«Франчайзинг» – эквивалент известного в западном законодательстве понятия «франшиза» или понятия «коммерческая концессия» в российском гражданском законодательстве. Договор франчайзинга в Беларуси применяется в сфере предпринимательской деятельности (п. 2 ст. 910 ГК РБ).
Основным обязательством, определяющим особенности договора, является предоставление «правообладателем» «пользователю» комплекса исключительных прав на использование объектов интеллектуальной собственности (см. ст. 139 ГК РБ), что позволяет рассматривать этот договор как разновидность лицензионных договоров.
Договор франчайзинга заключается с целью создания новых хозяйственных комплексов (магазинов, ресторанов, гостиниц и т.п.), расширения сети рынков сбыта товаров и услуг под фирмой правообладателя. Это отличает его от традиционных лицензионных договоров, позволяющих лицензиату использовать отдельные объекты интеллектуальной собственности – изобретение, полезную модель, товарный знак, литературное произведение и другие охраняемые объекты, права на которые принадлежат лицензиату (см., например, закон РБ «О патентах на промышленные образцы»). Следует подчеркнуть и отличие франчайзинга от концессии как формы инвестиционной деятельности в Беларуси в контексте национального законодательства. Так статья 50 Инвестиционного кодекса РБ устанавливает под концессией договор «о передаче на возмездной основе на определенный срок права на осуществление на территории Республики Беларусь отдельного вида деятельности, на которую распространяется исключительное право государства, либо права пользования имуществом, находящимися в собственности Республики Беларусь». При этом концессионный договор может заключаться в РБ только на основании решения Президента РБ (статья 58 Инвестиционного кодекса). Таким образом, термины «коммерческая концессия» в РФ и «концессия» в РБ существенно разняться между собой, при этом коммерческая концессия в РФ идентична термину «франчайзинг» в Беларуси.
Договор франчайзинга не относится к смешанным договорам (см. п. 3 ст. 421 ГК РБ), хотя и опосредствует комплексные обязательственные отношения. Он регламентирован в Гражджанском кодексе РБ как самостоятельный вид договора. Поэтому к нему применяются правила ГК РБ и субсидиарно – правила специальных законов об охране исключительных прав (Закон РБ «О товарных знаках (знаках обслуживания)», Закон РБ «О патентах на промышленные образцы», Закон РБ «Об авторском праве и смежных правах»). Первые договоры (они именовались лицензионными) были заключены в Беларуси, когда на белорусский рынок вышли такие фирмы как, например, «Макдональдс», «Кока-кола».
Предоставляемый по договору комплекс исключительных прав включает права на фирменное наименование и (или) коммерческое обозначение, товарный знак, а также коммерческую информацию, охватывающую опыт организации соответствующей предпринимательской деятельности (ноу – хау).
В договоре франчайзинга может быть предусмотрена передача прав и на другие объекты интеллектуальной собственности, например, промышленный образец (охраняемую внешнюю форму изделия) или программу для ЭВМ. Приведенный в статье 910 ГК РБ перечень объектов имеет открытый характер.
Однако во всех случаях предметом договора служат отчуждаемые имущественные права. К ним нельзя отнести «деловую репутацию» организации (гудвил). Хотя при согласовании цены договора обычно учитывается т.н. условная стоимость «деловой репутации» правообладателя, которая влияет на стоимость передаваемых прав.
Необходимость согласования в договоре коммерческой концессии объема передаваемых прав (территории, охватываемой концессией, вида деятельности, количества выпускаемых или продаваемых товаров, объема работ или услуг и т.п.) обусловлена нематериальным характером объектов этих прав, возможностью их одновременного использования неограниченным кругом лиц.
Неурегулированность этих вопросов может создать неопределенность в отношениях сторон по поводу предмета договора. За пределами согласованной в договоре сферы деятельности пользователя правообладатель сохраняет возможность распоряжения этими объектами.
Общие правила о фирменном наименовании и его охране установлены в п. 4 ст. 5 ГК РБ. Специальные правила о фирменных наименованиях отдельных видов юридических лиц установлены в статьях ГК, регулирующих образование соответствующих юридических лиц (см. п. 3 ст. 64, п. 4 ст. 82, п. 3 ст. 113, п. 3 ст. 115 ГК РБ). По ранее действующему законодательству (Положение о фирме 1927 г.) право на фирму не требовало особой регистрации. Оно возникало с начала фактического пользования фирменным наименованием. Теперь под такой режим подпадает только коммерческое обозначение – применяемое предпринимателем общеизвестное незарегистрированное наименование. Его охрана не регламентируется белорусским законодательством. Права на коммерческое обозначение могут быть защищены в Беларуси на основе ст. 8 Парижской конвенции по охране промышленной собственности (участником которой является и Беларусь), предусматривающей охрану фирменных наименований во всех странах – участницах Конвенции без обязательной регистрации. В силу положений Конституции РБ, конкретизированного в ст. 6 ГК РБ, предписания международных договоров имеют приоритет перед нормами других актов, в том числе гражданского законодательства.
Основным актом, устанавливающим правовой режим использования товарных знаков и знаков обслуживания, является Закон РБ «О товарных знаках (знаках обслуживания)», (промышленных образцов – закон РБ «О патентах на промышленные образцы»; объекты авторских прав, в том числе программы ЭВМ и базы данных, охраняются Законом РБ «Об авторском праве и смежных правах»).
Коммерческая информация и коммерческий опыт, предоставляемые по обычаю пользователю по договору, включают обычно профессиональное обучение персонала, специальный инструктаж в течение всего периода действия договора по различным аспектам организации хозяйственной деятельности, как-то: управление, создание бытовой сети, эксплуатация оборудования, ведение учета и отчетности, обслуживание клиентуры, приготовление фирменных блюд и т.п.
Анализ положений ГК РБ, а также вышеназванных законов позволил установить следующие особенности договора франчайзинга.
Следует отметить, что ГК РБ не устанавливает форму, в которой заключается договор франчайзинга, а также обязательность его регистрации в каких-либо органах. Однако необходимость регистрационной процедуры для договоров франчайзинга обусловлена особенностями регистрационной системы возникновения и закрепления исключительных прав на фирменные наименования, товарные знаки и другие объекты, а также вытекающими отсюда специальными правилами – передачи прав (см. п. 4 ст. 54 ГК, статью 20 Закона РБ «О патентах на промышленные образцы», статью 12 Закона РБ «О патентах на изобретения и полезные модели», статью 7 Закона РБ «О правовой охране топологий интегральных микросхем», статьи 22,23, 24 Закона РБ «О товарных знаках (знаках обслуживания)» и др.).
Несоблюдение требований, предъявляемых к моменту и форме заключения договора франчайзинга, влечет серьезные последствия для сторон – признание договора недействительным (см. ст. 163 ГК РБ).
Вознаграждение по договору франчайзинга может выплачиваться пользователем правообладателю в форме фиксированных разовых или периодических платежей, отчислений от выручки, наценки на оптовую цену товаров, передаваемых правообладателем для перепродажи, или в иной форме, предусмотренной договором.
Наиболее распространенной формой оплаты является сочетание фиксированной суммы (т.н. «паушальный платеж»), которая выплачивается сразу после заключения договора, и периодических (чаще всего годовых) платежей (так называемых «роялти») в виде отчислений в определенном проценте от суммы оборота (товаров, услуг, работ).
Правообладатель обязан обеспечить пользователю фактические и правовые условия, необходимые ему для реализации предоставленных прав и осуществления договорной деятельности.
Пользователь обязан реализовать в полном объеме полученные права. Он должен осуществлять предусмотренную договором хозяйственную деятельность в обусловленном масштабе и на обусловленном качественном уровне, полностью соответствующем качеству товаров, работ или услуг, производимых, выполняемых или оказываемых непосредственно правообладателем, включая требования эстетики, комфортности и т.п.
При этом он не вправе вводить потребителя в заблуждение и обязан информировать его о том, что торговля товаром или иная деятельность осуществляется им по договору франчайзинга.
К основным обязанностям пользователя отнесено также неразглашение предоставленной ему правообладателем конфиденциальной коммерческой информации. Нарушение этой обязанности может нанести весьма серьезный ущерб правообладателю, т.к. сохранение информации в тайне служит необходимой предпосылкой ее коммерческой ценности (см. ст. 140 ГК РБ).
Допускается включение в договор франчайзинга отдельных обязательств, ограничивающих свободу действий той или другой стороны в рамках договорных отношений.
В частности, может быть предусмотрен отказ пользователя от получения аналогичных прав по договорам с конкурентами правообладателя. Однако во всех случаях договорные условия, направленные на ограничение конкуренции, не должны подпадать под действие законодательства о конкуренции. В противном случае эти условия могут быть оспорены и признаны недействительными.
В договорах франчайзинга обычно предусматривается обязательство правообладателя не передавать исключительные права другим пользователям на той же территории и обязательство пользователя не конкурировать с правообладателем на территории действия договора, что обусловлено необходимостью четкого определения объема предоставляемых по договору исключительных прав, включая разграничение территориальной и иной сферы их использования между правообладателем и пользователем. Аналогичные условия характерны и для традиционных лицензионных договоров на объекты интеллектуальной собственности.
Обязательства пользователя согласовывать с правообладателем вопросы расположения и оформления коммерческих помещений вытекают из его обязанности соблюдать инструкции и указания правообладателя относительно внешнего и внутреннего оформления коммерческих помещений.
