Деятельность торговых компаний имеет ряд особенностей , которые значительно усложняют определение величины выручки , отражаемой в отчетности . Это и различные скидки , подарки , рекламные акции , гарантии , предоставляемые на товар . При этом ошибки выявляются как в российском , так и в международном учете . Анализ примеров наиболее неоднозначных ситуаций при определении выручки поможет избежать этих ошибок .
Крупные торговые компании одними из первых в России начали составлять отчетность по международным стандартам . Причиной тому стали высокие темпы роста потребления в стране , большое количество торговых представительств зарубежных компаний , постоянная потребность торговых компаний в кредитных ресурсах и необходимость осуществлять значительные инвестиции для открытия новых торговых точек .
Вопросам признания и оценки выручки посвящен МСФО ( IAS ) 18 «Выручка» ( Revenue ) ( далее – МСФО ( IAS ) 18). В нем немало внимания уделено проблемам учета выручки от продажи товаров .
В общем случае выручка от продажи товаров признается только тогда , когда выполняется ряд условий , указанных в пар . 14 – 19 МСФО ( IAS ) 18.
Оценка выручки производится по справедливой стоимости встречного предоставления , полученного или ожидаемого к получению , с учетом суммы любых торговых скидок или скидок за количество , предусмотренных компанией . Аналогичные требования установлены и в РСБУ : «Величина поступления и ( или ) дебиторской задолженности определяется с учетом всех предоставленных организации скидок ( накидок ) ».
Несмотря на кажущуюся ясность этих правил , проблемы при их применении возникают постоянно в ходе определения момента признания и оценки суммы выручки . При этом ошибки выявляются и в МСФО , и в РСБУ
Рассмотрим некоторые наиболее неоднозначные моменты , возникающие при учете выручки от продажи товаров .
Учет скидок
Предприятия торговли все активнее вводят в практику предоставление различных видов скидок своим покупателям . Это скидки и за объем покупки , и за своевременность оплаты , за совершение покупок в определенное время , за привлечение новых покупателей и многие другие . В соответствии с МСФО все они уменьшают выручку , а не являются расходами . Причем не только те скидки , которые компания принимает решение предоставлять самостоятельно исходя из маркетинговых соображений , но и те , которые ей «навязываются» покупателями ( что происходит , например , при продаже товаров крупным розничным торговым сетям ).
Пример 1
Учет перспективных скидок по объему
В соответствии с применяемой маркетинговой политикой , закрепленной в договорах с покупателями , компания предоставляет клиентам скидки на товар № 1, зависящие от объема продаж . Скидки рассчитываются следующим образом :
а ) при продаже товаров на сумму до 200 000 руб . – скидка 0%;
б ) при продаже на сумму от 200 001 до 300 000 руб . – скидка 5%;
в ) при продаже товаров на сумму более 300 000 руб . – скидка 8%.
Указанные скидки являются перспективными , так как новая цена действует на покупки , совершенные после превышения лимита . Расчеты с покупателями проводятся после окончания отчетного периода .
Предположим , что в течение отчетного периода были осуществлены следующие продажи :
- покупатель А приобрел товары на сумму 520 000 руб .;
- покупатель Б – на 280 000 руб .;
- остальные – менее чем на 200 000 руб . После окончания отчетного периода и до утверждения отчетности покупатель Б также приобрел товаров на сумму 150 000 руб .
В учете и в отчетности дебиторская задолженность и выручка всех покупателей были отражены по указанным выше номинальным суммам . Бухгалтер планировал отразить корректировки в следующем периоде , когда будут проведены все расчеты и покупателям выписаны корректирующие счета . Учитывая требования ПБУ 9/99 и МСФО ( IAS ) 18, дебиторская задолженность и выручка по покупателям А и Б неправомерно отражены как в РСБУ , так и в МСФО , в сумме 800 000 руб ., тогда как требовалось учесть скидки . Покупатель А : (300 000