НОВАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ. Проблемы для избранных.
Предприниматели в особом порядке заполняют декларацию о своих доходах. Например, они оформляют приложение В к этой декларации, которое не нужно большинству других плательщиков. Есть и иные тонкости, которые должны учесть ПБОЮЛ при оформлении отчетности.
За 2002 год предприниматели должны отчитаться не позднее 30 апреля 2003 года. Но лучше не откладывать составление декларации о доходах на последние дни, а оформить ее заранее. Заметим, что декларацию о доходах заполняют не все ПБОЮЛ, а лишь те, кто в 2002 году платил НДФЛ (то есть те, кто со всех доходов уплачивал ЕНВД или работал по «упрощенке», эту декларацию не представляют).
Приложения в первую очередь
Декларация состоит из 2 листов и 10 приложений, но в инспекцию надо приносить только те из них, которые заполняются (то есть пустые листы нести в ИМНС не надо). Например, все предприниматели обязаны оформить листы 01 и 02, а также приложения В и Е. Если у налогоплательщика не было доходов или расходов, которые показываются в других приложениях, вся декларация умещается на четырех страничках.
В листе 01 (титульном листе) указываются общие сведения о предпринимателе (ИНН, Ф.И.О., адрес и пр.). Дальше – лист, где отражаются полученные в 2002 году доходы, понесенные расходы и рассчитывается налог. Но этот лист оформляется в последнюю очередь, потому что все записи в него переносятся из приложений.
Приложение А надо заполнить, если помимо предпринимательской деятельности вы работали в какой-либо организации или у другого индивидуала. Там указываются название фирмы, где вы трудились, сумма дохода, которую эта компания начислила за 2002 год, и удержанный налог.
О приложении Б мы говорить не будем, поскольку его заполняют лишь те, кто получал доходы из других стран. А на оформлении следующего приложения (В) остановимся подробно, так как от правильности его заполнения зависит сумма НДФЛ, которую должен заплатить предприниматель. В этом приложении показываются доходы и расходы от предпринимательской деятельности и частной практики. Причем доходы и расходы записываются отдельно по каждому виду деятельности. Например, если предприниматель продавал товары и оказывал автотранспортные услуги, то он заполняет две строки по доходам и две – по расходам.
Следует учесть, что в доходы включается выручка предпринимателя, уменьшенная на НДС и налог с продаж, которые он взял с покупателей товаров (работ, услуг).
Пример 1 |
Также в приложении В надо записать данные о расходах, их предприниматели определяют в том же порядке, что и организации (ст. 221 НК РФ). При налогообложении можно учесть только те затраты, которые направлены на получение доходов (если вы купили жене платье, то, естественно, это ваши личные расходы и их не надо отражать в отчетности). Причем расходы в приложении В показываются с разбивкой по группам. Отдельно отражаются материальные расходы, начисленная амортизация и расходы на оплату труда (если вы нанимали работников). Все остальные затраты суммируются и указываются в составе прочих, к которым, в частности, относится плата за аренду имущества, используемого для предпринимательства, оплата консультационных услуг, затраты на рекламу и т. д. Обращаем внимание, что плательщики НДС не включают в затраты ту часть налога, которая была уплачена поставщикам, подрядчикам, контрагентам.
Пример 2 |
Есть документы – есть затраты
Показывая в приложении В расходы, вы должны подтвердить их документами.
Валентина Акимова, руководитель департамента налогообложения доходов и имущества физических лиц МНС России:
– Порядок подтверждения затрат устанавливает инспектор. Он может потребовать, чтобы плательщик составил реестр всех расходных документов (см. образец. – Примеч. редакции) и приложил его к декларации. Если документов немного, то вместе с реестром скорее всего придется представить их копии. Если же инспектор потребуют подлинники, этот приказ надо выполнить. Но документы должны передаваться в ИМНС только на период камеральной проверки (по статье 88 НК РФ эта проверка не может продолжаться больше 3 месяцев. – Примеч. редакции). Факт передачи документов в инспекцию оформляется актом, к которому прилагается их перечень. Когда инспектор возвращает подлинники, он также обязан составить акт и реестр возвращенных документов.
– Чеки и прочие «мелкоформатные» документы мы советуем наклеить на отдельные листы. Под каждым наклеенным документом надо поставить его порядковый номер на этом листе, а внизу листа желательно сделать надпись: «на листе … документов». После этого пронумеруйте листы и сброшюруйте их в одну или несколько пачек. На каждой пачке нужно написать: «В пачке … листов, … документов».
