МСФО: стоит ли овчинка выделки?

Российский бухучет

Автор:
Источник: Управление компанией
Опубликовано: 10 Июля 2006

В средствах массовой информации все чаще появляются сведения о том, что растущее число российских компаний переходит на Международные стандарты финансовой отчетности (МСФО). Тем не менее, составляя годовой бюджет и планируя в нем расходы на обучение сотрудников, некоторые руководители с надеждой спрашивают: «А нельзя ли обойтись без дополнительных затрат и перехода на новые стандарты?»

Почувствуйте разницу

Серьезная проблема заключается в том, что российские стандарты финансовой отчетности до сих пор в первую очередь ориентированы на удовлетворение нужд налоговой инспекции. Но для расчета налогов существуют соответствующие декларации, а бухгалтерская отчетность имеет другое назначение. Международные стандарты прежде всего защищают интересы собственника, который вложил свои деньги в компанию и теперь, взяв в руки баланс, хочет понять, был ли он прав, приобретая акции, или выгоднее было положить эти деньги в банк под невысокие, но верные проценты. Сможет ли отчетность, составленная по российским бухгалтерским стандартам, ответить на этот важный вопрос? Можно ли ее проанализировать? Давайте посмотрим, что в ней отражено. Начнем с собственно баланса. Первый вопрос, который мы задаем: каковы капитал компании и реальная собственность акционеров? Поначалу кажется, что посчитать собственный капитал не составляет никакого труда. Надо из стоимости всего имущества предприятия (активы) вычесть все долги (обязательства) и путем нехитрой арифметики получить искомую цифру.
На самом деле все не так просто. Данная величина очень сильно зависит от того, насколько верно оценено имущество и полностью отражены обязательства. Поскольку последние, как правило, отображаются в полном объеме, давайте сначала посмотрим, из чего состоит имущество компании.

Изучаем баланс

Начнем с очень важного раздела «Основные средства (здания, оборудование)», включающего (особенно у промышленных предприятий) значительную часть имущества. Что здесь может увидеть владелец предприятия? Разницу между ценой оборудования, за которую оно было приобретено несколько лет назад, и суммой рассчитанной (часто по налоговым нормам) за эти годы амортизации. Насколько это соответствует реальной стоимости актива? На этот вопрос у российского баланса нет ответа. Данная оценка, как правило, получается завышенной, в том числе потому, что налоговые нормы амортизации невысоки, а у акционера появляется иллюзия, что основное средство можно продать сегодня именно за эту сумму.

Международные стандарты предусматривают оценку, которая в большинстве случаев представляет собой рыночную стоимость. Это дает возможность понять, какова реальная цена основных средств на дату составления отчетности

Второй важный вопрос, затрагивающий оборудование и автомобили, — это финансовый лизинг. Он получает все большее распространение в нашей стране, а вот бухгалтерский учет данной операции не всегда соответствует действительности. Согласно российским правилам бухгалтерского учета можно так представить данную операцию, что в балансе не будет отражено ни само имущество, ни обязательство по его оплате (здесь мы видим яркий пример того, что обязательства могут быть показаны не полностью). Международные стандарты и здесь стоят на страже интересов акционеров и не допускают такого искажения информации. Следующий раздел, в который интересно заглянуть, — это учет инвестиций. Для бухгалтерского учета по российским стандартам абсолютно не важно, какой процент акций другой компании приобрело предприятие, — ведь никаких различий в учете не существует. А для акционера? Согласно международным стандартам такие различия есть. Если компания приобрела небольшой процент акций, то единственной ее привилегией будет надежда на успешный бизнес и получение положенных дивидендов. Никакого влияния на данное предприятие такой акционер оказывать не будет. Если же у компании большой процент акций (ориентировочно 20—50%), тогда можно говорить о влиянии на финансово-хозяйственную деятельность предприятия и частичной ответственности за финансовый результат. В этом случае речь идет уже не только о дивидендах, но и о доле прибыли, которая причитается держателям данных акций. Если процент акций превышает 50%, можно говорить о контроле и как следствие о консолидации данной отчетности, т. е. представлении этих компаний как одной хозяйственной единицы. Согласитесь, что различия действительно очень существенны, а в российском балансе увидеть их не представляется возможным.
Посмотрим еще на одну строку баланса — дебиторскую задолженность. Это та сумма, которую мы рассчитываем в будущем получить от покупателей. Опыт показывает, что какая-то часть по разным причинам не будет оплачена, и с точки зрения международных стандартов необходимо сразу признать все возможные расходы, связанные со списанием безнадежных долгов в будущем.В этом случае в балансе будет отражена та сумма, которую компания получит с большой долей вероятности. А в российской отчетности дебиторская задолженность часто подлежит списанию только в том случае, если имеется документ, подтверждающий неплатежеспособность дебитора. Еще одна важная строка — запасы. Представим себе ситуацию, когда в результате проведения инвентаризации на складе обнаружены остатки ранее закупленных материалов для изготовления изделия, в настоящий момент снятого с производства. Скорее всего, в российской отчетности стоимость таких запасов будет включена в баланс. Международные стандарты говорят о том, что данная запись может ввести в заблуждение, так как акционер предполагает, что все запасы ликвидные, а значит, их можно реализовать. Во избежание возможных разочарований международные стандарты требуют списать запасы до возможной суммы, которую можно получить в результате продажи. Можно привести еще много подобных примеров: здесь только штрих – пунктиром намечены возможные «подводные камни» по оценке имущества компании. Несомненно, существует много тонкостей, на описание которых не хватило бы и целого журнала. Наша цель заключается не в этом.