Таким образом, на методику учета сделки франчайзинга повлияют следующие особенности. Согласно договору франчайзинга, у правообладателя сохраняются исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности, а у пользователя возникает лишь право на использование объектов интеллектуальной собственности в своей деятельности. Поэтому передача исключительных прав в учете правообладателя отражается минуя счета реализации. Поскольку у пользователя не возникает обязательства по оплате самой стоимости объекта интеллектуальной собственности (осуществляются только платежи за предоставленное право пользование объектами интеллектуальной собственности), то в учете пользователя предоставленное право пользования учитывается на счетах имущества за балансом – на предлагаемом для введения новом счете 015 – «Право пользования объектами интеллектуальной собственности». Платежи за предоставленное право пользования объектами интеллектуальной собственности, производимые в виде периодических платежей (так называемых «роялти»), в т.ч. и авторские вознаграждения, включаются организацией-пользователем в расходы отчетного периода. Платежи за предоставленное право пользования объектами интеллектуальной собственности, производимые в виде фиксированного разового платежа (т.н. «паушальный платеж») сразу после заключения договора, включая авторское вознаграждение, отражаются в учете организацией-пользователем как расходы будущих периодов и списываются в течение срока действия договора. В учете правообладателя полученные суммы отражаются как выручка, а исключительные права на результаты интеллектуальной собственности – на счетах имущества, а конкретно – на счетах затрат 20 «Основное производство» или 04 «Нематериальные активы», что вытекает из сущности сделки выполнения научно-исследовательских работ, опытно-конструкторских и технологических работ.
Порядок учета отдельных операций по исполнению сделки франчайзинга в нашей стране установлен п.п. 21-24 Положения по бухгалтерскому учету нематериальных активов (утв. Постановлением Минфина РБ от 12.12.01 г. №118). В частности, нематериальные активы, передаваемые в соответствии с лицензионными или иными аналогичными договорами (а значит, и по договору франчайзинга) в пользование, учитываются собственником исключительных прав в бухгалтерском учете по первоначальной стоимости. В учете пользователя нематериальные активы отражаются на забалансовом счете (так и не указанном как в действующем Плане счетов бухгалтерского учета, так и в самом Положении) в оценке, принятой в договоре. Платежи за предоставленное право пользования объектами интеллектуальной собственности, производимые в виде периодических платежей, включая авторские вознаграждения, включаются организацией-пользователем в расходы отчетного периода. Платежи за предоставленное право пользования объектами интеллектуальной собственности, производимые в виде фиксированного разового платежа, включая авторское вознаграждение, отражаются в бухгалтерском учете организацией-пользователем как расходы будущих периодов и подлежат списанию в течение срока действия договора. Начисление амортизации по нематериальным активам, предоставленным в пользование, производится собственником исключительных прав на них (т.е. правообладателем).
Таким образом, хозяйственные операции по сделке франчайзинга отразятся в учете у сторон следующим образом:
У правообладателя:
Д-т сч. 04 «Нематериальные активы»
К-т сч. 04 «Нематериальные активы» субсчет «Исключительные права, переданные в пользование» – на сумму переданных в пользование объектов исключительных прав по первоначальной стоимости;
Д-т сч. 51 «Расчетный счет», 52 «Валютный счет»
К-т сч. 64 «Расчеты по авансам полученным» – на сумму полученного фиксированного разового платежа;
Д-т сч. 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», 64 «Расчеты по авансам полученным»
К-т сч. 46 «Реализация» – на сумму выручки в виде периодических платежей и части фиксированного разового платежа, приходящегося на отчетный период;
Д-т сч. 20 «Основное производство»
К-т сч. 05 «Износ нематериальных активов» – на сумму начисленной амортизации нематериальных активов;
Д-т сч. 04 «Нематериальные активы»
К-т сч. 04 «Нематериальные активы» субсчет «Исключительные права, переданные в пользование» – на сумму возвращенных ранее переданных в пользование объектов исключительных прав по окончании срока действия договора по первоначальной стоимости;
У пользователя:
Д-т сч. 015 «Право пользования объектами интеллектуальной собственности» – на сумму полученных прав пользования объектами интеллектуальной собственности согласно условиям договора франчайзинга;
Д-т сч. 20 «Основное производство»
К-т сч. 51 «Расчетный счет», 52 «Валютный счет» – на сумму периодического платежа («роялти») за предоставленное право пользования объектами интеллектуальной собственности;
Д-т сч. 31 «Расходы будущих периодов»
К-т сч. 51 «Расчетный счет», 52 «валютный счет» – на сумму фиксированного разового («паушального») платежа за предоставленное право пользование объектами интеллектуальной собственности;
Д-т сч. 20 «Основное производство», 44 «Издержки обращения»
К-т сч. 31 «Расходы будущих периодов» – на сумму фиксированного разового платежа, списываемого на затраты соответствующего отчетного периода согласно условиям договора.
К-т сч. 015 «Право пользования объектами интеллектуальной собственности» – на сумму возврата ранее полученных прав пользования объектами интеллектуальной собственности согласно условиям договора франчайзинга.