Новая декларация по налогу на прибыль

Налоговый учет

Автор:
Источник: журнал "Практическая бухгалтерия", сентябрь 2002
Опубликовано: 16 Сентября 2005

Новая декларация по налогу на прибыль.

Недавно значительно изменилась декларация по налогу на прибыль. Она увеличилась в объеме, дополнилась новыми строками, таблицами и приложениями. Заполнить ее теперь гораздо сложнее. Справиться с этой задачей поможет наша статья.

Налоговики в изменениях преподнесли своеобразный «подарок». Теперь в конце каждого квартала фирмы должны сдавать не только лист 02 «Расчет налога на прибыль организаций» декларации, но и приложения 1, 2 и 3 к нему. Раньше их представляли только в конце года.

Если вы платите налог от фактической прибыли за каждый месяц, эти приложения надо сдавать в инспекцию ежемесячно.

Декларация дополнена новыми приложениями 6 и 7 к листу 02. В них показаны внереализационные доходы и расходы. Эти приложения надо сдавать только по итогам года.

Изменен порядок расчета налога за переходный период. Поэтому поменялись листы 12 и 13 декларации.

Как их заполнить, подробно рассказано в статье «Как заполнить декларацию по налогу на прибыль переходного периода» на стр. 61.

Декларацию по новой форме нужно сдать в инспекцию в течение 28 дней после окончания отчетного периода. Для большинства фирм это 28 октября.

В статье мы расскажем, как заполнять приложения 1, 2 и 3 к листу 02. Тем более что это нужно будет делать впервые. Также мы расскажем об основных изменениях в листе 02 декларации.

Порядок заполнения приложения 1

В приложении 1 укажите доходы от реализации.

Сумму выручки от продажи товаров (работ, услуг) запишите в строке 010. Затем расшифруйте ее в строках 011-050.

Если вы продавали товары по бартеру, купленную у граждан сельхозпродукцию или имущество, которое было учтено с НДС, заполните строки 011-016.

Фирмы-экспортеры заполняют строку 017.

Если вы сами производите товары, выполняете работы или оказываете услуги, покажите выручку в строке 020.

Доходы от продажи имущественных прав укажите в строке 030. Исключение – доходы от реализации права требования. Сведения о них приводятся в строках 070-090.

В строке 040 покажите выручку от продажи прочего имущества (материалов, возвратных отходов и т. д.).

Торговые фирмы заполняют строку 050. В ней покажите выручку от перепродажи товаров. Производственные предприятия в некоторых случаях тоже должны заполнять эту строку. Это нужно делать, если в какой-либо из девяти месяцев 2002 года предприятие продавало товары, купленные у других фирм.

По строкам 060-100 фирмы отражают другие виды выручки:

  • доходы от продажи основных средств и нематериальных активов;
  • поступления от реализации прав требования;
  • выручку по подразделениям, которые занимаются обслуживанием производства.

Строки 101-103 заполняют банки, профессиональные участники рынка ценных бумаг, страховые компании.

Общую сумму доходов фирмы от реализации отразите по строке 110.

Пример 1. ЗАО «Актив» делает мебель. За девять месяцев 2002 года оно получило от ее продажи 3 000 000 руб. (в том числе НДС – 500 000 руб.).

Также фирма продает металлическую фурнитуру для мебели, которую покупает у других компаний. Выручка от этого составила 450 000 руб. (в том числе НДС – 75 000 руб.).

В мае 2002 года ЗАО «Актив» продало токарный станок за 180 000 руб. (в том числе НДС – 30 000 руб.).

По строке 010 надо указать:

3 000 000 руб. – 500 000 руб. + 450 000 руб. – 75 000 руб. = 2 875 000 руб.

Эта сумма будет разделена так:

  • по строке 020 – 2 500 000 руб. (3 000 000 – 500 000);
  • по строке 050 – 375 000 руб. (450 000 – 75 000).

По строке 060 фирма показала:

180 000 руб. – 30 000 руб. = 50 000 руб.

Итого доходы ЗАО «Актив» составили 3 025 000 руб. (2 875 000 + 150 000).

Приложение 1 заполнено так:

Показатели Код строки Сумма
1 2 3
Выручка от реализации – всего, в том числе: 010 2 875 000
Из строки 010:    
выручка от реализации товаров (работ, услуг) собственного производства 020 2 500 000
выручка от реализации покупных товаров 050 375 000
Выручка от реализации амортизируемого имущества 060 150 000
Итого доходов от реализации (строка 010 + сумма строка с 060 по 101) 110 3 025 000

Порядок заполнения приложения 2

В приложении 2 отразите расходы, которые связаны с производством и реализацией.