Именно международные стандарты ориентированы на реальную и достоверную оценку активов и обязательств компании.

Итак, предположим, что имущество оценено достоверно и задолженность компании отражена полностью. Можно ли на этом остановиться?

Отчет о прибылях и убытках

Необходимо упомянуть еще один отчет — о прибылях и убытках. Этот важный документ призван показать, каким образом в данном отчетном периоде компания получила тот или иной финансовый результат (надеемся, что прибыль, а не убыток). Интересно взглянуть на данный отчет, составленный согласно российским стандартам. Здесь, скажете вы, ничего сложного быть не может. Взяли все документы, отразили все доходы и все расходы — что же еще? Вот тут нас и подстерегает первая неожиданность.

Исповедуя налоговый подход, российский бухгалтер не имеет возможности отразить ни доход, ни расход, пока у него нет конкретного документа.

Даже если все уверены, что работы выполнены, никаких претензий нет, деньги будут получены, а счет-фактуру просто пришлют позже, — российские стандарты не позволят отразить данную операцию. Это относится и к доходам, и к расходам. Несомненно, проводка не будет проигнорирована — она найдет свое отражение в следующем отчетном периоде, когда сей важный документ наконец будет получен. Но в одном году прибыль может получиться больше или меньше не потому, что предприятие хуже или лучше работало, а потому, что счет-фактура не была вовремя получена. Достоверна ли информация, представленная подобным образом в отчете о прибылях и убытках? Нет и еще раз нет. Классификация доходов и расходов предприятия заслуживает отдельного обсуждения. В российской отчетности существует стандартная форма, которую бухгалтер обязан заполнить. А вот разобраться в ней без специальной подготовки удается не каждому — одни «внереализационные доходы и расходы» чего стоят! Почему они вне реализации, если по своей сущности как раз на нее и направлены, неизвестно. Международные стандарты, наоборот, предполагают, что каждое предприятие в зависимости от собственной специфики может написать отчет так, чтобы все доходы и расходы были распределены согласно своей экономической природе. Тогда он будет понятен и удобен для чтения и анализа. Мы не будем утверждать, что в международных стандартах не существует рекомендаций по составлению отчета. Хотим лишь подчеркнуть, что список обязательных строк минимален и выделены только действительно важные показатели. Все остальное — на усмотрение составителей отчетности.

Отчет о движении денежных средств

Не менее важный документ — отчет о движении денежных средств. Он действительно имеет большое значение, так как показывает, как, в каком размере и за счет чего компания генерирует свои денежные потоки. Отчет с аналогичным названием предлагают и российские, и международные стандарты. К сожалению, ни классификации денежных потоков, ни форматы представления данных отчетов не совпадают. В российском варианте подобный документ реального интереса не представляет. Хочется обратить внимание и на примечания к бухгалтерской отчетности: как известно, в российском бухучете они носят очень формальный и неинформативный характер.

В отчете, составленном по международным стандартам, примечания очень полезны и важны для пользователей прежде всего потому, что дают возможность прогнозировать финансовую ситуацию предприятия на будущее.

Параллельный учет или трансформация бухгалтерской отчетности?

Российские стандарты постоянно изменяются и улучшаются, и мы верим, что не за горами тот день, когда отчетность, составленная по измененным правилам бухгалтерского отчета, будет надежна и достоверна, а бухгалтерам не надо будет делать двойную работу. Но это вопрос будущего. Сегодня же у наших компаний есть два варианта: либо вести параллельный учет, либо делать трансформацию бухгалтерской отчетности. У каждого пути есть свои достоинства и недостатки. К преимуществам при ведении параллельного учета можно отнести возможность оперативно предоставлять информацию в промежутке между отчетными датами, а также поддерживать требуемую аналитику, что позволяет в дальнейшем проводить углубленный финансовый анализ. Но для ведения параллельного учета требуется внедрение и использование достаточно дорогостоящего программного обеспечения, что может позволить себе не каждая компания. Затраты на выполнение трансформации, как правило, значительно ниже, но, к сожалению, получаемая информация носит более агрегированный характер, менее точна, и риск допущения ошибки оказывается выше, чем при параллельном учете. Что выбрать — решать вам. В любом случае согласитесь, что, если вы хотите реально оценить свою компанию сегодня, международные стандарты — источник достоверной информации. Как показывает практика, затраты, связанные с внедрением учета по МСФО и обучением персонала этим стандартам, с лихвой окупаются, поскольку перед предприятием открываются новые возможности по привлечению инвесторов и клиентов.

Автор: