О переоценке основных фондов, переходе на Международные бухгалтерские стандарты (МБС), соответствии Налогового кодекса Российской Федерации стандартам МБС и некоторых перспективах развития России

IAS 16 Основные средства

Автор:
Опубликовано: 16 Сентября 2005

Правительство Российской Федерации выдвинуло задачу: в ближайшие годы российские предприятия должны перейти на Международные бухгалтерские стандарты (МБС). Посмотрим, насколько существующее законодательство и, в частности, Налоговый кодекс Российской Федерации соответствуют решению этой задачи. И насколько существующие законы соответствуют задачам ускоренного развития страны, выдвинутым Президентом Российской Федерации В.В. Путиным.

О переоценке

Согласно МБС, в частности в версии GAAP, принятой в США и ряде других стран с развитой рыночной экономикой, активы в балансе должны быть показаны по их рыночной стоимости, переоценка которых регулярно происходит с привлечением аттестованных оценщиков. Обычно это делается не реже одного раза в три года или в случае, если уровень годовой инфляции превышает 20 процентов.

Заметим, что в Налоговом кодексе Российской Федерации, вторая часть которого введена в действие с 1 января 2002 года, положение об обязательной переоценке отсутствует.

Обязательная переоценка организаций бюджетной сферы была произведена на 1 января 2003 года. Последняя обязательная переоценка основных фондов предприятий была произведена в России на 1 января 1997 года. До этого обязательные переоценки производились регулярно в один-два года. С 1 января 1997 года реальная стоимость основных фондов предприятий выросла более чем в три раза и в балансе подавляющего числа предприятий основные фонды отражены именно по состоянию на 01.01.1997 (с учетом естественного последующего движения основных средств).

Чем же можно объяснить замораживание процесса переоценки после 1997 года?

На наш взгляд, это объясняется тем, что к этому времени был завершен процесс создания вертикально-интегрированных сырьевых компаний (ВИНКов), в частности нефтяных, формирования в этих компаниях так называемого трансфертного (внутрикорпоративного) ценообразования и успешным лоббированием хозяевами этих компаний своих интересов в государственных органах управления.

О трансфертном ценообразовании

Сразу отметим, что использование трансфертного ценообразования в большинстве развитых стран является уголовным преступлением.

При использовании вертикально-интегрированными компаниями, в частности нефтяными, трансфертных цен головные управляющие компании таких ВИНКов покупают у своих дочерних нефтедобывающих компаний нефть по заниженной цене, покрывающей только издержки. При этом сами входящие в ВИНКи нефтедобывающие компании практически не имеют по балансу прибыли и, соответственно, налог на прибыль не платят. Обычно две трети добываемой нефти управляющая компания продает за границу по, соответственно, заниженной цене (издержки нефтедобывающих компаний плюс стоимость доставки, акцизы, пошлины и т.д.), большая же часть фактической прибыли оседает в офшорных зонах. Именно по этой схеме и производится вывоз за границу большей части капитала.

В этом и есть ответ на реплику Председателя Государственной Думы Г.Н. Селезнева в интервью от 10 июля 2003 года по поводу ситуации с «Юкосом»: «надо разобраться, откуда в России появились миллиардеры».

При проведении переоценки основных фондов увеличатся амортизационные отчисления более чем в три раза, соответственно, увеличатся издержки добывающих компаний и уменьшится маржа для хозяев ВИНКов от продажи сырья за границу. Очевидно, что проведение указанной переоценки для хозяев таких компаний крайне не выгодно.

Замечание

При проведении оценки государственного пакета акций компании «Славнефть» в 2002 году оценщики аудиторской компании «Росэкспертиза» оценили этот пакет по двум сценариям:

  1. при сохранении трансфертного ценообразования;
  2. при ликвидации трансфертного ценообразования.

Оказалось, что при ликвидации трансфертного ценообразования рыночная стоимость нефтяной компании падает примерно в полтора раза. Любопытно, что Российский фонд федерального имущества (РФФИ) выставил к продаже государственный пакет акций компании «Славнефть» по цене, рассчитанной именно при ликвидации трансфертного ценообразования, которое, однако, «успешно» продолжает действовать и в настоящее время.