Сначала в приложении укажите прямые расходы, которые относятся к текущему периоду. Для этого из всей суммы таких расходов надо вычесть расходы, которые распределены на «незавершенку», продукцию на складе и т. д.

Подробнее о том, как надо распределять прямые расходы, читайте в статье «Распределение прямых расходов. Как учесть »незавершенку«» августовского номера нашего журнала.

Прямые расходы текущего периода надо указать:

  • тем, кто обрабатывает сырье (металлурги, нефтепереработчики и т. д.), – по строке 010;
  • тем, кто выполняет работы или оказывает услуги (строительные, транспортные, консультационные фирмы и т. д.), – по строке 020;
  • тем, кто ведет другую деятельность, – по строке 030.

Напомним, что прямыми расходами будут: материальные затраты, расходы на оплату труда и ЕСН, амортизация по используемому в производстве оборудованию.

К материальным затратам относятся расходы на покупку сырья и материалов, а также полуфабрикатов.

В качестве прямых расходов на оплату труда теперь учитываются только выплаты производственному персоналу и ЕСН по ним. Раньше сюда включались все расходы на оплату труда.

Особое внимание следует обратить на расчет амортизации. Она зависит от даты приобретения основных средств.

Если имущество куплено после 1 января 2002 года, то амортизация начисляется на его первоначальную стоимость.

По имуществу, приобретенному до 1 января 2002 года, амортизация рассчитывается из остаточной стоимости. Она определяется с учетом переоценок. Причем сумма переоценки, которая сделана до 2002 года, учитывается полностью. А переоценку, проведенную на 1 января 2002 года, можно взять только частично (до 30% от восстановительной стоимости имущества на 1 января 2001 года).

Пример 2. ООО «Пассив» есть станок, который куплен до 1 января 2001 года за 20 000 руб. (без НДС).

В 2001 году станок не переоценивался. На 1 января 2002 года по нему начислена амортизация – 12 000 руб.

По решению руководителя станок переоценен 1 января 2002 года. В результате его стоимость увеличилась на 10 000 руб., а сумма амортизации – на 6000 руб.

Для целей бухгалтерского учета остаточная стоимость составит 12 000 руб. (20 000 + 10 000 – 12 000 – 6000).

Результаты переоценки станка для налогового учета принимаются частично (до 30% его восстановительной стоимости на 1 января 2001 года).

Максимальная сумма переоценки, на которую может увеличиться стоимость станка для налогов, равна 6000 руб. (20 000 руб. x 30%).

Амортизация по станку для налогового учета может быть увеличена только на сумму 3600 руб. (12 000 руб. x 30%).

Таким образом, остаточная стоимость станка для налогового учета составит 10 400 руб.

(20 000 + 6000 – 12 000 – 3600).

После прямых расходов в приложении 2 отразите косвенные. Для этого отведены строки 040-170.

По строкам 040-042 отразите те материальные расходы, которые нельзя отнести к прямым. Это затраты на топливо, электроэнергию, оплату работ и услуг других фирм и т. д.

Строки 050-052 отведены для затрат на оплату труда сотрудников (кроме производственных рабочих). Здесь же покажите расходы на добровольное страхование ваших работников.

В строке 060 укажите амортизацию по основным средствам. Исключение – производственные помещения, оборудование, на котором выпускается продукция, и т. д. Отчисления по ним включены в состав прямых расходов.

По строкам 070-170 приведите сумму прочих расходов. Это затраты на ремонт оборудования, страхование, рекламу и т. д.

В строках 180-250 отразите расходы, связанные с отдельными видами доходов. Они показаны в строках 060-100 приложения 1. Это может быть стоимость покупных товаров, реализованного права требования и т. д.

При продаже оборудования или права требования фирма может получить убыток. Покажите его в строках 260-310.

Общую сумму расходов приведите в строке 320.

Пример 3. АО «Актив» занимается строительством. За девять месяцев 2002 года доля «незавершенки» равна 30 процентам.

Стоимость материалов, которые использованы в строительстве, – 900 000 руб. (без НДС). На оплату топлива и электроэнергии израсходовано 120 000 руб.

Сотрудникам ЗАО «Актив» начислена зарплата и ЕСН по ней – 680 000 руб., в том числе:

  • строителям – 450 000 руб.;
  • администрации – 230 000 руб.

Амортизация по строительным машинам (подъемные краны, самосвалы и т. д.) составила 330 000 руб., а по зданию, где находится администрация, – 150 000 руб.

Прямые расходы ЗАО «Актив» равны:

900 000 руб. + 450 000 руб. + 330 000 руб. = 1 680 000 руб.

Из них прибыль за девять месяцев 2002 года уменьшат:

1 680 000 руб. x (100% – 30%) = 1 176 000 руб.

Косвенные расходы ЗАО «Актив» равны:

120 000 руб. + 230 000 руб. + 150 000 руб. = 500 000 руб.

Приложение 2 заполнено так:

Показатели Код строки Сумма
1 2 3
Прямые расходы налогоплательщиков, производство которых связано с выполнением работ, оказанием услуг, относящиеся к расходам текущего отчетного (налогового) периода 020 1 176 000
Материальные расходы, относящиеся к расходам текущего отчетного (налогового) периода, за исключением расходов, относящихся к прямым – всего 040 120 000
в том числе:    
расходы на приобретение топлива, воды и энергии… 041 120 000
Расходы на оплату труда, относящиеся к косвенным расходам текущего отчетного (налогового) периода 050 230 000
в том числе:    
расходы на оплату труда персонала, не участвующего в процессе производства 051 230 000
Суммы начисленной амортизации, относящиеся к косвенным расходам текущего отчетного (налогового) периода 052 150 000
Итого признанных расходов… 320 1 676 000

Порядок заполнения приложения 3

В приложении 3 укажите некоторые виды расходов.

По строкам 010-120 покажите сумму затрат на командировки, подготовку и переподготовку кадров, исследование рынка и т. д.

В строках 130-230 укажите данные по основным средствам и нематериальным активам. В графу 3 запишите их первоначальную (восстановительную) стоимость. Причем по нематериальным активам ее нужно будет расшифровать отдельно в графе 4.

Также заполните графы 5 и 6, где надо показать начисленную амортизацию.

Обратите внимание на строку 221. В ней укажите имущество, которое фактически работает больше, чем должно по новым правилам. Речь идет об активах, купленных до 1 января 2002 года. По ним установите срок, в течение которого амортизация будет уменьшать прибыль. Но помните, что он не должен быть меньше семи лет.

Пример 4. В январе 1996 года ЗАО «Баланс» купило легковой автомобиль за 35 600 руб. Было решено, что он будет использоваться семь лет.

На 1 января 2002 года, автомобиль проработал шесть лет. По нему начислена амортизация – 30 514 руб.

Предельный срок полезного использования автомобиля по новым нормам – пять лет. Это меньше, чем он уже фактически отработал.

Ежемесячно в течение семи лет фирма будет уменьшать прибыль на 60,55 руб. ((35 600 руб. – 30 514 руб.) : 7 лет : 12 мес.).

На 1 октября 2002 года будет начислена амортизация:

(30 514 руб. + 60,55 руб. x 9 мес.) = 30 058,95 руб.

В приложении 3 за девять месяцев 2002 года это будет отражено так:

(руб.)

Показатели Код строки Первоначальная (восстановительная) стоимость В том числе нематериальные активы Сумма начисленной амортизации В том числе нематериальные активы
1 2 3 4 5 6
Амортизируемое имущество по группам          
Отдельная группа в оценке по остаточной стоимости, подлежащей включению в состав расходов в течение срока не менее 7 лет 221 35 600 - 30 059 -

В приложении 3 появилась новая таблица «Расходы, не учитываемые в целях налогообложения». По строкам 240-261 этой таблицы укажите общую сумму таких расходов. Их список есть в статье 270 Налогового кодекса.

Порядок заполнения листа 02

В этом листе рассчитывается налог на прибыль. Фирмы уже сдавали его в инспекцию. Поэтому мы остановимся лишь на основных изменениях.

По строке 010 покажите выручку от реализации товаров (работ, услуг). Возьмите ее из приложения 1 «Доходы от реализации».

В строке 020 отразите расходы, уменьшающие доходы от реализации. Перенесите сюда итог приложения 2 «Расходы, связанные с производством и реализацией».

В строки 030 и 040 запишите внереализационные доходы и расходы. Цифры для этих строк возьмите из налоговых регистров.

В строках 450-540 укажите ежемесячные авансы по налогу на прибыль отдельно по каждому месяцу. Теперь в этих строках вместо старых сроков уплаты налога указаны новые (28-е число месяца).

По строкам 550-620 укажите налог за переходный период.

По строкам 550-570 отразите налог, который нужно заплатить за квартал (месяц). Распределите его по бюджетам. Данные возьмите в листах 12 и 13 декларации.

По строке 580 укажите количество сроков уплаты налога. Если вы отчитываетесь ежеквартально, покажите по этой строке цифру 2 (28 июля и 28 октября). Фирмы, которые отчитываются ежемесячно, указывают цифру 8 (каждое 28-е число с апреля по ноябрь 2002 года).


Автор: