Некоторые особенности развития российского фондового рынка до 2012 г.

Рынок ценных бумаг. IPO, ICO, IEO

Автор:
Источник: Ценные бумаги
Опубликовано: 19 Июня 2008

(комментарии к докладу ФСФР «О мерах по совершенствованию регулирования и развития рынка ценных бумаг на 2008–2012 гг. и на долгосрочную перспективу).

В начале 2008 г. федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР) подготовила и представила в Правительство доклад «О мерах по совершенствованию регулирования и развития рынка ценных бумаг на 2008–2012 гг. и на долгосрочную перспективу». Этот доклад можно считать новой концепцией по совершенствованию регулирования и развития рынка ценных бумаг на среднесрочную и на долгосрочную перспективу. Основной идей в этой концепции является: поиск новых способов и средства защиты российского рынка ценных бумаг в случаях ухудшения конъюнктуры мирового финансового рынка, при обострении кризисных процессов, экспансии мировых финансовых центров в страны с развивающимися экономиками, в т.ч. и к российскому фондовому рынку, а также создание условий для формирования в России одного из мировых финансовых центров.

В настоящее время в мире наметились тенденции создания на базе национальных финансовых рынков мировых финансовых центров, наличие которых в той или иной стране будет одним из важнейших признаков конкурентоспособности экономик таких стран, роста их влияния в мире, обязательным условием их экономического, а значит и политического суверенитета.

ФСФР считает, что уровень развития российского рынка ценных бумаг, сложившаяся нормативно-правовая база регулирования этого рынка, а также достигнутый уровень развития рынка позволяют сделать вывод о возможности формирования одного из мировых финансовых центров на базе существующего российского рынка ценных бумаг.

Создание в России мирового финансового центра рассматривается ФСФР как важнейший приоритет долгосрочной экономической политики России, обеспечивающая в долгосрочном периоде конкурентоспособность российского финансового рынка.

Практически в докладе все изложенные направления развития фондового рынка напрямую связываются с созданием российского международного финансового центра.

Для того чтобы стать к 2012 г. таким центром, по мнению ФСФР, необходимо выполнение в России ряда важнейших условий как административных, так и экономических. Но в первую очередь, предполагается завершить работы по реализации ранее разработанной Стратегии развития финансового рынка Российской Федерации на 2006-2008 гг., закрепить достигнутые в ходе её реализации результаты. Так до конца 2008 г. будут внесены уточнения в регулирование процедур эмиссии биржевых облигаций – в части предоставления права выпускать биржевые облигации и тем эмитентам, чьи облигации уже включены в котировальный список фондовой биржи.

До окончания 2008 г. ФСФР планирует разработать и представить в Правительство Российской Федерации Кодекс (но не закон) поведения участников финансового рынка по предупреждению и недопущению манипулирования ценами и совершения сделок на основе инсайдерской информации на организованном финансовом рынке, который будет носить рекомендательный характер.

В целом же новые меры, которые необходимы для создания финансового центра можно разделить на организационные меры и экономические.

К организационным мерам относится упрощение процедур государственной регистрации выпусков ценных бумаг; дальнейшее совершенствование регулирования рынка и внедрение механизмов, обеспечивающих привлечение на фондовый рынок частных инвесторов и защиту их инвестиций и др.

К 2012 г. необходимо провести мероприятия, позволяющие повысить конкурентоспособность российского финансового рынка. Для этого нужно будет увеличить ёмкость финансового рынка за счёт привлечения инвестиций от физических и юридических лиц. Увеличение ёмкости рынка предполагается проводить за счёт обязательного публичного размещения ценных бумаг каждого АО, проработавшего три года.

Предполагается выпустить методические материалы по осуществлению размещений, как на российском рынке, так и на зарубежном, предоставлять информацию о стоимости таких размещений.

Также для массового привлечения частных инвесторов предполагается дальнейшее совершенствование биржевых технологий, позволяющих инвесторам самостоятельно выходить на фондовый рынок.

Следующее важное условие создания финансового центра – это повышение прозрачности рыночных сделок и поведения участников рынка, что должно способствовать минимизации инвестиционных рисков инвесторов. Для этого ФСФР предполагает разработать требования для эмитентов, согласно которым ими будет более детально раскрываться структура собст венности российских АО, прежде всего, информации о конечных бенефициа рах акций. Повышение прозрачности сделок бу дет способствовать защите прав мино ритарных акционеров. Такая мера сможет повысить привлекатель ность российских бумаг, а эмитентам привлечь боль шее количество инвесторов, в т.ч. иностранных. Впрочем, по мнению экспертов, не все крупные акционеры захотят раскры вать структуру своих активов и будут искать способы сокрытия информации. Необходима также и прозрачность финансовых институтов, заемщиков и регуляторов. На такую объективную оценку оказались неспособными в последние годы те, кто считался профессионалами в соответствующих сферах. Прежде всего, рейтинговые и страховые компании. Как показывает практика, особенно события развернувшегося в конце 2007 г. – начало 2008 г. финансового кризиса на мировых финансовых рынков, наличие мегарегуляторов не всегда защищает финансовую систему от сбоев и скандалов.

Для инвесторов же в 2009 г. в рамках построения единой информационной системы российского финансового рынка предполагается создать вневедомственный Интернет-портал, в котором должна присутствовать оперативная информация о состоянии фондового рынка, о доходности отдельных финансовых инструментов, о возможных инвестиционных рисках при коррекции рынка, рейтинги компаний, размещающих свои ценные бумаги на фондовом рынке и другая важная информация для частных инвесторов.

Предполагается создание единого информационно-биржевого пространства, путём объединения фондовых бирж через телекоммуникационные системы.

Низкий уровень информированности населения, а также отсутствие доверия к инструментам финансовых рынков приводит к тому, что до сих пор значительная часть наличных денег остается на руках у населения или же вкладываются в банковские депозиты.

К этой проблеме относится также ликвидация финансовой неграмотности населения.

В докладе отсутствует такой важнейший пункт как ликвидация финансовой неграмотности населения.

Для России можно использовать опыт создания учебных центров в США, где через обучение в таких центрах привлекают на фондовый рынок разные слои население, в т.ч. и владеющих небольшими сбережениями. Необходимо массовое привлечение населения к рынку ценных бумаг путем выпуска недорогих книг, журналов и брошюр, раскрывающих особенности операций на рынке ценных бумаг и возможные риски, поджидающие инвесторов.

Пока же население России мало информировано о возможностях рынка ценных бумаг. Например, Национальное агентство финансо вых исследований (НАФИ) выяснило в 2007 г., насколько хорошо россия не информированы об основных фи нансовых услугах в стране. Оказалось, что население страны относительно неплохо знакомо лишь с такими инс трументами, как банковские вклады и потребительские кредиты. Однако граждане почти не имеют представле ния о работе паевых инвестиционных фондов и брокерском обслуживании. А больше всего интереса россияне про являют к информации об ипотеке.

Еще в 2006 г., выступая в роли председателя G 8, Россия предложила разработать международную методоло гию по оценке уровня и динамики повы шения финансовой грамотности населе ния. А в 2007 г. в России долж на была заработать правительственная программа по ликвидации финансовой неграмотности. Для этого Минфин выделял 100 млн. руб. Но программа не заработала, т.к. эту программу всё ещё никак не могут согласовать в Минэкономразвития. А население является одним из наиболее перспективных групп инвесторов. Наличие у физических лиц временно свободных денежных средства позволяет им выбирать объекты инвестирования – вкладывать в депозиты банков, или же покупать различные ценные бумаги.

Между тем низкий уровень финансо вой грамотности населения сдерживает реализацию многих проектов прави тельства. Для ликвидации финансовой неграмотности населения можно ввести в экономических ВУЗах обязательный курс по рынку ценных бумаг.

