13 февраля 2002 года состоялось заседание Совета по финансовой отчетности. Результаты обсуждения на этом заседании были представлены на заседании Консультативного совета по стандартам при Правлении КМСФО, которое состоялось в Лондоне 18-19 февраля 2002 года.
На заседании Совета по финансовой отчетности, помимо организационных, обсуждались следующие вопросы:
- Отдельные аспекты проектов Правления КМСФО «Улучшение действующих МСФО» и «Первое применение МСФО», которые были предложены Правлением к обсуждению на заседании Консультативного совета по стандартам в феврале 2002 года;
- порядок работы и состав рабочей группы по финансовой отчетности в добывающих отраслях, созданной в соответствии с решением СФО на прошлом заседании Совета в декабре 2001 года;
- изменения к Временному положению о Совете по финансовой отчетности, касающиеся назначения Председателя и членов СФО, а также прекращения их полномочий.
4 апреля 2002 года в рамках Совета по корпоративному управлению состоялось заседание секции «Международные стандарты финансовой отчетности: практика и перспективы применения в России». В заседании приняли участие представители компаний, готовящих отчетность по МСФО, профессиональных участников рынка ценных бумаг, аудиторских организаций.
О необходимости перехода к представлению отчетности по международным стандартам неоднократно говорилось на заседаниях самого высокого ранга, в профессиональных кругах, в средствах массовой информации. Инвестор в первую очередь заинтересован в достаточности и объективности информации, об объекте инвестиций. К сожалению, сегодня информация о российских компаниях в большинстве случаев такого представления не дает. По мнению международных аудиторских компаний, причины многих пробелов и проблем с раскрытием информации находятся не столько в аудиторской сфере, сколько в сфере самих бухгалтерских стандартов, отстающих от требований рынка. Следует отметить, что данные отчетности «для внутреннего пользования» и «на экспорт» по одним и тем же позициям могут весьма значительно отличаться. В частности, прибыль, рассчитанная по российским правилам, во многих случаях превращается в убыток по МСФО.
Аналогично, объем и тип раскрываемой информации для зарубежных пользователей может в несколько раз превышать объем информации, содержащейся в отчетах для предоставления российским акционерам и регулирующим органам (например, в соответствии с международными стандартами необходимо подробно раскрывать операции с аффилированными лицами – связанными сторонами).
Несмотря на отсутствие непосредственной поддержки государства в вопросах применения МСФО целый ряд российских предприятий уже давно пользуются этими стандартами, а многие намереваются приступить к их применению. В процессе практического использования международных стандартов российские предприятия сталкиваются с целым рядом проблем, которые коротко можно охарактеризовать следующим образом:
- Бремя двойных затрат – на составление отчетности по российским стандартам и по МСФО; после введения 25 Главы Налогового кодекса РФ бремя стало тройным – добавился налоговый учет.
- Нехватка квалифицированных кадров, отсутствие рынка специалистов по МСФО; отсутствие программы аттестации специалистов по МСФО на русском языке; в программе аттестации профессиональных бухгалтеров ИПБ России отсутствуют вопросы по МСФО.
- Трудности при выборе консультанта по применению МСФО и аудитора отчетности, составленной по МСФО; низкая обеспеченность рынка услуг по МСФО квалифицированными кадрами.
- Недостаток в практических рекомендациях по применению МСФО, отсутствие профессионального органа, способного предоставить грамотную консультацию по вопросам применения МСФО.
По итогам обсуждения вышеперечисленных проблем на заседании секции по МСФО в рамках Совета по корпоративному управлению были выработаны предложения по разработке механизма поддержки внедрения МСФО в России, предусматривающего как поддержку компаний, уже применяющих МСФО, так и поддержку российских инвесторов на рынке капитала в части получения достоверной информации, составленной по МСФО, от компаний – участников рынка ценных бумаг путем введения соответствующих требований к раскрытию этой информации.
Ниже представлены предложения участников заседания по отдельным направлениям создания такого механизма поддержки применения МСФО российскими предприятиями.
Охват компаний
- компании, ценные бумаги которых обращаются у организаторов торговли на рынке ценных бумаг либо на международных рынках капитала;
- финансовые институты (банки, профессиональные участники рынка ценных бумаг, инвестиционные фонды);
- средние по размерам компании, применяющие либо желающие начать применение МСФО в целях, не связанных с выходом на организованный рынок ценных бумаг;
- целевые благотворительные фонды.
Юридическая поддержка
Для первого этапа внедрения МСФО в России (об этапах – см. ниже) – при представлении компаниями сводной (консолидированной) отчетности по МСФО:
- Изменения и дополнения в законодательство об акционерных обществах и о рынке ценных бумаг в части раскрытия и аудита сводной финансовой отчетности по международным стандартам, а также в части требований к листингу ценных бумаг на организованном рынке.
- Создание механизма по приданию МСФО правового статуса в РФ, возможно, аналогично создаваемому в ЕС механизму «поддержки МСФО». Необходимо создать орган, состоящий из специалистов, но при поддержке государственных органов. Таким путем идет Евросоюз: создание в июле 2001 организации EFRAG показало, что и на Западе продвижение МСФО требует привлечение административного ресурса.
- Внесение изменений в Закон «Об аудиторской деятельности» в части придания соответствующего статуса аудиту отчетности, приготовленной в соответствии с МСФО.
Для последующих этапов внедрения МСФО в России – при представлении компаниями индивидуальной отчетности по МСФО:
- Возможность применения МСФО как единой основы составления финансовой отчетности для целей раскрытия информации о финансовом состоянии компании и корпоративных событиях; раскрытия информации о существенных фактах хозяйственной деятельности; использования показателей отчетности по МСФО; для целей корпоративного права (расчет чистых активов, расчет дивидендов),
- Легализация применения МСФО по вопросам, которые не прописаны в российских положениях по бухгалтерскому учету.