Из этого, в частности, следует, что рыночные на сегодняшний день капитализированные стоимости крупных нефтяных компаний (отражающие и пробелы в налоговом законодательстве Российской Федерации) завышены в среднем в полтора раза.

О некоторых положениях Налогового кодекса Российской Федерации и постановлениях Правительства Российской Федерации

А. О ликвидации стимулирующих механизмов для развития предприятий.

До введения второй части Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) налог на прибыль уменьшался на долю амортизационных отчислений, идущих на развитие производственной базы предприятий, что являлось экономическим стимулом для развития и модернизации производства.

В НК РФ полностью ликвидированы налоговые льготы по налогу на прибыль.

Отмена налоговых льгот на прибыль в первую очередь коснулась промышленных предприятий, так как в нефтяных компаниях доля налога на прибыль во всех собираемых налогах относительно невелика.

Б. Об амортизационной политике в НК РФ.

Начисление амортизации для целей налогообложения осуществляется с 1 января 2002 года согласно новому Общероссийскому классификатору основных фондов – ОКОФ (с сохранением начисления амортизации для бухгалтерской отчетности согласно старому классификатору единых норм амортизации), к большинству кодов которого привязаны амортизационные группы с соответствующими сроками полезного использования (кстати, около 15 процентов кодов ОКОФ таких групп не имеют).

Введение нового классификатора мотивировалось необходимостью перехода России на международные формы бухгалтерской отчетности, что не имеет никакого отношения к реальности. В ОКОФ более 11 тысяч кодов, начисление амортизации же в странах с развитой рыночной экономикой осуществляется по 200-300 видам основных средств как для бухгалтерского учета, так и для налогообложения. Отметим, что назначение кодов ОКОФ и новых норм амортизации для бухгалтеров даже средних предприятий стало практически невыполнимой задачей. В компании «Оценка крупных предприятий» разработана компьютерная система помощи оценщику и аудитору ASISв, с помощью которой мы проводили такую работу для предприятий в 2002-2003 году и, в частности, осуществляли экспертизу самостоятельного перехода на систему ОКОФ некоторыми предприятиями. Оказалась, что при самостоятельном проведении такой работы бухгалтерами предприятий допускалось до 40 процентов ошибок. Проверочные органы не могут выявить эти ошибки, так как не имеют таких мощных компьютерных систем, как ASISв.

Согласно Федеральному закону от 29 мая 2002 года № 57-Ф3 «Об изменении правил начисления амортизации» «Амортизируемые основные средства, фактический срок использования которых (срок фактической амортизации) больше, чем срок полезного использования указанных амортизируемых основных средств, установленный в соответствии с требованиями статьи 258 настоящего Кодекса, на 1 января 2002 года, выделяются налогоплательщиком в отдельную амортизационную группу амортизируемого имущества в оценке по остаточной стоимости, которая подлежит включению в состав расходов в целях налогообложения равномерно в течение срока, определенного налогоплательщиком самостоятельно, но не менее семи лет с даты вступления настоящей главы в силу».

Комментарий. Данная, на первый взгляд несуразная, поправка к НК РФ, имеющая, кстати, обратную силу, фактически искусственно продлевает жизнь многим основным средствам на 7 лет и приводит к искусственному занижению суммарных ежемесячных амортизационных отчислений. Например, компьютер, попадающий в третью группу амортизации со сроком амортизации от 3 до 5 лет включительно и с датой постановки на баланс от 1 января 1995 года, по этой поправке должен иметь срок амортизации 14 лет. Как показал наш опыт по переводу предприятий на новую схему амортизации, под эту поправку попадает около 15-20 процентов основных средств. Как говорится «Автора, автора на сцену!».

И такое искусственное занижение амортизации выгодно в первую очередь ВИНКам.

В. О налоге на имущество.