По мнению ФСФР функционирование международного финансового центра должно быть обеспечено эффективным государственным регулированием, созданием соответствующих правил и норм для участников рынка. Г осударство отвечает за предотвращение системных рисков, которые подвергают опасности экономическое развитие и уровень жизни граждан. Поэтому необходимо продолжать совершенствование методов и моделей управления фондовым рынком. Эффективность управления рынком может оказывать влияние на государственную экономическую политику, т.к. финансовый рынок становится одним из приоритетных секторов экономики. В этих условиях вопрос о едином центре регулирования финансового рынка приобретает особую актуальность. Предполагается, например, что деятельность ОФБУ как института коллективного инвестирования должна управляться из единого центра. Пока же положение складывается так, что часть правил по деятельности ОФБУ определяет Банк России, а часть (по доверительному управлению) ФСФР. Все это несет в себе риск для инвесторов и порождает межведомственные конфликты.

К организационным мерам относится также упрощение процедур государственной регистрации выпусков ценных бумаг; дальнейшее совершенствование регулирования рынка и внедрение механизмов, обеспечивающих привлечение на фондовый рынок частных инвесторов и защиту их инвестиций и др.

ФСФР планирует увеличение количества ценных бумаг в свободном обращении (free floated). Сейчас в РФ этот показатель находится в пределах 20–30 %. «Необходимо стремиться к тому, чтобы в ближайшие два–три года свобод ное обращение ценных бумаг в России достигло не менее 40–50 %»,— отмечает ся в документе. Предполагается, что в законодательно будет введено по нятие free floated и установлено его коли чественные и качественные значения, что поможет частично решить проблему манипулирования ценами. В случае установления количественного диапазона free floated российские эмитенты, чьи ценные бумаги низко ликвидны, не смогут легко манипулировать ценами на эти бумаги. Э та мера позволит увеличить ёмкость рынка и снизить риски у инвесторов. Если будет оп ределено понятие free floated, то бумаги, не удовлетворяющие этому понятию, будут исключаться из расчётов фондовых индексов.

Такая либерализация рынка должна привести к инвестиционному всплеску внутри страны.

Крайне актуальной остаётся задача принятие закона о противодействии злоупотреблений на финансовых и товарных рынках. В докладе предполагается, что только к 2011 г. в России может быть сформирована законодательная база по предотвращению манипулирования ценами и совершения сделок на основе инсайдерской информации. А принятие закона об инсайдерской информации и другие нормативные и законодательные акты, защищающих частных инвесторов о мошенничества опять отложены на неопределенный срок, хотя в ФСФР проект такого закона разработан, но остался на стадии согласования с заинтересованными органами исполнительной власти уже долгий период. Во всех развитых странах такие законы есть и они применяются. В России постоянно выявляются факты использования инсайдерской информации и манипулированием ценами. Так в 2006 –2007 гг. ФСФР было проведено два громких расследований в случае манипулирования с акциями «Полюс – Золото» и ВТБ. Однако результаты оказались практически нулевыми. Максимальный штраф за нарушение законодательства на рынке ценных бумаг, предусмотренных в Кодексе об административных нарушениях, составляет всего 10 тыс. руб. А закона не было и нет. Видимо многие чиновники не заинтересованы в его выходе. А функционирование международного финансового центра без такого закона будет затруднено.

Также необходимо выработать меры по регулированию конфликта интересов управляющего и инвестора. Менеджеры общества, работая в АО и не являясь акционерами данного АО отвечают только за эффективную работу организации. Они заинтересованы в получении высокого вознаграждения и могут, в связи с этим, чрезмерно рисковать имуществом АО (акциями, денежными средствами и др.). Средства контроля в таких компаниях не всегда могут уследить за такими менеджерами. А страдают от этого акционеры. А такие случаи всегда могут произойти. Наглядный пример недавний случай во Франции, когда с кромный сотрудник Socie te Generale Жером Кервиль чуть не погубил второй по капитализации банк Франции Socie te Generale. Превышать лимиты на операции с ценными бумагами он смог из-за слабого внутреннего контроля за операциями сотрудников на рынке ценных бумаг.

