию бирж, на которых котируются ценные бумаги предприятия. Кроме того, при автоматизации процесса проверки информации как на этапе ввода ее в систему, так и на этапе проверки непротиворечивости данных в отчетности значительно сокращается количество ошибок, связанных с «человеческим фактором». В связи с этим потребность в таких системах с каждым годом растет. Однако их создание связано с определенными проблемами. Рассмотрим некоторые из них подробнее.
Нехватка квалифицированных кадров. Данная проблема, как известно, — одна из наиболее острых в области подготовки отчетности по МСФО вообще, а для написания программного обеспечения в области МСФО — в особенности. Для изготовления качественного продукта, подходящего для конкретного предприятия, необходимо выбрать разработчика. Для начала следует определиться с тем, будут ли работы проводиться своими силами или с привлечением подрядчиков. Впрочем, трудности ожидают и в одном и в другом случае.
При проведении работ с помощью внутренних ресурсов первая и самая главная проблема — найти необходимые внутренние ресурсы. Это чревато большими затратами на оплату труда персонала, поэтому следует оценить, оправданны ли они. Для такой оценки необходимо решить, понадобятся ли такие специалисты и в таком количестве по окончании проекта? Если понадобятся — то это будет мощным аргументом в пользу проведения работ по автоматизации собственными силами. Кроме того, еще одна проблема реализации проекта собственными силами состоит в том, что при таком варианте документация (техническое задание, инструкции и т. д.) рискует быть неполной, а иногда и вовсе отсутствовать. Это может быть связано как с нехваткой у программистов-разработчиков времени, так и с желанием «привязать» к себе работодателя за счет эксклюзивности получившейся программы. Грамотная техническая документация необходима для поддержания функционирования автоматизированной системы и внесения в нее изменений.
Если собственные ресурсы отсутствуют, а набирать соответствующий персонал нецелесообразно, то для выполнения работ по автоматизации подготовки отчетности по МСФО можно привлечь стороннюю организацию. Однако здесь тоже есть свои сложности.
Во-первых, собственно выбор подрядчика — проблематично определить степень квалификации сотрудников того или иного претендента. Также трудно оценить, насколько хорошо потенциальный подрядчик понимает потребности предприятия, в результате можно купить готовый продукт, который по тем или иным причинам не подходит предприятию.
Во-вторых, при внедрении системы автоматизации силами подрядчика очень важную роль играет постановка задачи. При недостаточной квалификации специалистов, составляющих техническое задание от заказчика, требования к системе могут меняться в процессе внедрения. В результате придется выяснять отношения не только по вопросу, кто должен доделывать или переделывать программу, но и кто за какие именно изменения должен платить.
Рассмотрим проблемы выбора системы автоматизации составления отчетности.
Пытаться сравнивать различные системы — неблагодарная задача. Обычно при выборе конкретной системы сравниваются решения нескольких разработчиков, т. е. заказчиком составляется список требований и выбираются те системы, которые им соответствуют. При этом необходимо понимать, что существует масса мелочей, которые при таком выборе учесть крайне тяжело. Например, в одной системе вести учет по МСФО означает необходимость выполнения массы рутинных операций, крайне неудобных и непрозрачных, в другой — проводки по МСФО формируются непосредственно при формировании документов локального учета. Но и первая, и вторая системы отвечают требованию «Ведение учета по МСФО». И таких примеров масса.
К выбору системы автоматизации составления отчетности необходимо подойти крайне ответственно, тщательно взвесив все «за» и «против».
Далее рассмотрим проблемы на этапе внедрения. Их следует разделить на две части: проблемы при внедрении системы параллельного учета и проблемы при внедрении системы, автоматизирующей процесс трансформации отчетности.
ВНЕДРЕНИЕ СИСТЕМЫ ПАРАЛЛЕЛЬНОГО УЧЕТА
ОСНОВНОЙ ПРИНЦИП системы параллельного учета — это введение в систему учета по НСБУ дополнительных признаков, на основании которых впоследствии составляется отчетность по МСФО.