Реестр документов, подтверждающих расходы предпринимателя Васильева С.В.
№ п/п | Наименование документа | Дата выдачи документа | Номер документа | Сумма, указанная в документе, руб. коп. | Сумма расхода (без НДС), руб. коп. |
1 | Квитанция к приходному кассовому ордеру, подтверждающая оплату аренды | 12 января 2002 года | 6 | 6000-00 | 5000-00 |
2 | Чек ККМ/ товарный чек (на приобретение материалов) | 12 января 2002 года | 2134/ б/н | 4000-00 | 4000-00 |
3 | Накладная на материалы и квитанция к приходному кассовому ордеру | 18 января 2002 года | 23/ 36 | 9600-00 | 8000-00 |
Нет документов – есть затраты
Предприниматель может уменьшать свой доход и на те затраты, которые документально не подтверждены. В этом случае считается, что расходы налогоплательщика составили 20 процентов от его дохода, причем в НК РФ есть оговорка, что этот вычет вправе получить только зарегистрированные предприниматели. Для того чтобы налоговики снизили ваш облагаемый доход на 20 процентов, нужно на имя начальника инспекции написать заявление с просьбой применить профессиональный налоговый вычет и подать его в ИМНС вместе с декларацией. Если же у ПБОЮЛ есть документы только на часть расходов, то он должен выбирать: или списать лишь документально подтвержденные расходы или уменьшить свой доход на 20 процентов.
Пример 3 Доход от предпринимательской деятельности, отраженный в декларации Алексея Воробьева, – 500 000 руб. Расходы налогоплательщика составили 200 000 руб., но из них документально подтверждены только 80 000 руб. В этом случае предпринимателю лучше заявить, что у него вообще нет подтверждающих документов, и подать заявление о применении 20-процентного вычета. Тогда он может уменьшить свой доход на 100 000 руб. (500 000 руб. х 20%). А если бы он списывал документально подтвержденные расходы, то вычесть ему бы удалось всего 80 000 руб. Но одновременно списать и 100 000 руб., и 80 000 руб. Воробьев не вправе. |
Особенности определения предпринимателями дохода, который учитывается при расчете стандартных вычетов и отражается в пункте 1.1 приложения Е, показаны в таблице.
Порядок заполнения предпринимателями пункта 1.1 приложения Е
Категория предпринимателя | Порядок определения помесячного дохода, показанного в пункте 1.1 |
Получающий стандартные вычеты на предприятии | В соответствии со справкой, выданной на предприятии |
Не получающий стандартные вычеты на предприятии, если ПБОЮЛ может определить фактический доход за каждый месяц | По фактическим доходам, указанным в книге учета доходов и расходов предпринимателя |
Не получающий стандартные вычеты на предприятии, если ПБОЮЛ не может определить фактический доход за каждый месяц | Доход за месяц равен 1/12 годового дохода |
Свести все воедино
Для большинства ПБОЮЛ приложение Е – последнее, которое надо составить, а приложения Ж-К они не заполняют. Оформив необходимые приложения, их итоговые данные предприниматель переносит в лист 02. Дальше рассчитывается сумма НДФЛ, начисленная за 2002 год, она сравнивается с суммой всех авансовых платежей по этому налогу, перечисленных в 2002 году. Если эта сумма окажется меньше начисленного налога, то не позднее 15 июля надо доплатить разницу. Если же, наоборот, сумма налога, внесенного авансом, больше начисленного НДФЛ, то переплату вам должны вернуть или зачесть в счет будущих платежей.
И, наконец, последнее, что от вас требуется: на листе 02 укажите данные о предполагаемых доходах и расходах на текущий год. Это несложно – надо лишь взять показатели прошлого года: доходы – это показатель пункта 3.1 приложения В, а расходы – сумма данных, приведенных в пункте 3.2 приложения В, и стандартных вычетов, если их предоставляет ИМНС (п. 2 приложения Е). Затем инспектор на основании этих сведений определяет налог и выписывает уведомление одновременно на сумму доплаты (если вы должны по результатам 2002 года доплатить НДФЛ) и на сумму авансовых платежей по налогу за 2003 год. Налог за 2003 год надо заплатить тремя частями: 50 процентов – до 15 июля 2003 года, а не позднее 15 октября 2003 года и 15 января 2004 года – еще по 25 процентов.