Поэтому для российского фондового рынка необходимо разработать требования к организации системы внутреннего контроля АО и к внутренним правилам и процедурам управляющего, которые позволяли бы исключить возможность мошенничества и увеличения личного дохода их сотрудников за счёт недобросовестных операций со средствами акционеров.

Если государство хочет, чтобы частный инвестор активно пошёл на фондовый рынок, то надо либо снизить возможные риски, выпустив нужные законы, ограждающие их от мошенничества или же предоставить налоговые послабления, позволяющие при повышенных рисках и получать повышенный доход. У нас же пока многие нужные законы по фондовому рынку так и не приняты Государственной думой, как и нет налоговых льгот. Например, в США есть и законы и налоговые льготы. В США и в странах Запада большинство семей держит часть своих денежные средства в различных ценных бумагах, т.к. государство путём предоставления налоговых льгот стимулирует участие населения в покупке ценных бумаг, а сами частные инвесторы обучаясь на специальных курсах для начинающих приобретают практические навыки по работе с ценными бумагами и используют различные методы и средства для контроля за своими вложениями. В США основная масса инвесторов это так называемые «бабушки» (так называют частных американских инвесторов), которые всегда считали акции стоимостью выше 50 долл. дорогими. Ценность таких акционеров в том, что они держат бумаги порядка 3–4 лет и на которых не влияют рыночные настроения и новости.

К экономическим мерам, позволяющим обеспечить эффективную работу финансового центра, ФСФР считает совершенствование налогового законодательства. Для привлечения большего количества инвесторов на фондовый рынок ФСФР надеется, что до 2012 г. будет пересмотрено налоговое законодательство в части предоставления налоговых льгот определённой части инвесторов. В 2009 г. предполагается уточнить порядок формирования налоговой базы для отдельных категорий инвесторов и участников рынка и предусмотреть снижение ставок налога на доходы от инвестиций в ценные бумаги до нулевой ставки. На первом этапе указанные преимущества будут распространены, прежде всего, на физических лиц и на институцио нальных инвесторов (кредитные организации, страховые компании, дилеров на рынке ценных бумаг, акционерные инвестиционные фонды), совершающих опе рации за свой счёт. В последующем приведенный ре жим налогообложения может быть распространён и на иные юридические лица.

По замыслу ФСФР эти меры должны привести к перемещению на российский рынок операций не только с российскими финансовыми актива ми, но и с активами других стран. Та ким образом, ФСФР предлагает либера лизовать действующие налоговые барьеры, являющиеся основной причи ной использования российскими ком паниями оффшоров, поскольку боль шинство российских финансовых ин ститутов распределяют основную часть прибыли между своими заграничными дочерними структурами. При отмене налога на прибыль ФСФР надеется вернуть на наш рынок капиталы с российским проис хождением. Такая либерализация налоговых правил, по мнению ФСФР, обеспечит мощный приток средств на российский фондовый рынок.

Но участники рынка опасаются, что все эти предложения ФСФР могут остаться на бумаге, т.к. предложения по налоговым льготам могут опять не пройти в Минфине или Минэкономразвития. Минфин будет опасаться, что льготная система налогообложения сможет создать опре делённые возможности для ухода от на логов. Поэтому не будут, не только проведены все задуманные ФСФР мероприятия, но даже и до утверждения этой концепции в Правительстве может не дойти дело.

Дополнения и изменения налогового законодательства предполагается при операциях с производными финансовыми инструментами на срочном рынке.

К экономическим мерам относятся также использование методов секьюритизации, расширение спектра производных финансовых инструментов, развитие коллективных инвестиций, привлечение частных инвесторов через «народные» IPO.

Все вышеперечисленные направления по дальнейшему развитию фондового рынка в России являются по нашему мнению первоочередными мероприятиями, реализация которых создаст возможности для работы международного финансового центра.

Автор: