В условиях финансовой нестабильности значительную часть аудируемых предприятий перешли в режим «тотального» снижения расходов. Аудиторские компании одни из первых почувствовали на себе последствия финансового «кризиса». Особенно это затронуло аудиторов, оказывающих услуги «классического» аудита по российским и международным стандартом. Темпы роста выручки от оказываемых услуг значительно сократились, а в некоторых компаниях наблюдается и снижение выручки. В целях снижения зависимости от конъюнктуры рынка, сезонного фактора, доля сопутствующих аудиту услуг рекомендуется на уровне 20-60 процентов от общего дохода компании.
Известная пословица «держите яйца в разных корзинах» применительно к аудиту может быть представлена – диверсифицируйте портфель аудитора. В качестве сопутствующих услуг компании обычно выбирают следующие направления:
- консультирование по вопросам бухгалтерского учета и налогообложения;
- юридическое сопровождение бизнеса;
- ведение бухгалтерского учета;
- оценочная деятельность;
- представительство в налоговых органах и арбитражных судах;
- подбор персонала.
Реже, средние и мелкие аудиторские компании, выбирают направление IT-технологий. И этому есть причины. Руководители компаний – аудиторы, не являются специалистами по информационным технологиям, и имеют отдаленное представление о программировании, установке и настройке программных продуктов. Вместе с тем, у аудитора, по сравнению с другими специалистами, есть очевидное преимущество – он может разговаривать с юристами и бухгалтерами на одном языке, и ему доверяют. Надо же использовать имеющиеся преимущества.
Одна из востребованных потребностей аудируемых предприятий – комплексная организация договорной работы. Это и разработка договоров, и координация между сотрудниками юридического отдела и бухгалтерии, и необходимость отслеживания своевременности исполнения договорных обязательств. Все это входит в сопутствующую аудиту услугу – внедрение информационных технологий.
По данным проведенного опроса представителей средних и мелких аудиторских компаний аудируемые предприятия достаточно часто допускают нарушения, являющие следствием низкой организацией договорной работы, несогласованностью работы юридического отдела и бухгалтерии предприятия. При отражении хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета сотрудники не всегда имеют возможность оперативно ознакомиться с условиями заключенного договора, а они могут отличаться от условий других договоров. Это может быть и различный момент перехода права собственности, и порядок оплаты транспортных расходов, и другие важные условия, влияющие на порядок отражения операций в учете. Наверное, было бы удобным, если сотрудник бухгалтерии, в зависимости от установленных прав доступа, перед отражением операции имел бы возможность оперативно ознакомиться с текстом договора.
Одной из задач бухгалтерского учета является выявление внутрихозяйственных резервов для обеспечения финансовой устойчивости организации. При проведении проверки на предмет полноты и своевременности исполнения обязательств по заключенным договорам, как правило, имеет место систематическое несоблюдение сроков исполнения договорных обязательств как аудируемым предприятием, так и их контрагентами. А где есть обязательства – там и санкции за их несвоевременное исполнение. Систематизация контроля над исполнением обязательств способствует повышению финансовой дисциплины аудируемого предприятия, а также повышает ответственность исполнителей (менеджеров). Например, может быть обеспечена возможность формирования отчета по документам (договорам, актам и т.д.), которые менеджеры не представили в оригинале, и обязательствам, срок исполнения которых истек.
Не эффективная организация договорной работы и финансовой дисциплины влияет не только на бухгалтерский (налоговый) учет. Уровень проблемы намного глубже и только сейчас, столкнувшись с проблемами, руководители компаний понимают необходимость изменения подхода к организации договорной работе.
Некоторые из приведенных проблем, с которыми сталкиваются предприятия, хорошо известны аудиторам. Но если раньше аудиторы могли только зафиксировать проблему в отчете аудитора, то теперь у них появилась возможность помочь клиенту решить ее в рамках оказания услуги по организации договорной работы.
Именно с этой целью аудиторской компанией ООО КСБ «IT Аудит & Право» разработана программа по комплексной организации договорной работы – IT Audit: Управление договорами. Продукт является коробочным решением и не требует программирования или иной сложной настройки при внедрении аудиторской компанией.
В рамках внедрения продукта аудиторской компанией может быть проведено обучение пользователей работе с программой, и выполнены следующие настройки программы:
- внесение в программу шаблонов заключаемых клиентами договоров (при необходимости – разработка проекта нового договора);
- исходя из видов заключаемых договоров, внесение основных условий договоров, которые необходимо контролировать при отражении сделок в учете;
- исходя из содержания шаблона договора внести в программу структуру обязательств сторон.
Мы готовы поделиться своими знаниями и опытом, и помочь вашему бизнесу расширить спектр оказываемых клиентам услуг.