Например, при первом применении МСФО необходимо переоценить основные средства. Делается это либо с применением индексов инфляции, либо при помощи независимых оценщиков. Полученная любым из таких способов сумма присваивается каждому основному средству, и весь последующий учет по МСФО, включая списание, начисление амортизации и прочие изменения стоимости, будет вестись исходя из этой «новой» стоимости основных средств. Отчетность, составленная при помощи системы параллельного учета, получается точнее, чем полученная при трансформации, однако и сложностей при ее внедрении больше.
Первая сложность — это снова подбор персонала. Для работы в такой системе мож-но нанять бухгалтеров, имеющих представление об МСФО, а можно научить уже имеющихся бухгалтеров проставлять те или иные признаки в системе. Первый вариант для составления отчетности идеален за исключением того, что платить им придется существенно больше, чем обычным бухгалтерам. При втором варианте значительно возрастает риск ошибок, поскольку работающий с программой параллельного учета ставит тот или иной признак или сумму не на основании своего понимания того, как это должно быть отражено в отчетности по МСФО, а просто потому, что это прописано в инструкции. При этом прописать в инструкции все возможные варианты учета каждой операции довольно трудно.
Отдельно следует рассмотреть проблему обеспечения единой учетной системы на всех подразделениях и предприятиях группы компаний (при составлении консолидированной отчетности). Если единая система отсутствует, то автоматизация параллельного учета значительно усложняется ввиду необходимости работать с данными различных учетных программ, консолидировать их. Обычно в таком случае используют специализированное ПО для консолидации отчетности из различных источников (различные системы учета).
Еще одна проблема, которая может возникнуть при внедрении системы параллельного учета по МСФО, связана с настройкой программы, в соответствии с которой уже ведется локальный учет. Если в ней не предусмотрен достаточно подробный учет (например отсутствует формирование себестоимости по статьям калькуляции), то для составления отчетности по МСФО ее придется дорабатывать. Затраты на такие доработки могут быть весьма существенными, поэтому необходимо делать выбор между ними и неполной автоматизацией процесса подготовки отчетности.
Таблица
Название системы |
Разработчик |
1С:Управление корпоративными финансами |
Совместное решение 1С и 1С-Рарус |
1С:Управление производственным предприятием |
1С |
«ИНТАЛЕВ: Корпоративные финансы» |
ГК «Инталев» |
BasWare IFRS Consolidation |
Basware |
ВНЕДРЕНИЕ СИСТЕМЫ ТРАНСФОРМАЦИИ ОТЧЕТНОСТИ
СУЩНОСТЬ этого подхода состоит в том, что данные локального учета трансформируются по определенным правилам для получения отчетности по МСФО.
Сложность тут в том, чтобы обеспечить достаточную гибкость программы с целью дать составителям отчетности простор для выражения своего профессионального мнения. Результат работы недостаточно гибкой программы будет нуждаться в последующей корректировке. Поэтому необходимо обеспечить как можно больше возможностей для изменения как входящих данных, так и посчитанных в программе, настроек условий и счетов для проводок. Готовых систем автоматизации такого вида деятельности не так много, а сертифицированных на территории Украины — единицы.
В [таблице 1] приведены названия и производители нескольких программных продуктов различных компаний, актуальных на территории Украины. Они различаются по функционалу, но позволяют в той или иной степени решить проблему автоматизации составления отчетности.
Подводя итоги, можно сказать, эффективность проекта по автоматизации подготовки отчетности, как и любого другого проекта, можно оценить как соотношение полученной выгоды с понесенными затратами. Все рассмотренные выше проблемы касаются того, как правильно оценить и оптимизировать выгоды от проекта и затраты на него. Но рассчитывать на успех можно только при заинтересованности в результате всех участников.