- Внесение изменений и дополнений в законодательство о бухгалтерском учете в части отмены обязательного аудита отчетности, составленной по российским правилам, в случае проведения аудита отчетности юридического лица, составленной по МСФО.
- Урегулирование вопросов предоставления статистических данных по МСФО в органы статистики.
- Разработка нормативных документов, регулирующих налоговую базу на основе МСФО.
Практическая поддержка
Разработка практических рекомендаций по применению МСФО российскими предприятиями. Такие рекомендации должны базироваться на российских case-study, подготовленных в рамках проектов по продвижению МСФО в России. Издание официального перевода МСФО на русский язык и придание ему правового статуса. Перевод и рекомендации по применению МСФО должны обновляться на постоянной основе.
Кадровая поддержка МСФО
- Разработка системы квалификационных требований к специалистам по МСФО, включая механизм сертификации (аттестации) специалистов.
- Принятие концепции обучения специалистов по МСФО (например, по программам CPA, ACCA и аналогичным) и разработка соответствующих курсов обучения на российских примерах.
- Организация системы подготовки специалистов инвестиционных компаний и делового сообщества, в целом, по работе с отчетностью, подготовленной по МСФО.
- Включение вопросов по МСФО в программу аттестации профессиональных бухгалтеров ИПБ России.
- Разработать механизм признания иностранных сертификатов специалистов по МСФО (например, АССА) в России.
Контроль за применением МСФО
Создание механизма контроля за применением МСФО на базе профессиональных организаций и крупных аудиторских компаний. Участие государства – на уровне контроля за соблюдением требований к раскрытию информации и ее достоверности, в соответствии с законодательством об акционерных обществах и рынке ценных бумаг.
Скандалы последнего года с крупнейшими аудиторскими компаниями могут в принципе изменить мировой и российский рынок аудиторских услуг. Россия по прежнему остается административной страной, поэтому в России нужен «государственный» механизм контроля.
В связи с этим необходимо повысить роль ФКЦБ России в части контроля за деятельностью аудиторов на рынке ценных бумаг. В целях обеспечения высокого профессионального уровня регулирования вопросов применения МСФО на рынке ценных бумаг необходимо создать при ФКЦБ России профессиональный орган по вопросам практического внедрения МСФО.
Этапы внедрения МСФО
- 1-ый этап. Обязать компании, ценные бумаги которых обращаются у организаторов торговли, представлять свою сводную отчетность в соответствии с МСФО (US GAAP), с 2004/2005 года. Установить требования к компаниям, составляющим сводную отчетность по МСФО, раскрывать ее в России на русском языке, начиная с отчетности за 2002 год.
- 2-ой этап. Предоставить возможность выбора между МСФО и российскими стандартами для целей составления индивидуальной отчетности компаний. Разрешить компаниям, составляющим отчетность по МСФО, не проводить в обязательном порядке аудит отчетности, составленной по российским правилам, при условии обязательного аудита отчетности по МСФО.
Следующее заседание Совета по финансовой отчетности состоялось 17 мая 2002 года при поддержке ФКЦБ России. На заседании были рассмотрены предложения Правления по КМСФО по внесению изменений в стандарты, регулирующие вопросы учета и подготовки отчетности по финансовым инструментам, а также практические проблемы российских предприятий по применению КМСФО в части учета операций с финансовыми инструментами.
В ходе обсуждения было принято решение не давать оценку предложениям Правления КМСФО по внесению изменений в МСФО 32 и 39 до того, как будет опубликован Предварительный вариант соответствующего стандарта (по планам Правления, публикация намечена на второй квартал 2002 года). Совет планирует вернуться к обсуждению указанных предложений в ходе работы над комментариями к Предварительному варианту стандарта.
Обсуждение отдельных вопросов практического применения МСФО 32 и 39 продемонстрировало необходимость дополнительного обсуждения вопросов оценки финансовых инструментов в условиях отсутствия активного рынка, а также иных вопросов с привлечением к участию в дискуссии специалистов из аудиторских компаний и предприятий, представляющих финансовую отчетность по МСФО.
На заседании был также рассмотрен вопрос об оценке при первоначальном признании выданных компанией беспроцентных кредитов и займов и кредитов и займов со ставкой процента ниже рыночной (IAS 39 Implementation Guidance, Question 66-3). По результатам обсуждения Советом принято решение представить позицию Совета по этому вопросу Правлению КМСФО и Комитету по разработке рекомендаций по применению МСФО 39 при Правлении КМСФО.
В рамках заседания состоялось обсуждение вопросов создания и план мероприятий на ближайшую перспективу рабочей группы по внедрению МСФО при ФКЦБ России. В качестве приоритетного вопроса внедрения МСФО в России группы был рассмотрен вопрос о придании МСФО легального статуса с целью упорядочения процесса подготовки и представления компаниями финансовой отчетности по международным стандартам.
По итогам обсуждения утвержден порядок работы группы по согласованию терминологии МСФО и экспертизе перевода МСФО на русский язык с целью обеспечения российских компаний единым инструментарием, необходимым для представления понятной русскоязычным пользователям и сопоставимой финансовой отчетности.
На заседании было утверждено Временное положение о рабочей группе по финансовой отчетности в добывающих отраслях. Председателем Рабочей группы был утвержден Егор Метелкин, старший менеджер отдела аудита Deloitte & Touche.
Более подробно с информацией о деятельности Совета по финансовой отчетности можно ознакомиться в разделе «СФО» нашего сайта.