Комитет Государственной Думы по бюджету и налогам на заседании 17 июля 2003 года одобрил поправку, вводящую новую главу в НК РФ «Налог на имущество организаций», которая вступает в действие с 1 января 2004 года. Ставка налога будет увеличена с 2,0 процента, существующих сегодня до 2,2 процента.

Комментарий. Эта поправка больше бьет по предприятиям промышленного сектора, так как для этих предприятий доля налога на имущество по сравнению с другими налогами относительно велика.

И возникает вопрос, почему бы налог на имущество не назначать дифференцированно в зависимости от отраслевой принадлежности компаний. Ведь к самим нефтяным компаниям Правительство Российской Федерации подходит дифференцированно и, например, ставка налога на прибыль для компании «Сургутнефтегаз» существенно выше ставок для компаний «Юкос» и «Сибнефть». Но и установленные «дифференцированные» ставки далеки от реальности, например, эффективная ставка налога на прибыль для компании «Сибнефть» составляет за 2003 год 5 % (последние годы ставка налога на прибыль составляла для промышленных предприятий 24%).

Г. О ставке экспортной пошлины на российскую нефть.

Согласно постановлению Правительства Российской Федерации с 1 июня 2003 года ставки экспортной пошлины на нефть снижены с 40,3 доллара за тонну до 26,8 доллара за тонну.

Комментария не требуется.

Д. Выдержки из обращения к прошедшему в 2002 года Конгрессу бухгалтеров и аудиторов России Общества защиты прав добросовестных налогоплательщиков, подписанного несколькими тысячами руководителей и главных бухгалтеров предприятий:

«Требуем весь авторитет Конгресса направить на скорейшую отмену обязанности бухгалтера гарантировать полноту и достоверность данных налогового учета, надлежащее ведение которого невозможно в принципе».

«Мы убеждены, что ведение отдельного самостоятельного налогового учета требует в масштабах России колоссальных затрат, что снижает в целом эффективность собираемых бюджетных доходов, и идет вразрез с задачами по повышению инвестиционной привлекательности российской экономики.»

В настоящее время Общество защиты прав добросовестных налогоплательщиков проводит сбор подписей под обращением к Президенту Российской Федерации В.В. Путину на ту же тему с еще более жесткими формулировками.

О нефтяных запасах России и о переориентации экономики от сырьевой направленности к производственной

Согласно опубликованному в начале июля 2003 года докладу британской компании BP Россия в 2002 году доказанные нефтяные запасы России составили 60 млрд баррелей (около 6 процентов мировых доказанных запасов, 7-е место в мире по этому показателю). На первом месте стоит Саудовская Аравия – 261,8 млрд баррелей. По данным BP, совокупный объем российской нефтедобычи за 2002 год вырос на 9,1 процента и составил 7,7 млн баррелей в сутки. Россия превратилась во вторую крупнейшую нефтедобывающую страну мира после Саудовской Аравии (8,9 млн баррелей в сутки).

Таким образом, темпы выбора оставшегося запаса нефти в России в 4 раза выше темпов выбора в Саудовской Аравии.

Что же касается реального уровня обеспеченности России нефтью, то здесь имеются полярные мнения. Часто называют срок 20-22 года. Но не ясно, насколько рентабельны многие месторождения. Ведь спрогнозировать рентабельность даже на 5 лет довольно затруднительно. И некоторые российские ученые говорят, что уже к 2012-2015 годам в России могут возникнуть большие проблемы с нефтью, и уже сейчас надо ограничивать добычу и вывоз нефти за границу и начинать перераспределять деньги из сырьевого сектора в производственный, науку и технологии, модернизацию и структурную перестройку экономики на современной технологической основе

Заключение. Об обязательной экспертной переоценке

Основной вывод – состояние экономики страны требует срочного (на 1 января 2004 года) проведения обязательной переоценки основных фондов предприятий. Причем необходимо провести именно экспертную переоценку основных средств, а не индексную, так как в период приватизации допускались и допускаются до настоящего времени огромные занижения стоимости основных средств.

Автор: