Рынок захватов, как и любой другой рынок, взрослеет, эволюционирует. Вызваны такие метаморфозы объективными причинами: жертвы учатся защищаться, агрессоры вынуждены изобретать новые стратегические и тактические приемы, чтобы достигнуть своих целей.
Цель рейдерства всегда неизменна: задушить конкурента; захватить и распродать по частям; просто отобрать успешный бизнес, чтобы в дальнейшем получать доходы в свой карман. На построение принципов нападения накладывает свой отпечаток и рынок, на котором работает компания-мишень.
Банковский рынок, а соответственно, и банковское рейдерство не исключение. Но на финансовой арене активно себя ведут только рейдеры, имеющие в своем арсенале серые и белые схемы. Деньги любят тишину, а посему силовые захваты ни к чему не приведут.
НЕ В БРОВЬ, А В БАНК
Итак, ключевые отличительные особенности банковского рейдерства можно сформулировать следующим образом: «тихо, тихо и еще раз тихо». Такая бесшумность вызвана прагматичными соображениями. Крайне редко банк захватывают с целью уничтожения бизнеса. Обычно кто-то хочет присовокупить существующую филиальную сеть к своему банку или же приумножить таким образом клиентскую базу. Но, внимание! Банковский бизнес строится исключительно на доверии, и если клиенты раньше времени узнают о готовящейся смене владельцев, то они предпочтут сменить финансовое учреждение, обслуживающее их, не дожидаясь пертурбаций в рядах акционеров. Однако нападающую сторону такой поворот событий вряд ли устроит, подмять «пустышку» не имеет никакого смысла. Для того чтобы мишень не потеряла своей товарной привлекательности, необходимо поднять бурю в стакане воды. Как только рейдеры войдут в банк, то искусственный шторм утихнет сам собой, при этом ключевые клиенты останутся. Потери в клиентских рядах не должны превышать 5-7% от существующей базы, в противном случае сокращение клиентуры более чем на 10% заносится в пассив захвата, то есть увеличивает его стоимость, снижая экономический эффект.
Чтобы провести захват без шума и пыли рейдерами используется стратегия перманентной психологической атаки. Она заключается в следующем:
- инициация ряда материалов в СМИ, обвиняющих руководство банка в недобросовестной работе и махинациях с деньгами вкладчиков;
- создание фиктивных союзов защиты прав вкладчиков, которые якобы отстаивают интересы пострадавших клиентов и призывают расторгнуть деловые контакты с банком;
- подкуп сотрудников банка с целью приобрести базу персональных данных вкладчиков, постоянно получать оперативную информацию о ситуации внутри организации, чтобы влиять на корпоративный дух сотрудников и т. д.
- Как видим, громкие судебные разбирательства либо же возбуждение уголовных дел против должностных лиц в данном случае не популярны. Урон должен быть нанесен минимальный, в прямом смысле слова, только лишь словесный.
В случае с Банком «БИГ Энергия», который уже долгое время успешно отражает перманентную рейдерскую атаку, нападающая сторона – это акционеры, которым принадлежит 30% акций банка, а защищающаяся – владельцы 60%-ного пакета, которым и принадлежит законная власть. Как видим, при таком соотношении сил открытое противостояние со стороны рейдеров, как минимум, нелогично. Поэтому их активность имеет несколько «рваный», вялотекущий характер. Основной конек – периодическая инициация всевозможных проверок со стороны контролирующих органов. Вот один из примеров. В ходе очередной проверки как нарушение вменяли следующее: в договоре вместо «общество с ограниченной ответственностью» стояло ООО. Два таких нарушения и инициируется вопрос о лишении лицензии на осуществление определенных видов деятельности. А дальше все бы шло «по накатанной», законные собственники вытесняются с предприятия, и захватчики становятся полноправными хозяевами.
Учитывая, что позиции ключевых акционеров банка в этом противостоянии неуязвимы, с точки зрения закона, в качестве ответного шага просто была перестроена система управления таким образом, чтобы интегрировать в нее механизмы антикризисного менеджмента. В результате и стратегическое управление, и операционная деятельность, и ее юридическое и информационное сопровождение учитывают возможность возникновения «рейдерского риска». Это единственный путь, позволяющий банку нормально функционировать и оправдывать доверие своих клиентов и партнеров.
СЛЕПОЙ МЕЧ ПРАВОСУДИЯ
Конкретные действия рейдеров в стенах судов можно описать следующим образом. В судебные инстанции подается значительное количество исков, большинство из которых «пустые», с целью отвлечения и распыления внимания, а также для создания искусственных информационных поводов. Ну и к сожалению, второй аспект общения рейдеров со служителями Фемиды заключается в создании материальной мотивации исполнителей судебной власти для принятия «правильного» решения.
В таких условиях банкам-мишеням очень сложно отстаивать свои позиции. И без целенаправленного GR (government relationships – взаимоотношения с властью) точно не обойтись. Да, пресечь утечки внутренней информации можно. Службы безопасности банков могут без труда вычислить и нейтрализовать инсайдеров. Любое уважающее себя финансовое учреждение заботится о грамотном построении службы безопасности, не ограничиваясь лишь установкой видеокамер внешнего наблюдения. Но вот прекратить поток судебных исков штатные сотрудники вряд ли смогут, независимо от уровня компетенции. Необходимо налаживать отношению с властью.
Однако GR эффективное оружие не только для защищающейся стороны. Рейдеры также в совершенстве владеют этими «боевыми» навыками. Вот список наиболее популярных методов рейдерских GR-приемов:
- создание мотивации» отдельных сотрудников проверяющих и контролирующих органов;
- инициация проведения проверок контролирующих органов, в том числе со стороны Национального банка Украины;
- усиленный контроль деятельности финансового учреждения;
- получение нормативного документа Нацбанка, санкционирующего смену менеджмента (введения временной администрации в банковское учреждение, предполагающее получение контроля над банком через своего временного управляющего).
Однако стоит обратить внимание, что банки также могут использовать первых два приема, но в благородных целях. Можно построить доверительные отношения с представителями проверяющих и контролирующих органов, и тем самым обеспечить молниеносное получение информации о том, что кто-то интересуется вашим банком. Этот метод превентивной защиты, который еще называют «система сигнальных флажков», позволяет оперативно отслеживать любые телодвижения, направленные против банка.
Второй прием «инициация проведения проверок контролирующих органов» банки могут использовать как тактический ход в том случае, если стало известно о готовящемся нападении. Все предельно просто. Как только пошатнулся один из сигнальных флаж ков (рейдеры проявили внимание к банку), финучреждение само инициирует проверку со стороны контролирующих органов, предварительно их к этому подготовив. В данном случае преследуются следующие цели: во-первых, проверки могут отпугнуть рейдеров, захватывать проблемные активы для них нецелесообразно. Как минимум, агрессоры предпочтут дождаться конца проверки, чтобы понять, что к чему. Выигранное время можно использовать по своему усмотрению. Во-вторых, позитивные результаты проверки всегда можно зачислить в актив, а не в пассив защищающейся стороны. Если самому выступить инициатором проверки, то она пройдет менее болезненно, чем ревизия, подготовленная противоборствующей стороной.
Более действенный механизм взаимоотношений с властью – лоббирование принятия законодательных актов, направленных не на защиту конкретного предприятия (банка), а на пресечение рейдерской деятельности как таковой. То, что лежит на поверхности это незначительное реформирование судебной системы. В первую очередь, следует запретить рассмотрение исков судами, расположенными не по месту регистрации предприятия. Также не лишним будет и уголовное преследование судей в каждом доказанном случае вынесения ими заведомо неправосудного решения. Это выглядит вполне логичным шагом после создания общедоступного реестра судебных решений.